Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Таможенная стоимость - фисташки (Иран)

288

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «Н» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности заявления таможенной стоимости товаров – «фисташки», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 8 276,3 тыс. тенге.

Компания «Н» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «Н» сообщает, что является субъектом малого предпринимательства, основным видом деятельности которого является неспециализированная оптовая торговля продуктами питания, напитками и табачными изделиями.

Компания «Н» поясняет, что в ходе проведения проверки было вменено нарушение касательно производства таможенной очистки ввозимых товаров с более низкой таможенной стоимостью и без подтверждающих таможенных документов и сведений. В частности, проверяющий орган пришел к необоснованному выводу о том, что Компания «Н», применив ИТС на товары «Фисташки» - 1,49 и 1 долларов США за 1 кг, занизило таможенную стоимость проверяемого товара.

Компания «Н» считает, что при проведении проверки проверяющим органом должна быть обеспечена обоснованность применения соответствующего метода определения таможенной стоимости ввозимого товара и условия несоответствия предыдущего метода.

В рассматриваемом случае, Компания «Н» в таможенной декларации при ввозе товара - «фисташки» применило 1-ый метод определения таможенной стоимости, то есть по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Таможенный орган применил 2-й метод определения таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных ДТ от 12.06.2020г. и 01.06.2020г., при том, что имелись достаточные основания для применения 1 -го метода.

По мнению Компании «Н», в соответствии с пунктом 3 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012г. № 283 (далее – Решение ЕЭК №283), ключевым условием является обстоятельство подтверждения стоимости приобретенного товара.

В ходе проверки Компанией «Н» были представлены документы, подтверждающие стоимость приобретенного товара, в частности инвойс, прайс-лист компании-продавца, коносамент.

Компания «Н» утверждает, что применяя в качестве основы для определения стоимости ввозимого товара стоимость, указанную в других декларациях, проверяющим органом проигнорировано наличие документов, которые позволяют достоверно определить стоимость ввозимого товара на основании сделки с ним. Тем самым, таможенным органом нарушены положения статьи 66 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс), а также Решения ЕЭК №283.

Также Компания «Н» отмечает, что в торговых отношениях с Исламской Республикой Иран сложилась определенная деловая практика, из которой следует, что ни у одного юридического лица либо индивидуального предпринимателя, являющегося участником внешнеэкономической деятельности в Республике Казахстан, нет прямых контрактов и платежей с Ираном. Данное обстоятельство обусловлено тем, что банки не регистрируют контракты с указанным государством, не выдают Учетный номер контракта и не проводят валютные операции с Ираном.

В этой связи, при таможенной очистке все участники ВЭД предоставляют одинаковый пакет документов: СМР, коносамент, железнодорожную накладную, инвойс, упаковочный лист, сертификаты.

Следующее существенное нарушение, допущенное, по мнению Компании «Н», проверяющим органом, это несоблюдение Правил применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости с однородными товарами (метод 3), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012г. № 202.

Основными компонентами анализа является коммерческий уровень, количество товара ввозимого по таможенным декларациям, сопоставление условий продаж, поставки товара, наличие скидок, срок ввозимого товара, сезонность, то есть все должно производится индивидуально. Сам факт наличия более низкой стоимости ввозимого товара не может являться основанием для доначисления сумм.

Однако в акте проверки по всем таможенным декларациям отсутствует детальный анализ и обоснование применения к участнику ВЭД более высокой таможенной стоимости товара.

В акте проверки достоверно установлен лишь факт наличия в информационной системе таможенного органа более высокой таможенной стоимости ввозимого товара, при этом отсутствует обоснование доначисления сумм.

На основании вышеизложенного, Компания «Н» просит признать незаконным и отменить уведомление о результатах проверки от 09.06.2021г., вынесенное таможенным органом.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 89 Кодекса срок исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков составляет три года.

Статьей 396 Кодекса предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.

В рассматриваемом случае, Компания «Н» осуществила ввоз товаров из Ирана по следующим ДТ:

- от 01.06.2020г. – длинные фисташки и обжаренные соленные длинные фисташки, заявленные по коду ТН ВЭД – 0802 51 000 0;

- от 12.06.2020г. – фисташки, заявленные по коду ТН ВЭД - 0802 51 000 0, ядра фисташек, заявленные по коду ТН ВЭД – 0802 52 000 0.

При декларировании данных товаров по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления Компанией «Н» таможенная стоимость определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), где размер таможенной стоимости за фисташки, оформленные по ДТ от 01.06.2020г., составил 1 доллар США за 1кг, а за фисташки, оформленные по ДТ от 12.06.2020г., составил 1,49 долларов США за 1кг.

Впоследствии после выпуска товаров таможенным органом проведена таможенная проверка, по результатам которой изменен метод определения и увеличен размер таможенной стоимости.

При изучении представленных Компанией «Н» и таможенным органом документов установлено следующее.

Проведенный таможенным органом анализ ценовой информации товаров, ввезенных на территорию Республики Казахстан, содержащейся в информационной системе таможенного органа, показал значительные расхождения в заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных Компанией «Н» в ДТ, по сравнению с таможенной стоимостью аналогичных товаров, заявленных иными участниками ВЭД.

Для подтверждения заявленных Компанией «Н» сведений о таможенной стоимости товаров, оформленных по вышеуказанным ДТ, таможенным органом направлено требование по представлению следующих документов.

- прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения;

- инвойс;

- банковские документы, подтверждающие таможенную стоимость;

- экспортная декларация страны отправления;

- заявление на перевод денег;

- контракт (договор купли-продажи).

Компания «Н» письмом от 31.03.2021г. представила декларации на товары, прайс-листы, инвойсы, сертификаты о происхождении товаров, коносаменты и приходные накладные.

При этом Компанией «Н» не были представлены экспортные декларации страны отправления и документы, подтверждающие оплату за товар продавцу.

Кроме того, Компания «Н» в жалобе не поясняет, каким образом была произведена оплата за импортированный товар. Компанией «Н» в целях подтверждения оплаты за товар к жалобе не приложены документы о взаиморасчетах и взаимоотношениях с иранскими компаниями (акт сверки взаиморасчетов, контракты и т.п.).

При декларировании фисташек по ДТ от 01.06.2020г. в графе 20 под условием поставки указано – CFR Актау.

В соответствии с Инкотермс 2010, CFR - «Cost and Freight» («Стоимость и фрахт») означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения.

Вместе с тем ни в одном из товаросопроводительных документов не указано, на каких условиях осуществляется поставка товара – фисташки. При этом контракт на поставку товара не был представлен. Кроме того, цена товара за 1 кг в инвойсе и прайс-листе одинаковая без указания места передачи товара.

Тем самым, из документов, представленных Компанией «Н», невозможно достоверно определить условие поставки импортированного товара, а также кем понесены транспортные расходы по перевозке товара (покупателем или продавцом) и включены ли в стоимость товара расходы по перевозке (транспортировке) с пункта отправления до места прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 10 статьи 65 Кодекса таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно пункту 1 статьи 67 Кодекса при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, в том числе расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Пунктом 3 статьи 67 Кодекса определено, что указанные в пункте 1 названной статьи дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) не применяется.

Аналогичная ситуация сложилась по товарам, оформленным по ДТ от 12.06.2020г., за исключением того, что в инвойсе указано условие поставки – CFR AKTAU-KAZAKHSTAN, но при этом цена в инвойсе и прайс-листе одинаковая.

В прайс-листе не указано условие поставки, в связи, с чем невозможно установить, с какого места погрузки определена цена товара за 1кг.

Пунктом 3 статьи 66 Кодекса предусмотрено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством Республики Казахстан.

Тем самым, принимая во внимание вышеуказанные нормы таможенного законодательства, приложенные к жалобе документы не подтверждают таможенную стоимость товара, заявленную Компанией «Н» в вышеуказанных таможенных декларациях, в связи, с чем таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

В целях выявления ценовой информации, приемлемой для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров, произведена сортировка информационной базы данных по следующим графам ДТ: страна происхождения товара (Иран), страна отправления товара (Иран), направление (ИМ), код товара по ТН ВЭД, наименование товара, код метода определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), код признака корректировки таможенной стоимости (ТС принята).

По результатам анализа базы данных ДТ проверяющим лицом для определения таможенной стоимости использованы в качестве источника ценовой информации более подходящие по всем характеристикам товары с применением метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).

Согласно имеющейся ценовой информаций по товару - «Фисташки» проданными для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и ввезенными на таможенную территорию Евразийского экономического союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за девяносто календарных дней до ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза оцениваемых товаров, стоимость товара - «Фисташки» варьируется от 5 долларов США за 1 кг и выше.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, начисление НДС по результатам таможенной проверки таможенного органа является правомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по определению таможенной стоимости товаров признаны правомерными.