Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС раздельный учет, дополнительный НДС в зачет по СХ-производителям

712

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «U» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «К» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 6 527,4 тыс.тенге, пени в сумме 683,7 тыс.тенге, НДС в сумме 18 545,8 тыс.тенге и пени в сумме 1 181,2 тыс.тенге.

Компания «U» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН и НДС.

В жалобе отмечено, что комплексная проверка была назначена в рамках досудебного расследования уголовного дела, возбужденного в рамках досудебного расследования по части 3 статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан, которое не завершено.

Компания «U», ссылаясь на пункт 4 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. указывает, что уведомление о результатах проверки, проведенной в рамках досудебного расследования уголовного дела в отношении налогоплательщика, выносится после завершения такого уголовного дела и вручается не позднее пяти рабочих дней со дня получения официального документа, подтверждающего завершение уголовного дела.

На основании вышеизложенного, Компания «U» считает уведомление о результатах проверки незаконным и подлежащим отмене.

Из акта налоговой проверки следует, что предприятием при исчислении КПН за 2018г. допущена арифметическая ошибка, по результатам налоговой проверки сумма КПН, подлежащего уплате в бюджет уменьшена на 66,6 тыс.тенге. При исчислении НДС за 4 квартал 2018г. неверно определена сумма дополнительного НДС, относимого в зачет, в результате сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет уменьшена на 1 243,2 тыс.тенге.

Также Компанией «U» в нарушении статей 242, 411 и 697 Налогового кодекса за 2019-2020гг. отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по получению дохода от реализации товаров, работ и услуг, не связанных с деятельностью, предусматривающей применение специального налогового режима для производителей сельскохозяйственной продукции.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 697 Налогового кодекса производителями сельскохозяйственной продукции признаются юридические лица, крестьянские или фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность по производству и реализации следующей сельскохозяйственной продукции:

1) продукции растениеводства;

2) продукции животноводства;

3) продукции птицеводства;

4) продукции пчеловодства.

Также к сельскохозяйственной продукции относится продукция аквакультуры (рыбоводства).

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы по деятельности, на которую распространяется действие таких налоговых режимов, и при соответствии условиям их применения, установленным Налоговым кодексом, вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения:

1) специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов (далее в целях настоящей статьи и статей 698, 699 и 700 настоящего Кодекса – специальный налоговый режим);

2) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации или с использованием фиксированного вычета;

3) общеустановленный порядок.

В соответствии с пунктом 6 статьи 697 Налогового кодекса налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, имущества в случае осуществления ими видов деятельности, на которые не распространяется действие таких налоговых режимов, а также производить исчисление и уплату соответствующих налогов и платежей в бюджет по указанным видам деятельности в общеустановленном порядке, если иное не установлено пунктом 4 статьи 703 Налогового кодекса.

При этом раздельный учет, предусмотренный настоящим пунктом, налогоплательщики должны осуществлять в соответствии с положениями утвержденной ими налоговой учетной политики.

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие реализацию видов сельскохозяйственной продукции, утвержденных пунктом 1 статьи 697 Налогового кодекса вправе применять специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – специальный налоговый режим). При этом такие налогоплательщики, в случае осуществления ими видов деятельности, на которые не распространяется действие таких налоговых режимов, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, имущества и производить исчисление и уплату соответствующих налогов и платежей в бюджет по указанным видам деятельности в общеустановленном порядке.

Также следует указать, что в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 698 Налогового кодекса специальный налоговый режим предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, социального налога, налога на имущество, налога на транспортные средства.

Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 700 Налогового кодекса производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы, применяющие специальный налоговый режим, вправе уменьшить на 70 процентов суммы следующих налогов, подлежащих уплате в бюджет:

1) суммы корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты) - по доходам от осуществления деятельности, указанной в пункте 2 статьи 698 Налогового кодекса;

2) сумму социального налога - по объектам налогообложения, связанным с осуществлением деятельности, указанной в пункте 2 статьи 698 Налогового кодекса;

3) суммы налога на имущество, налога на транспортные средства - по объектам налогообложения, используемым при осуществлении деятельности, указанной в пункте 2 статьи 698 Налогового кодекса.

Таким образом, специальный налоговый режим предусматривает особый порядок исчисления некоторых видов налогов и предоставляет право уменьшить на 70%, в том числе КПН, подлежащий уплате в бюджет. При этом, фактические расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода и подтвержденные документально подлежат вычету.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 411 Налогового кодекса производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), включая крестьянские или фермерские хозяйства, - по оборотам по реализации товаров, являющихся результатом осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке указанной продукции собственного производства вправе относить в зачет дополнительную сумму налога на добавленную стоимость.

При этом пунктом 2 статьи 411 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе применять положения настоящей статьи при условии ведения раздельного учета:

оборотов по реализации по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности;

подлежащих получению (полученных) товаров, работ, услуг, которые используются или будут использоваться в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и иной деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 411 Налогового кодекса расчет дополнительной суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, производится по следующей формуле:

НДСдз = (НДСобл - НДСрз - НДСпр) × 70%, где:

НДСдз - дополнительная сумма налога на добавленную стоимость, относимого в зачет;

НДСобл - сумма налога на добавленную стоимость, начисленного с облагаемого оборота по реализации по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи;

НДСрз - сумма налога на добавленную стоимость, разрешенного к отнесению в зачет, определенная в соответствии со статьями 408, 409 и 410 Налогового кодекса. Такая сумма определяется по подлежащим получению (полученным) товарам, работам, услугам, которые используются или будут использоваться в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи;

НДСпр - сумма превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом, по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

Полученное нулевое или отрицательное значение не учитывается при исчислении налога на добавленную стоимость за налоговый период.

Таким образом, производители сельскохозяйственной продукции по оборотам по реализации товаров, являющихся результатом осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции вправе относить в зачет дополнительную сумму НДС. При этом налогоплательщики вправе относить в зачет дополнительную сумму НДС при условии ведения раздельного учета. Формула расчета дополнительной суммы НДС, относимого в зачет предусмотрена пунктом 4 статьи 411 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка Компании «U» произведена на основании постановления правоохранительных органов от 15.12.2020г., в рамках возбужденного в рамках досудебного расследования по части 3 статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан в отношение поставщиков Компании «U», следовательно, доводы налогоплательщика в указанной части несостоятельны.

1. Относительно начисления КПН

1.1 КПН по деятельности по производству сельскохозяйственной продукции

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов по деятельности по производству сельскохозяйственной продукции расходы за 2018г. в сумме 1949,4 тыс.тенге (расходы по реализованным товарам и отчислениям в ГФСС и ФСМС).

Также из совокупного годового дохода (СГД) Компании «U», по деятельности по производству сельскохозяйственной продукции за 2019г. исключен доход в сумме 35 979,4 тыс.тенге, из них:

- доход, полученный при реализации товаров и оказании услуг сторонним организациям, которые не относятся к основной деятельности (реализация основных средств, тракторные услуги, аренда автотранспорта, услуги по возмездному землепользованию, транспортные услуги) в сумме 27 080,4 тыс.тенге;

- сумма полученной компенсации по ранее произведенным вычетам в сумме 1 138,1 тыс.тенге, которая поступила в 2020г. и имеет отражение в Декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г.

- доходы на сумму 7 760,9 тыс.тенге не подтверждены документально.

Также из вычетов за 2019г. исключены расходы по реализации товаров в сумме 212 140, 4 тыс.тенге, из них в связи с отсутствием подтверждающих документов в сумме 195 412, 2 тыс.тенге и расходы не связанные с основной деятельностью в сумме 16 728,2 тыс.тенге (товарно-материальные запасы, услуги по ремонут техники, фонд оплаты труда, амортизационные отчисления, отчисления в ГФСС).

По результатам налоговой проверки из СГД Компании «U», по деятельности по производству сельскохозяйственной продукции за 2020г. исключен доход в сумме 8 215,1 тыс.тенге, из них:

- доходы, полученные при реализации товаров и оказании услуг сторонним организациям в сумме 7 077,2 тыс.тенге, которые не относятся к основной деятельности (реализация основных средств, услуги по обработке полей, услуги по перемещению (погрузо-разгрузочные работы));

- дважды включен доход, полученный по компенсации по ранее произведенным вычетам в сумме 1 138,1 тыс.тенге.

Кроме того, согласно представленных Компанией «U», в ходе налоговой проверки документов установлено, что за 2020г. занижены расходы, относимые на вычеты на сумму 67 990,4 тыс.тенге, из них:

- расходы по реализованным товарам занижены на сумму 65 787,9 тыс.тенге;

- отчисления в ГФСС на сумму 1 817,4 тыс.тенге;

- вычеты по вознаграждениям на сумму 385,1 тыс.тенге.

При этом, установлено завышение вычетов по фиксированным активам на сумму 720,7 тыс.тенге.

В связи с чем, вычеты за 2020г. увеличены на 67 269,7 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам налоговой проверки по деятельности по производству сельскохозяйственной продукции уменьшен КПН за 2018г. на сумму 66,6 тыс.тенге, за 2019г. начислен КПН в сумме 5 252,6 тыс.тенге и за 2020г. определен убыток в сумме 265,4 тыс.тенге.

1.2 КПН по прочей деятельности

Как следует из акта налоговой проверки Компанией «U», декларации по КПН (ф.100.00) за 2019-2020гг. по прочей деятельности в налоговые органы не представлены.

Вместе с тем, по результатам налоговой проверки в СГД от прочих видов деятельности за 2019г. включен доход от услуг, оказанных сторонним организациям (реализация основных средств, тракторные услуги, аренда автотранспорта, услуги по возмездному землепользованию, транспортные услуги) в сумме 22 616,1 тыс.тенге, за 2020г. - 6 702,2 тыс.тенге (реализация основных средств, услуги по обработке полей, услуги по перемещению (погрузо-разгрузочные работы)). При этом, за указанные периоды отнесены на вычеты расходы, связанные с оказанием вышеуказанных услуг 16 728,2 тыс.тенге, 5 883,1 тыс.тенге соответственно.

Следовательно, по результатам налоговой проверки начислен КПН за 2019г. в сумме 1 177,6 тыс.тенге и за 2020г. в сумме 163,4 тыс.тенге.

При этом, в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан.

Необходимо указать, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2, пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, в нарушение указанной нормы Налогового кодекса, в жалобе не изложены обстоятельства, на которых Компания «U» основывает свои требования и не приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывает свои требования в части начисления КПН.

Таким образом, уменьшение КПН за 2018г. в сумме 66,6 тыс.тенге, начисление КПН за 2019г. в сумме 5 252,6 тыс.тенге по деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также начисление КПН за 2019-2020гг. по прочей деятельности в сумме 1 341,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

2.Начисление НДС

По результатам налоговой проверки начислен НДС в сумме 14 446,9 тыс.тенге по деятельности по производству сельскохозяйственной продукции по следующим налоговым периодам:

- за 4 квартал 2018г. – (-)1243,2 тыс.тенге, в связи с занижением суммы дополнительного НДС, относимого в зачет;

- за 1 квартал 2019г. – (-)12,1 тыс.тенге, в связи с исключением из облагаемого оборота дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (реализация основных средств), а также исключена из зачета сумма НДС, не подтвержденная документально;

- за 2 квартал 2019г. – 2 234,2 тыс.тенге, в связи с исключением из облагаемого оборота дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (реализация основных средств, тракторные услуги, аренда автотранспорта), а также исключена из зачета сумма НДС, не подтвержденная документально;

- за 3 квартал 2019г. – (-)66,6 тыс.тенге, в связи с исключением из облагаемого оборота дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (транспортные услуги), а также в соответствии с представленными в ходе проверки документами увеличена сумма НДС, относимая в зачет;

- за 4 квартал 2019г. – (-)110,3 тыс.тенге, в связи с исключением из облагаемого оборота дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (услуги по временному воздмезному землепользованию), а также исключена из зачета сумма НДС, не подтвержденная документально;

- за 1 квартал 2020г. – (-)157,6 тыс.тенге в связи с исключением из облагаемого оборота дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (реализация основных средств), а также в соответствии с представленными в ходе проверки документами увеличена сумма НДС, относимая в зачет;

- за 2 квартал 2020г. – 3 330,3 тыс.тенге в связи с исключением из облагаемого оборота дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (услуг по обработке полей, услуги по перемещению), а также исключена из зачета сумма НДС, не подтвержденная документально;

- за 3 квартал 2020г. – 8 073,4 тыс.тенге, в связи с завышением суммы дополнительного НДС, относимого в зачет, а также в соответствии с представленными в ходе проверки документами увеличена сумма НДС, относимая в зачет;

- за 4 квартал 2020г. – 2 398,8 тыс.тенге, в связи с занижением суммы дополнительного НДС, относимого в зачет.

Также, по результатам налоговой проверки начислен НДС по прочей деятельности в сумме 4 098,9 тыс.тенге по следующим налоговым периодам:

- за 1 квартал 2019г. – 107,1 тыс.тенге, в связи с включением в облагаемый оборот дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (реализация основных средств);

- за 2 квартал 2019г. – 2 775,4 тыс.тенге, в связи с включением в облагаемый оборот дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (реализация основных средств, тракторные услуги, аренда автотранспорта);

- за 3 квартал 2019г. – 7,1 тыс.тенге, в связи с включением в облагаемый оборот дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (транспортные услуги);

- за 4 квартал 2019г. – 360,0 тыс.тенге, в связи с включением в облагаемый оборот дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (услуги по временному воздмезному землепользованию);

- за 1 квартал 2020г. – 45,0 тыс.тенге, в связи с включением в облагаемый оборот дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью (реализация основных средств);

- за 2 квартал 2020г. – 804,3 тыс.тенге, в связи с включением в облагаемый оборот дохода, полученного от оказанных услуг, не связанных с основной деятельностью услуг по обработке полей, услуги по перемещению).

При этом, в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан.

Как ранее было отмечено, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2, пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, в нарушение указанной нормы Налогового кодекса, в жалобе не изложены обстоятельства, на которых Компания «U» основывает свои требования и не приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывает свои требования в части начисления НДС.

Таким образом, начисление НДС по деятельности по производству сельскохозяйственной продукции в сумме 14 446,9 тыс.тенге и по прочей деятельности в сумме 4 098,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

В соответствии со статьей 73 Административного процедурно - процессуального кодекса Республики Казахстан в адрес Компании «U» направлено предварительное решение, на которое участник административной процедуры предоставил письменное возражение. Доводы, изложенные в возражении, рассмотрены при вынесении решения.

Согласно пункту 1 статьи 182 Налогового кодекса, уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН НДС