Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о подтверждении достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2018г. по 30.09.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 33 392,4 тыс.тенге.
Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату.
Из жалобы следует, что в акте проверки указано, что к материалам проверки приобщен Приговор суда от 29.03.2021г. в отношении гр.З. и гр.К. Также указано, что приводиться выдержка из показания гр.Л. и сделан необоснованный вывод о том, что из приговора суда следует отсутствие у гр.Л. волеизъявление для создания и осуществления деятельности Компании «А». На самом деле, гр.Л. самостоятельно открыл компанию и выдал доверенность на осуществление финансово-хозяйственных операции своему другу гр.З.
Далее в жалобе отмечено, что имеется вступившее в законную силу Решение Специализированного межрайонного экономического суда от 10.09.2019г. согласно которому директор - гр.Л. на судебном заседании предоставил отзыв, а также пояснил, что финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась под его руководством, а гр.З. выдал доверенность для осуществления деятельности Компании «А». Ранее представленное пояснение, о том, что он не имеет отношения к созданию Компании «А» является некорректным и написано было им в замешательстве. При этом, нарушений при создании юридического лица не допущено, в связи с чем, судом в удовлетворении искового заявления налогового органа к Компании «А» о признании государственной регистрации недействительной было отказано.
Из акта налоговой проверки следует, что согласно подпункту 1) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтвержден возврат НДС в сумме 3 265,6 тыс.тенге в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», в связи с недопоступлением валютной выручки в сумме 217,1 тыс.тенге. Также не подтвержден возврат НДС в сумме 31 396,4 тыс.тенге, в связи с тем, что согласно Приговора суда от 29.03.2021г. руководитель Компании «А» гр.Л. является формальным учредителем и директором.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Следует указать, что статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.
Согласно подпункту 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида». При этом указанные положения подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.
Аналогичные положения закреплены подпунктом 2) пункта 14 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 12 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 7 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику налога на добавленную стоимость покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.
Также необходимо отметить, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 136 Налогового кодекса система управления рисками (далее – СУР) основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска.
Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.
Согласно пункту 3 данной статьи Налогового кодекса цели применения налоговыми органами СУР:
1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
2) увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения;
3) минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), по деятельности которых определена низкая степень риска.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).
Согласно подпункту 3 пункта 8 «Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость и критериев степени риска», утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 02.02.2018г. №118 основанием определения признаков уклонения от уплаты налогов является наличие фактов, которые повлияли на размер превышения НДС, информация о которых поступила от других уполномоченных государственных органов, включая правоохранительные.
В рассматриваемом случае, налоговая проверка Компании «А» произведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 3 квартал 2020 года.
Сумма НДС, указанная Компанией «А» в требовании о возврате превышения НДС за период с 01.01.2018г. по 31.03.2019г., составляет 33 392,4 тыс.тенге.
По результатам налоговой проверки не подтвержден возврат НДС на сумму 33 392,4 тыс.тенге, в том числе:
- в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» в сумме 3 265,6 тыс.тенге;
- в связи с недопоступлением валютной выручки в сумме 217,1 тыс.тенге;
- по другим причинам 31 396,4 тыс.тенге.
В рассматриваемом случае, в ходе проверки проведено тестирование показателей деятельности Компании «А» по СУР, по результатам которого количество баллов превысило 35, соответственно Компания «А» отнесена к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска. При этом, согласно сформированному аналитическому отчету «Пирамида» выявлены нарушения у 20 непосредственных поставщиков на сумму 3 265,6 тыс.тенге.
Также в ходе проверки установлено недопоступление валютной выручки по 2 контрактам (от 20.08.2018г. №РЕМТК-1-20-08/2018, от 01.11.2018г. №01-11-18/ААS), что привело к отказу в возврате НДС в сумме 217,1 тыс.тенге.
Вместе с тем, в качестве основания для неподтверждения превышения НДС в сумме 31 396,4 тыс.тенге в акте налоговой проверки указано, что Приговором суда от 29.03.2021г. гр.З. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.189 ч.3 п.1, ст.286 ч.2 п.4 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Из содержания Приговора суда от 29.03.2021г. следует, что подсудимый гр.З. совершил хищение вверенного ему чужого имущества, в крупном размере, а также совершил контрабанду предметов, обращение которых ограничено, то есть перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза с обманным использованием документов и средств таможенной идентификации, сопряженное с недостоверным декларированием, предоставлением недействительных документов, поддельных и содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения, а равно незаконно переместил через Государственную границу Республики Казахстан военную технику, группой лиц по предварительному сговору.
Гр.З., предпринимая активные меры по незаконной реализации чужого изделия в иностранное государство, в январе 2019г. посредством Компании «А» заключил с иностранной компанией «B» контракт от 03.01.2019г. и в офисе Компании «А» составил счет-фактуру №000001 от 14.01.2019г.
В Приговоре от 29.03.2021г. указано, что гр.З. в соответствии с преступным планом решил осуществить продажу и незаконный экспорт военной техники через таможенную границу ЕАЭС посредством коммерческой организации - Компании «А», которая ранее была зарегистрирована и оформлена на подставное лицо – гр.Л., формально значившегося учредителем и директором Компании «А».
Из содержания Приговора от 29.03.2021г. следует, что свидетель гр.Л. (директор Компании «А») в своих показаниях подтверждает, что гр.З. знает давно, друг детства, учились в одной школе. Компанию «А» гр.Л. открыл на свое имя по просьбе гр.З., который обещал производить пенсионные отчисления. Компания «А» должна была заниматься торговлей запчастей для самолетов, расходных материалов, масло и другое.
Как следует из содержания Приговора от 29.03.2021г. во время следствия гр.Л. показывали документы на обозрение, которые он фактически не подписывал. Данный факт подтвержден почерковедческой экспертизой, проведенной во время следствия.
В ходе судебного разбирательства гр.Л. показал, что дал доверенность гр.З. и всеми делами Компании «А» занимался гр. З.
Таким образом, уголовным судом достоверно установлено, что гр.Л. является формальным директором и учредителем Компании «А» и не был причастен к деятельности предприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Уголовно–процессуального кодекса Республики Казахстан, вступивший в законную силу приговор, а также другое решение суда по уголовному делу, разрешающее его по существу, обязательны для всех государственных органов, физических и юридических лиц в отношении как установленных обстоятельств, так и их правовой оценки по отношению к лицу, о котором они вынесены.
Поскольку указанный Приговор суда от 29.03.2021г. не отменен, следовательно, установленные в ходе судебного разбирательства факты и обстоятельства в части формального причастия гр.Л. к учредительству и руководству Компании «А», подлежат признанию в качестве доказательств при рассмотрении жалобы на результаты налоговой проверки.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС, соответственно результаты проверки Компании «А» по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 33 392,4 тыс.тенге являются обоснованными.
По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.