Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, отнесение на вычеты управленческих и административных расходов головной компании-нерезидента

356

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-Министерство), получена апелляционная жалоба Филиала Компании «А» (далее- Филиал «А») на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, социального налога, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Филиал «А» по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет и исчисления, полноты и своевременности уплаты пенсионных взносов в НПФ, социальных отчислений за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 490 876,5 тыс.тенге и пени 226 980,0 тыс.тенге, индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты в сумме 54,7 тыс.тенге и пени 16,6 тыс.тенге, социального налога в сумме 259,0 тыс.тенге и пени 121,7 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 1 196,2 тыс.тенге и пени 362,4 тыс.тенге.

Филиал «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой и приводит следующие доводы.

Филиал А не согласен с начислением КПН в связи с исключением из вычетов управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных головной компанией в сумме 1 142 527,4 тыс.тенге расходы и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что Филиал «А» предоставляет аудиторское заключение по головной организации (аудиторское заключение прилагается без подписи и печати, так как оригинал на китайском языке).

Из акта проверки следует, что налоговая проверка Филиала «А» проведена на основании Постановления о назначении налоговой проверки Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции в рамках уголовного дела по ст.216 ч.3 УК РК в отношении руководства Филиала «А» по факту выписки фиктивных счетов-фактур без фактической поставки товаров и услуг.

По результатам проверки исключены из вычетов управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные головной компанией за период за 2018гг. в сумме 1 142 527,4 тыс.тенге.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход (далее - Соглашение), подписанное 12.09.2001г. в г.Астана, вступило в силу 09.08.2003г. и применяется в отношении налогов, удерживаемых у источника выплаты, и других налогов с 01.01.2004г.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 651 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) №120-VI от 25.12.2017г. на вычеты относятся расходы, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Казахстан или за ее пределами, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом, а также расходов, направленных на получение доходов, определенных подпунктом 3) и 4) пункта 2 статьи 644 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Юридическое лицо-нерезидент не имеет права относить на вычеты постоянному учреждению суммы, предъявленные постоянному учреждению в виде:

1) роялти, гонораров, сборов и других платежей за пользование или предоставление права пользования собственностью или интеллектуальной собственностью этого юридического лица-нерезидента;

2) доходов за услуги, оказанные юридическим лицом-нерезидентом постоянному учреждению;

3) вознаграждений по займам, предоставленным этим юридическим лицом-нерезидентом постоянному учреждению;

4) расходов, не связанных с получением доходов от деятельности юридического лица-нерезидента через постоянное учреждение в Республике Казахстан;

5) документально неподтвержденных расходов;

6) управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента, определенных пунктом 2 статьи 662 Налогового кодекса, не связанных с осуществлением деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 662 Налогового кодекса от 25.12.2017г. управленческие и общеадминистративные расходы - это расходы, связанные с управлением организацией, оплатой труда управленческого персонала, не связанного с производственным процессом.

Согласно пункту 2 статьи 7 Соглашения с учетом положений пункта 3, если предприятие Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному учреждению относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью, при таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным учреждением которого оно является.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Соглашения при определении прибыли постоянного учреждения допускается вычет расходов, которые произведены для целей постоянного учреждения, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены они в Государстве, в котором расположено постоянное учреждение, или в другом месте.

При определении прибыли постоянного учреждения допускается вычет расходов, понесенных для целей предпринимательской деятельности постоянного учреждения, включая такие управленческие и общие административные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, в котором расположено постоянное учреждение, или в любом другом месте. Тем не менее, такой вычет не разрешается в отношении любых сумм, выплаченных (иных, чем в возмещение фактических расходов) постоянным учреждением головному офису предприятия или любому из его других офисов посредством роялти, гонораров или других подобных выплат взамен использования патентов или других прав, или путем выплаты комиссионных за оказанные особые услуги или менеджмент, или, кроме случаев банковской организации, путем выплаты процентов за кредит, предоставленный постоянному учреждению. Таким же образом, не будут приниматься к учету при определении прибыли постоянного учреждения суммы, выставляемые (иные, чем в возмещение фактических расходов) постоянным учреждением головному офису предприятия или любому из его других офисов посредством роялти, гонораров или других подобных выплат взамен использования патентов или других прав, или путем выплаты комиссионных за оказанные особые услуги или менеджмент, или, кроме случаев банковской организации, путем выплаты процентов за кредит, предоставленный головному офису предприятия или любому из его других офисов.

При этом отнесение на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента в целях налогообложения доходов из источников в Республике Казахстан должно производиться в порядке, определенном статьей 662 Налогового кодекса.

Согласно статьи 662 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в случае, если положениями международного договора при определении налогооблагаемого дохода юридического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение допускается вычет управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента (далее - распределяемые расходы юридического лица-нерезидента), то сумма таких расходов определяется таким юридическим лицом-нерезидентом по своему выбору по одному из следующих методов:

1) методу пропорционального распределения расходов;

2) методу непосредственного (прямого) отнесения расходов на вычеты.

Для целей данной статьи и статей 663, 664 и 665 Налогового кодекса от 25.12.2017г. распределяемыми расходами юридического лица-нерезидента признаются управленческие и общеадминистративные расходы юридического лица-нерезидента, связанные с осуществлением деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, фактически понесенные как в Республике Казахстан, так и за ее пределами. При этом в распределяемые расходы юридического лица-нерезидента не подлежат включению:

управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные непосредственно структурным подразделением юридического лица-нерезидента, деятельность которого привела к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, или постоянным учреждением юридического лица-нерезидента без открытия структурного подразделения в Республике Казахстан, относимые на вычеты в соответствии со статьями 242 - 273 Налогового кодекса от 25.12.2017г. (далее - управленческие и общеадминистративные расходы постоянного учреждения в Республике Казахстан);

управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные непосредственно структурными подразделениями или постоянными учреждениями юридического лица-нерезидента в других странах, не связанные с деятельностью постоянного учреждения, зарегистрированного в качестве налогоплательщика в Республике Казахстан (далее - управленческие и общеадминистративные расходы постоянных учреждений в других странах);

управленческие и общеадминистративные расходы юридического лица-нерезидента, не связанные с деятельностью постоянного учреждения, зарегистрированного в Республике Казахстан.

Управленческие и общеадминистративные расходы - это расходы, связанные с управлением организацией, оплатой труда управленческого персонала, не связанного с производственным процессом.

Юридическое лицо-нерезидент в течение отчетного налогового периода по своему выбору применяет только один из методов отнесения распределяемых расходов юридического лица-нерезидента на вычеты постоянному учреждению.

Применяемый метод отнесения на вычеты распределяемых расходов юридического лица-нерезидента указывается в приложении к декларации по корпоративному подоходному налогу, содержащем информацию по относимым на вычеты управленческим и общеадминистративным расходам юридического лица-нерезидента.

Распределяемые расходы юридического лица-нерезидента относятся на вычеты постоянным учреждением в Республике Казахстан при:

1) соблюдении условий международного договора;

2) наличии документов, указанных в пункте 3 статьи 663 или пункте 3 статьи 665 Налогового кодекса от 25.12.2017г.;

3) наличии документа, подтверждающего резидентство юридического лица-нерезидента.

В случае, если документы, указанные в подпункте 2) пункта 4 настоящей статьи, составлены на иностранном языке, обязательно наличие перевода таких документов на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Документ, подтверждающий резидентство, представляется юридическим лицом-нерезидентом в соответствующий налоговый орган в сроки, установленные для подачи декларации по корпоративному подоходному налогу.

При этом, статьями 663 и 665 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусматривают наличие следующих документов:

- при использовании метода пропорционального распределения сумма распределяемых расходов юридического лица-нерезидента относится на вычеты постоянным учреждением в Республике Казахстан только при соблюдении условий международного договора и наличии у него следующих подтверждающих документов:

1) копии финансовой отчетности постоянного учреждения нерезидента в Республике Казахстан;

2) копии финансовой отчетности юридического лица-нерезидента, составленной в соответствии с требованиями законодательства государства, в котором создано и (или) резидентом которого является такое юридическое лицо, заверенной печатью, содержащей название юридического лица-нерезидента (при ее наличии), а также подписью руководителя.

При этом в финансовой отчетности, указанной в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта, должны быть выделены отдельной строкой:

сумма управленческих и общеадминистративных расходов;

сумма совокупного годового дохода;

сумма расходов по оплате труда персонала;

первоначальная (текущая) и балансовая стоимости основных средств;

3) расшифровки суммы управленческих и общеадминистративных расходов, указанной в финансовой отчетности, предусмотренной подпунктом 2) настоящего пункта, с выделением:

распределяемых расходов юридического лица-нерезидента по видам расходов;

управленческих и общеадминистративных расходов постоянного учреждения в Республике Казахстан;

4) копии аудиторского отчета по аудиту финансовой отчетности юридического лица-нерезидента (при осуществлении аудита такой финансовой отчетности);

- метод непосредственного (прямого) отнесения распределяемых расходов юридического лица-нерезидента на вычеты используется в случае ведения юридическим лицом-нерезидентом раздельного учета доходов и расходов (включая управленческие и общеадминистративные расходы) головного офиса и постоянных учреждений в Республике Казахстан и других странах.

Распределяемые расходы юридического лица-нерезидента относятся на вычет постоянным учреждением в Республике Казахстан в соответствии с настоящей статьей, если они определяемы на основании подтверждающих документов и непосредственно понесены в целях получения доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Подтверждающими документами являются:

1) первичные учетные документы, подтверждающие распределяемые расходы юридического лица-нерезидента, понесенные на территории Республики Казахстан в целях получения доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

2) копии первичных учетных документов, подтверждающих распределяемые расходы юридического лица-нерезидента, понесенные за пределами Республики Казахстан в целях получения доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

3) налоговые регистры по учету распределяемых расходов юридического лица-нерезидента, понесенных как в Республике Казахстан, так и за пределами Республики Казахстан в целях получения доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, составленные на основе первичных учетных документов, подтверждающих данные расходы.

Форма налогового регистра, порядок его заполнения утверждаются в налоговой учетной политике юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

4) копия финансовой отчетности юридического лица-нерезидента, составленной в соответствии с требованиями законодательства государства, в котором создано и (или) резидентом которого является такое юридическое лицо, и заверенной подписью руководителя и печатью (при ее наличии) такого юридического лица-нерезидента.

При этом в финансовой отчетности, указанной в настоящем подпункте, должна быть выделена отдельной строкой общая сумма управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента;

5) копия аудиторского отчета по аудиту финансовой отчетности юридического лица-нерезидента (при осуществлении аудита такой финансовой отчетности).

В рассматриваемом случае, Филиалом «А» в подразделе Н раздела III строки 100.00.009 декларации по КПН за 2018г. указана сумма в размере                  1 142 527,4 тыс.тенге как административные расходы головного предприятия.

При этом, на требование о предоставлении документов, предусмотренных статьями 663 и 665 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Филиалом «А» в налоговый орган направлены ответы:

- от 17.02.2021г., где указано, что требуемые документы будут представлены после утверждения финансовой отчетности руководством головного предприятия и перевода на русский язык;

- от 04.03.2021г. с приложением отчетов о финансовом положении (бухгалтерские балансы) за 2018- 2019гг., также указано, что остальные документы будут представлены по мере получения из головной организации.

К рассмотрению жалобы, Филиал «А» представил:

- ведомость расходов по основным видам деятельности за 2018г.;

- расшифровку управленческих расходов за 2018г.;

- финансовую отчетность и аудиторское заключение за 2018г.;

- ведомость расходов по основным видам деятельности за 2019г.;

- расшифровку управленческих расходов за 2019г.;

- финансовую отчетность и аудиторское заключение за 2019г.

Вместе с тем, Филиалом «А» не заполнены приложения 100.03 к декларациям по КПН за 2018-2019гг., а также не указан применяемый метод отнесения управленческих и общеадминистративных расходов нерезидента на вычеты (пропорционального распределение или непосредственного (прямого) отнесения), указание которого предусмотрено статьей 662 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Также, в ходе проверки и к рассмотрению жалобы Филиалом «А» не представлен документ, подтверждающий резидентство головной компании, что является, в соответствии с положениями статьи 662 Налогового кодекса от 25.12.2017г., обязательным для целей отнесения на вычеты в декларации по КПН.

Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

В данном случае, Филиалом «А» как указано выше, в подтверждение своих доводов относительно отнесения на вычеты в декларациях по КПН управленческих и общеадминистративных расходов нерезидента в сумме 1 142 527,4 тыс.тенге, как указано выше, не представлены документы в соответствии с перечнем приведенным в статьей 662 Налогового кодекса от 25.12.2017г., а также документы, подтверждающие распределяемые расходы юридического лица-нерезидента, понесенные за пределами Республики Казахстан в целях получения доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение за 2016 – 2017гг.).

Исходя из изложенного, определение правильности отнесения на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов нерезидента за 2016-2018гг. в сумме 1 142 527,4 тыс.тенге в декларации по КПН за 2018г. не предоставляется возможным.

В этой связи, исключение из вычетов в декларации по КПН за 2018г. суммы 1 142 527,4 тыс.тенге по управленческим и общеадминистративным расходам нерезидента за 2016-2018гг. и начисление КПН по результатам проверки является обоснованным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.