Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. ИПН, включение в доход ИП сумм, поступивших на текущие и карточные счета

380

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя «Б» (далее - ИП «В») на уведомление о результатах проверки территориального департамента (далее - налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты (далее – ИПН), социального налога.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка ИП «В» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 01.01.2017г. по 30.06.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты в сумме 1 117,3 тыс.тенге и пени 142,9 тыс.тенге, социального налога в сумме 619,6 тыс.тенге и пени 102,4 тыс.тенге.

ИП «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Так, ИП «В» считает, что сумма за 2017г. в размере 1 212,5 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 2 537,9 тыс.тенге, за 2019г. в сумме 5 299,5 тыс.тенге и 7 318,6 тыс.тенге (в том числе 744,0 тыс.тенге), на которые пополнены счета через платежные терминалы и банкоматы банка «K», получены за счет личных денежных средств в виде чистого дохода от предпринимательской деятельности.

Кроме того, поступившие от Компании «А» денежные средства за 2018г. на сумму 9 610,9 тыс.тенге, за 2019г. на сумму 1 038,9 тыс.тенге возвращены Компании «А», что подтверждается приходными кассовыми ордерами, приложенными к жалобе.

Далее в жалобе указано, что поступления за 2019г. в размере 4 232,8 тыс.тенге (банк «К») и 2 085,8 тыс.тенге (банк «С») от Компании «А» являются подотчетными суммами, сотрудника данной компании, в данном случае, физического лица Б., что подтверждается справкой от 08.01.2020 г. № 284, выданным указанным предприятием, приказом от 01.03. 2019г. №л/с о приеме на работу и трудовым договором.

ИП «В» считает, что суммы денежных средств, полученные от чистого дохода и в подотчет от Компании «А», не является доходом ИП, и соответственно не подлежат налогообложению.

Как следует из акта налоговой проверки, в нарушение статьи 427 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 20.12.2008г. (Налоговый кодекс от 12.10.2008г.), статьи 366, 681 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) занижен доход за 2017-2019гг. на сумму поступивших денежных средств на банковские счета ИП «В».

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 427 Налогового кодекса от 12.10.2008г. объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан и за ее пределами, с учетом корректировок, производимых в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса от 12.10.2008г. определено, что в доход налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, облагаемый в соответствии с настоящей главой, включаются виды доходов установленные подпунктами 1)-10) настоящего пункта, в том числе в виде безвозмездно полученного имущества (кроме благотворительной помощи), предназначенного для использования в предпринимательских целях.

Аналогичные нормы предусмотрены положениями статьи 681 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 337 Налогового кодекса от 25.12.2017г. доход индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленный режим, определяется в соответствии со статьей 366 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Согласно пункту 2 статьи 366 Налогового кодекса от 25.12.2017г. налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя за налоговый период определяется в следующем порядке:

доход индивидуального предпринимателя, полученный совокупно за налоговый период, определенный в порядке, аналогичном порядку определения совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьей 225 Налогового кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьями 226-240 Налогового кодекса,

минус

корректировка дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за налоговый период, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса с учетом положений пункта 2 статьи 242 Налогового кодекса,

плюс (минус)

корректировка дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за налоговый период, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса,

минус

вычеты, определенные в порядке, аналогичном порядку определения расходов, относимых на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьями 242-276 Налогового кодекса,

плюс (минус)

корректировка доходов и вычетов, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки доходов и вычетов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьей 287 Налогового кодекса. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, установленные подпунктами 1) -25) в том числе, в том числе доход в виде безвозмездно полученного имущества и другие доходы, не указанные в подпунктах 1) – 24) настоящего пункта.

Статьей 238 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусмотрено, что стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Таким образом, стоимость любого имущества, в том числе денежных средств, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Необходимо указать, что в соответствии с подпунктами 1), 4) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса от 25.12.2017г. при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право:

1) требовать и получать от банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов проверяемого лица, а также документы и сведения, касающиеся остатков и движения денег по счетам налогоплательщиков (проверяемых лиц), необходимые для проведения проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством РК.

4) требовать и получать письменные пояснения от налогоплательщика, в том числе его работников, по вопросам, возникающим в ходе налоговой проверки.

При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Следует указать, что ИП «В» за период с 01.07.2017г. по 30.04.2019г. и с 01.08.2019г. по 01.07.2020г. применялся специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, с 01.05.2019г. по 30.07.2019г. общеустановленный порядок налогообложения.

По данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 2 полугодие 2017г. ИП «Б» получен доход в сумме 4 569,1 тыс.тенге, за 1, 2 полугодие 2018г., 1, 2 полугодие 2019г. и 1 полугодие 2020г. налоговые отчетности по форме 910.00 представлены без отражения значений.

Декларация по ИПН (ф.220.00) за 2019г. также представлена без отражения значений.

Согласно акту налоговой проверки, доход ИП «В» в соответствии со статьями 427 Налогового кодекса от 12.10.2008г. и статьями 366, 681 Налогового кодекса от 25.12.2017г. за проверяемый период увеличен на сумму 46 286,4 тыс.тенге в результате поступлений денежных средств на банковские счета от Компании «А» и других поступлений через терминалы и банкоматы в том числе:

-за 2 полугодие 2017г. (ф.910.00) в сумме 1 594,6 тыс.тенге;

-за 1 полугодие 2018г. (ф.910.00) в сумме 2 772,4 тыс.тенге;

-за 2 полугодие 2018г. (ф.910.00) в сумме 16 167,8 тыс.тенге;

-за 1 полугодие 2019г. (ф.910.00) в сумме 1 494,9 тыс.тенге;

-за 2 полугодие 2019г. (ф.910.00) в сумме 19 280,1 тыс.тенге.

- за май-июль 2019г. (ф.220.00) в сумме 4 976,0 тыс.тенге.

1) Относительно поступлений от Компании «А»

В ходе проведения налоговой проверки направлены запросы в банки 2 уровня по предоставлению сведений о наличии и движении денежных средств на расчетных счетах, принадлежащих ИП «В».

Согласно полученному ответу из банка «К» и банка «С» на банковские счета ИП «В» поступили денежные средства от Компании «А», в которых в назначении платежа указано «Оплата за оказание услуг по сопровождению при осуществлении поставок по государственным закупкам», «В подотчет, командировочные расходы» и т.д.

В ходе проведения налоговой проверки ИП «В» вручено требование от 25.11.2020г. о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки документов и пояснения о поступивших на банковский счет указанных денежных средствах.

На данное требование ИП «Б» предоставлен ответ от 30.11.2020г. №1 в котором указано, что суммы, поступившие от Компании «А» в том числе:

- на сумму 130,0 тыс.тенге (27.09.2019г.) являются командировочными расходами;

- на сумму 1 316,0 тыс.тенге (ноябрь-декабрь 2019г.) являются вознаграждением за сверхурочные работы (бонусы);

- на сумму 29 188,0 тыс.тенге за 2018-2019гг. являются подотчетными, выданными на административные расходы.

По результатам налоговой проверки денежные средства, поступившие от Компании «А» за период с 01.01.2018г. по 31.12.2019г. на банковский счет ИП «Б» в сумме 16 831,0 тыс.тенге включены в доход индивидуального предпринимателя в том числе:

- за 1 полугодие 2018г. (ф.910.00) в сумме 1 381, 6 тыс.тенге;

- за 2 полугодие 2018г. (ф.910.00) в сумме 8 229,3 тыс.тенге;

- за 1 полугодие 2019г. (ф.910.00) в сумме 1 038,9 тыс.тенге;

- за 2 полугодие 2019г. (ф.910.00) в сумме 1 948,4 тыс.тенге.

- за май-июль 2019г. (ф.220.00) в сумме 4 232,8 тыс.тенге.

ИП «Б» в жалобе указывает, что сумма 4 232,8 тыс.тенге выдана Компанией «А» в подотчет для приобретения товаров, что подтверждается письмом от 08.01.2021г. №284.

В письме 08.01.2021г.. Компания «А» сообщает, что сотруднику Компании «В» перечислены денежные средства (с отражением номера, даты и суммы платежных поручений). При этом, в данном письме отмечено, что в платежных поручениях указан код назначения платежа 859, так как банк не пропускал платежи под другим КНП.

Следует указать, что Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31.08.2016г. №203 утверждены Правила применения кодов секторов экономики и назначения платежей согласно которому код назначения платежа (КНП) 859 является «Платежи за профессиональные, научные и технические услуги».

Необходимо отметить, что пунктом 59 Правил ведения бухгалтерского учета утвержденный Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015г. №241 (Правила №241 от 31.03.2015г.) установлено, что порядок учета подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.

Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. №562 (Приказ №562) подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу; Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

Как указывалось, выше ИП «В» в качестве подтверждения своих доводов к жалобе приложил письмо от 08.01.2020г. Компании «А», приказ от 01.03.2019г. о приеме на работу и трудовой договор от 01.03.2019г.

При этом, в нарушение статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе не приложены авансовый отчет с отражением полученных, израсходованных и остатка авансовых сумм, а также копии квитанций и кассовых чеков, счет-фактур, накладных и других документов, подтверждающих использование денежных средств в сумме 4 232,8 тыс.тенге для приобретения товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, приложенные к жалобе документы (письмо от 08.01.2020г. №284, приказ от 01.03.2019г. №л/с, трудовой договор) не могут быть подтверждением использования денежных средств, выданных в подотчет, соответственно, доводы ИП «Б» в указанной части являются несостоятельными.

Кроме того, ИП «Б» к жалобе приложены 10 квитанций к приходному кассовому ордеру, на общую сумму 10 649,8 тыс.тенге из которого следует, что Компанией «А» принят от «В» возврат подотчетных сумм.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 37 Правил №241 от 31.03.2015г. прием наличных денег в кассу субъекта производится по приходному кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом №562, подписанному главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным руководством субъекта.

При приеме наличных денег выдается квитанция за подписями главного бухгалтера или лица на то уполномоченного руководством субъекта и кассира и скрепляется печатью этой организации (при ее наличии).

В рассматриваемом случае, в приходном кассовых ордерах, приложенных ИП «В» к жалобе в строке кассир указан ФИО - К., однако, подпись данного лица в данных документах отсутствует.

Кроме того, как было отмечено выше к жалобе не приложен авансовый отчет с отражением полученных, израсходованных, возвращенных и остатка авансовых сумм.

Учитывая изложенное, квитанции к приходному кассовым ордерам от Компании «А» приложенные к жалобе без наличия авансового отчета не могут быть признаны достоверными и являться документами, подтверждающими возврат денежных средств.

2) Относительно поступлений денежных средств на банковские счета ИП «Б» через терминалы и банкоматы

По результатам проверки по сведениям банков 2 уровня за период с 01.07.2017г. по 31.12.2019г. на счета ИП «Б» поступили денежные средства, в которых в назначении платежа указано: поступление денежных средств через ресайклер, взнос на счет договора, поступление денежных средств через терминал и перевод с карточки VISA другого банка.

В ходе проверки на требование от 25.11.2020г. налогового органа о предоставлении документов и пояснения о поступивших денежных средствах за проверяемый период, ИП «В» не представил пояснений в указанной части.

По результатам налоговой проверки за период с 01.07.2017г. по 31.12.2019г. сумма денежных средств, поступивших на банковские счета ИП «В» в размере 29 455,7 тыс.тенге в том числе на счета в банке «К», банке «Н» и банке «С», включены в доход ИП «Б» по следующим периодам:

-за 2 полугодие 2017г. (ф.910.00) в сумме 1 594,6 тыс.тенге;

-за 1 полугодие 2018г. (ф.910.00) в сумме 1 390,8 тыс.тенге;

-за 2 полугодие 2018г. (ф.910.00) в сумме 7 938,5 тыс.тенге;

-за 1 полугодие 2019г. (ф.910.00) в сумме 456,0 тыс.тенге;

-за 2 полугодие 2019г. (ф.910.00) в сумме 17 331,7 тыс.тенге.

-за май-июль 2019г. (ф.220.00) в сумме 744,0 тыс.тенге.

В жалобе ИП «Б» указывает, что поступившие в 2017-2019гг..суммы на счета являются личными средствами в виде чистого дохода от предпринимательской деятельности, которые были внесены на счет через терминалы и банкоматы.

Данные доводы ИП «Б» являются несостоятельными по следующим причинам.

Так, упрощенные декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1, 2 полугодия 2018г., за 1, 2 полугодия 2019г. и декларация по индивидуальному подоходному налогу (ф. 220.00) за 2019г. представлены без отражения полученного дохода.

Согласно упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 2 полугодие 2017г. ИП «Б» получен доход в сумме 4 569,1 тыс.тенге.

Таким образом, доход от предпринимательской деятельности ИП «Б» был получен только за 2 полугодие 2017г. в рамках применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации.

Необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы на основе патента, упрощенной декларации;

2) не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;

3) не являются субъектами естественных монополий.

При несоответствии одному из условий, указанных в настоящем пункте, индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.

Согласно пункту 12 Правил организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28.12.2007г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности» утвержденный приказом Министра финансов РК от 15.03.2013г. №137 в целях ведения налогового учета согласно подпункту 2, статьи 60-1 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями составляются первичные учетные документы.

Составление первичных учетных документов индивидуальными предпринимателями производится в соответствии с параграфами 2, 3, 4, 5 Правил №241 от 31.03.2015г. которыми установлен порядок составления первичных учетных документов, приема и выдачи наличных денег и оформлению кассовых документов, ведения кассовой книги и хранения денег, учета подотчетных сумм.

При этом, как было указано выше, пунктом 37 Правил №241 от 31.03.2015г. прием наличных денег в кассу субъекта производится по приходному кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом №562 подписанному главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным руководством субъекта.

Пунктами 38, 39 Правил №241 от 31.03.2015г. установлено, что выдача наличных денег из кассы производится по расходному кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом №562.

Все приходные и расходные ордера до передачи их в кассу регистрируются бухгалтерской службой в журнале регистрации приходных расходных кассовых документов, форма которого утверждена Приказом №562.

Пунктом 50 Правил №241 от 31.03.2015г. предусмотрено, что для осуществления расчетов наличными деньгами субъекты ведут кассовую книгу, форма которой утверждена Приказом №562. Кассовая книга нумеруется, прошивается и скрепляется печатью этой организации (при ее наличии). Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководства субъекта, главного бухгалтера.

В рассматриваемом случае, как следует из информации налогового органа ИП «В» первичные учетные документы (приходно-кассовые ордера, расходно-кассовые ордера, кассовая книга и т.д.) свидетельствующие приход и расход денежных средств в кассе, взнос их на банковские счета к налоговой проверке не были предоставлены. При этом, указанные документы, не были предоставлены и к жалобе.

Следовательно, данными бухгалтерского учета и первичными документами, не подтверждены доводы о том, что поступившие на банковские счета денежные средства (взносы через терминалы и банкоматы) в банки 2 уровня являются личными средствами, полученными от чистого дохода.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 427 Налогового кодекса объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан и за ее пределами, с учетом корректировок, производимых в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

При этом, Правилами составления налоговой отчетности (упрощенной декларации) для субъектов малого бизнеса (форма 910.00) утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 25.12.2014г. №587 не предусмотрено определение чистого дохода от предпринимательской деятельности.

Также из информации налогового органа следует, что согласно выписки с банковских счетов ИП «В» денежные средства в виде заработной платы от Компании «А» не поступали.

На основании изложенного, следует, что поступившие денежные средства в сумме 16 831,0 тыс.тенге (Компании «А») и в сумме 29 455,7 тыс.тенге (взносы через банкоматы и терминалы и т.д.) на банковские счета ИП «В» и не отраженные в налоговом учете подлежат признанию доходом в виде безвозмездно полученного имущества, в соответствии с положениями Налогового кодекса.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.