Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, увеличение СГД и уменьшение вычетов ввиду расхождений с оборотом по НДС

426

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «G» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного (КПН) и алога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «G» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2016г. по 31.12.2019г. по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 7 186,2 тыс.тенге, пени в сумме 995,8 тыс.тенге, НДС в сумме 268,2 тыс.тенге, пени в сумме 49,9 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 9 733,3 тыс.тенге.

Компания «G», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН за 2016 год в сумме 5 990,7 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что по результатам проверки за 2016 год уменьшены вычеты на сумму 29 515,3 тыс.тенге и увеличен доход от реализации на сумму 438,4 тыс.тенге на основании выявленных расхождений оборотов по приобретению и реализации, отраженных в декларациях по КПН (ф.100.00) и НДС (ф.300.00).

Компания «G» отмечает, что проверяющим при сверке оборотов по приобретению в расчете оборотов по КПН ошибочно исключены представительские расходы в сумме 1 134,9 тыс.тенге, курсовая разница в сумме 7 914,2 тыс.тенге и командировочные расходы в сумме 13 009,9 тыс.тенге. Кроме того, при расчете оборотов по приобретению по НДС не учтены начисленные штрафы в сумме 3 760,0 тыс.тенге, оприходование излишек ТМЦ в сумме 1 395,2 тыс.тенге и перевод в состав фиксированных активов ТМЗ в сумме 78 569,1 тыс.тенге.

Таким образом, по расчетам Компании «G» отклонение оборотов по приобретению и реализации, отраженных в Декларациях по КПН и НДС за 2016 год составило 110 867,0 тыс.тенге.

Относительно увеличения по результатам проверки дохода от реализации, Компания «G» поясняет, что сумма 438,4 тыс.тенге включена в состав «Прочих доходов» и отражена в Декларациях по КПН и НДС.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «G»:

- в нарушение пункта 1 статьи 86 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. занижен доход от реализации в 2016 году на сумму 438,4 тыс.тенге;

- в нарушении пункта 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. необоснованно отнесены на вычеты расходы в 2016 году в сумме 29 953,6 тыс.тенге, в 2017 году в сумме 5 977,3 тыс.тенге;

- в нарушение пункта 2 статьи 227 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. необоснованно занижен доход от реализации в 2018 году на сумму 7 593,9 тыс.тенге;

- в нарушение пунктов 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса от 25.12.2017г. необоснованно отнесены на вычеты в 2018 году расходы без подтверждающих документов на сумму 2 139,4 тыс.тенге;

- в нарушение пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса от 10.12.2008г., не обосновано занижен облагаемый оборот по НДС за 4 квартал 2017 года на сумму 2 235,5 тыс.тенге;  

- в нарушение статьи 472 Налогового кодекса от 25.12.2017г. исчисленная сумма акциза за октябрь 2019 года в сумме 6 078,5 тыс.тенге не отражена в налоговой отчетности.

Проверив доводы Компании G», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 86 Налогового кодекса от 10.12.2008г. доходом от реализации является стоимость реализованных товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 87-98 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 2 статьи 111 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, по результатам проверки за 2016 год уменьшены вычеты на сумму 29 515,3 тыс.тенге и увеличен доход от реализации на сумму 438,4 тыс.тенге на основании выявленных расхождений оборотов по приобретению и реализации, отраженных в декларациях по КПН (ф.100.00) и НДС (ф.300.00).

Так, в акте проверки приведены следующие расчеты:

Относительно уменьшения вычетов.

Обороты по приобретению по декларациям КПН и НДС за 2016 год составили суммы 1 718 173,5 тыс.тенге и 1 828 820,8 тыс.тенге, соответственно. Расхождение составило сумму 110 647,2 тыс.тенге. Далее в акте отражены следующие причины расхождений:

- расходы, включаемые в оборот по приобретению по НДС, и не относящие на вычеты (поступившие фиксированные активы на сумму 162 221,7 тыс.тенге);

- расходы, относимые на вычет и не учтенные в расходах по приобретению ТМЦ, работ и услуг (представительские расходы в сумме      1 134,9 тыс.тенге, курсовая разница в сумме 7 914,2 тыс.тенге и командировочные расходы в сумме 13 009,9 тыс.тенге).

Таким образом, по расчетам проверяющего, отклонение по оборотам по приобретению, отраженным в декларациях по КПН и НДС за 2016 год составило сумму 29 515,2 тыс.тенге (1 696 114,4 – 1 666 599,1) которая исключено из вычетов, где:

1 696 114,4 = 1 828 820,8 - 162 221,7;

1 666 599,1 = 1 718 173,5 - 1 134,9 - 7 914,2 - 13 009,9.

В этой связи, необходимо отметить, что согласно подпункту 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием подробного описания выявленных нарушений с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены.

В данном случае, в акте проверки отражены лишь выявленные расчетные отклонения, установленные путем сравнения отраженных данных в налоговых отчетностях по КПН и НДС за 2016 год. При этом, в акте налоговой проверки не дана расшифровка установленных отклонений по доходам и расходам в разрезе бухгалтерских операций и подтверждением первичными документами.

Вместе с тем, следует отметить, что проверяющим в расчете расходов по КПН ошибочно не учтены представительские расходы в сумме                    1 134,9 тыс.тенге, курсовая разница в сумме 7 914,2 тыс.тенге и командировочные расходы в сумме 13 009,9 тыс.тенге, поскольку данные категории расходов приобретены с НДС и не включены в строку 100.00.009.III декларации по КПН.

Кроме того, необходимо указать, что проверяющим при расчете расходов по приобретению не учтены начисленные штрафы в сумме 3 760,0 тыс.тенге (строка 100.00.010.) и перевод в состав фиксированных активов ТМЗ в сумме 78 569,1 тыс.тенге (100.00.009.VII).

Компанией «G» в дополнении к жалобе от 11.02.2021г. приложены следующие документы, подтверждающие объективность фактических расхождений оборотов по приобретению в налоговой отчетности по КПН и НДС:

- копии счетов-фактур по выплаченным штрафам в адрес Компании «А» на сумму 3 760,0 тыс.тенге;

- налоговый регистр к строке 100.00.014 «Суммы представительских расходов» на сумму 1 134,9 тыс.тенге;

- анализ счета 1300 «Запасы» излишки ТМЗ на сумму 1 395,2 тыс.тенге:

- налоговый регистр к строке 100.00.020 «Прочие расходы» компенсация по служебным командировкам в сумме 13 009,9 тыс.тенге.

- анализ счета 2410 «Основные средства», налоговый регистр по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам, налоговый регистр к строке 100.00.009 VII Стоимость работ, услуг, себестоимость ТМЗ, включаемые в первоначальную стоимость ФА, объектов преференций, активов, не подлежащих амортизации на сумму 78 569,0 тыс.тенге:

- регистр налогового учета к строке 300.00.016.I «Импорт из государств, не являющими членами Таможенного союза на сумму 7 914,2 тыс.тенге.

Таким образом отклонение, между оборотами по приобретению по КПН и НДС, согласно представленных документов составило сумму 110 867,0 тыс.тенге, которое возникает в связи с предусмотренным налоговым законодательством порядком определения расходов, относимых на вычеты в целях исчисления КПН и облагаемого оборота по НДС в целях отнесения его в зачет.

На основании изложенного, исключение из вычетов расходов в сумме    29 953,6 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки, является необоснованным.

Относительно увеличения дохода.

В акте налоговой проверки указано, что обороты по реализации по декларациям КПН и НДС за 2016 составили суммы 2 948 111,3 тыс.тенге и 2 812 817,6 тыс.тенге, соответственно. Расхождение составило сумму        135 293,7 тыс.тенге. Далее в акте отражены следующие причины расхождений:

- доходы, включаемые в СГД, но не включаемые в облагаемый оборот по НДС (прочие доходы в сумме 70 533,5 тыс.тенге, корректировка в сумме 192 352,9 тыс.тенге);

- доходы, включаемые в облагаемый оборот по НДС, но не включаемые в СГД (НДС начисляемый на акциз в сумме 127 221,6 тыс.тенге, выбытие фиксированных активов в сумме 32,7 тыс.тенге);

Таким образом, по расчетам проверяющего отклонение составило 438,3 тыс.тенге, которые ходе проверки включены в СГД.

В жалобе Компания «G» поясняет, что сумма 438,4 тыс.тенге входит в состав «Прочих доходов» и отражена в Декларациях по КПН и НДС.

Необходимо отметить, что согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 178 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом подпунктом 1) пункта 5 статьи 178 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.

В рассматриваемом случае, поскольку Компанией «G» к жалобе не приложены первичные бухгалтерские документы, подтверждающие доводы Компании «G» относительно отнесения расходов в сумме 438,4 тыс.тенге в состав «Прочих доходов», результаты проверки в данной части являются обоснованными.

Согласно пункту 3 статьи 181 Налогового кодекса от 25.12.2017г. жалоба рассмотрена в пределах обжалуемых вопросов.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято   решение   –   отменить   обжалуемое   уведомление   о результатах проверки в части исключения из вычетов за 2016 год расходов в сумме 29 953,6 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.