Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, расчет НОД без учета предыдущей проверки и дополнительных ФНО

43

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «L» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «К» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 31.12.2014г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме налога 28 421,6 тыс.тенге и пени 17 039,8 тыс.тенге, суммы уменьшенного убытка 25 497,4 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе Компания «К» указывает, что после завершения предыдущей налоговой проверки (акт документальной проверки от 28.06.2016г.) Компанией «К» были сданы дополнительные налоговые отчетности по КПН (ф.100.00) за 2014г., соответственно с учетом дополнительных деклараций налогооблагаемый доход составил 188 788,3 тыс.тенге и исчислен КПН в сумме 37 757,7 тыс.тенге. Соответственно, по мнению Компании «К», налоговая проверка должна была уменьшить исчисленную сумму КПН на 9 336,1 тыс.тенге (37 757,7 - 28 421,6), а не начислять.

В ходе рассмотрения жалобы, установлено следующее.

Согласно статье 82 Налогового кодекса от 10.12.2008г. объектами обложения КПН являются:

1) налогооблагаемый доход;

2) доход, облагаемый у источника выплаты;

3) чистый доход юридического лица–нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Статьей 83 Налогового кодекса от 10.12.2008г. предусмотрено, что налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 Налогового кодекса, и вычетами, предусмотренным разделом 4 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, как следует из оспариваемого акта налоговой проверки от 25.12.2019г., налогооблагаемый доход за 2014г. с учетом перенесенных из предыдущих налоговых периодов убытков составляет в сумме 142 108,1 тыс.тенге, который определен из расчета:

- совокупный годовой доход – 2 108 861,8 тыс.тенге;

- вычеты - 1 879 648,9 тыс.тенге;

- убытки, перенесенные из предыдущих налоговых периодов – 87 104,8 тыс.тенге;

- налогооблагаемый доход с учетом перенесенных из предыдущих налоговых периодов убытков - 142 108,1 тыс.тенге (2 108 861,8 - 1 879 648,9 - 87 104,8).

В рассматриваемом случае, ранее проведенной налоговой проверкой (акт проверки от 28.06.2016г.) налогооблагаемый доход за 2014г. с учетом перенесенных из предыдущих налоговых периодов убытков определен в сумме 396 944,2 тыс.тенге из расчета:

- совокупный годовой доход – 2 133 466,7 тыс.тенге;

- вычеты – 1 717 755,1 тыс.тенге;

- убытки, перенесенные из предыдущих налоговых периодов – 18 767,4 тыс.тенге;

- налогооблагаемый доход с учетом перенесенных из предыдущих налоговых периодов убытков – 396 944,2 тыс.тенге (2 133 466,7 – 1 717 755,1 – 18 767,4).

Соответственно, по результатам налоговой проверки сумма КПН за 2014г. составляет 79 388,8 тыс.тенге (369 944,2 * 20%).

Следует отметить, что после завершения налоговой проверки от 28.06.2016г. Компанией «К» были представлены дополнительные декларации по КПН (ф.100.00) за 2014г.:

- 26.10.2016г. с отражением убытка, перенесенного из предыдущих налоговых периодов в сумме 25 268,6 тыс.тенге;

- 27.12.2016г. с уменьшением вычетов на сумму 16 964,3 тыс.тенге, увеличением убытков, перенесенных из предыдущих налоговых периодов в сумме 25 268,6 тыс.тенге и увеличением налогооблагаемого дохода на сумму 16 964,3 тыс.тенге;

- 16.03.2018г. с увеличением убытков, перенесенных из предыдущих налоговых периодов в сумме 69 488,5 тыс.тенге, с уменьшением налогооблагаемого дохода (с учетом перенесенных из предыдущих налоговых периодов убытков) на сумму 103 061,4 тыс.тенге и исчисленного КПН на сумму 20 612,3 тыс.тенге;

- 15.08.2018г. с уменьшением совокупного годового дохода на сумму 27 978,39 тыс.тенге, увеличением вычетов на сумму 37 875,5 тыс.тенге и убытков, перенесенных из предыдущих налоговых периодов в сумме 39 240,1 тыс.тенге, а также уменьшением налогооблагаемого дохода (с учетом перенесенных из предыдущих налоговых периодов убытков) на сумму 105 094,5 тыс.тенге и исчисленного КПН на сумму 21 018,9 тыс.тенге.

Согласно ИС СОНО вышеуказанные декларации приняты и разнесены на лицевые счета, за исключением декларации от 26.10.2016г. и 27.12.2016г. (со статусом «отсутствует сумма к разноске»).

Следовательно, для целей проверки от 25.12.2019г. налогооблагаемый доход за 2014г. с учетом результатов предыдущей налоговой проверки от 28.06.2016г. и указанных дополнительных деклараций по КПН (ф.100.00) за 2014г. составляет 205 752,6 тыс.тенге (396 944,2 +16 964,3– 103 061,4 – 105 094,5), сумма исчисленного КПН 37 757,7 тыс.тенге (79 388,8 – 20 612,3 – 21 018,9).

Вместе с тем, в ходе проверки от 25.12.2019г. для расчета отклонений

проверяющим специалистом приняты следующие показатели по графам «Данные налогоплательщика»: налогооблагаемый доход 0 тенге, убыток, перенесенный из предыдущих налоговых периодов в сумме 178 033,2 тыс.тенге, убыток (с учетом корректировок) в сумме 25 497,4 тыс.тенге.

Далее, по результатам проверки определен налогооблагаемый доход за 2014г. в сумме 142 108,1 тыс.тенге, скорректирован убыток на сумму 25 497,4 тыс.тенге и начислен КПН в сумме 28 421,6 тыс.тенге.

Таким образом, расчет налогового обязательства по КПН за 2014г. произведен с грубыми нарушениями норм налогового законодательства (во внимание не приняты ранее проведенная проверка и дополнительные декларации), следовательно, начисление КПН за 2014г. в сумме 28 421,6 тыс.тенге и уменьшение убытка в сумме 25 497,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью.