Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, начисление КПН при наличии работников-инвалидов

357

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «G» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «G» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме налога 19 246,8 тыс.тенге и пени 6 073,1 тыс.тенге.

Компания «G», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе указано, что основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей пени явилось то, что, по мнению налогового органа, Компания «G» в нарушение пункта 1 и 3 статьи 135 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.) необоснованно применила уменьшение суммы исчисленного КПН на 100 процентов в связи с формальным наличием работников – инвалидов.

Отсутствие журнала учета рабочего времени на бумажном носителе Компания «G» объясняет тем, что учет рабочего времени ведется путем заполнения электронного табеля учета рабочего времени, что не противоречит статье 79 Трудового кодекса Республики Казахстан, а выплата заработной платы в наличной форме производилась по просьбе работников, имеющим инвалидность, что также не запрещено.

В жалобе также указано, что по договорам от 01.03.2017г.; 02.03.2017г.; от 02.05.2017г.; от 14.06.2017г.; от 30.06.2017г.; 26.09.2017г. к основным работам привлекались подрядные организации, при этом работниками-инвалидами Компании «G» проводились подготовительные работы (подготовка краски для нанесения путем тщательного перемешивания, до требуемой вязкости и консистенции, колеровка; подготовка труб для монтажа пожаротушения, уборка в местах производства, оказание помощи при проведении освещения; подготовка труб для монтажа пожаротушения, уборка в местах производства, оказание помощи при проведении освещения; упорядочивание при складировании и очистка от ржавчины, грязи; грунтовка путем нанесения грунта и другие вспомогательные работы.

Таким образом, Компания «G» просит отменить уведомление о результатах проверки от 31.12.2020г. №309 полностью, так как доводы налогового органа о формальном зачислении работников-инвалидов в штат Компании «G» являются необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы, установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налогоплательщики, являющиеся организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса корпоративного подоходного налога на 100 процентов.

Пунктом 3 статьи 135 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что для целей Налогового кодекса от 10.12.2008г. к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, также относятся организации, которые соответствуют следующим условиям:

1) численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51 процента от общего числа работников;

2) расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, - не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Таким образом, организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного КПН на 100%, при наличии численности инвалидов не менее 51% от общего числа работников таких производственных организаций, а также расходов по оплате труда инвалидов составляют не менее 51% (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, не менее 35%) от общих расходов по оплате труда.

Необходимо указать, что в соответствии с подпунктом 63) пункта 1 статьи 1 Трудового кодекса Республики Казахстан производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, оказание различных видов услуг и выполнение работ.

В рассматриваемом случае, из представленных налоговым органом копий документов следует, что по штатному расписанию работники-инвалиды числились на следующих должностях: бригадир покрасочного участка (7 работников), водитель (1 работник), инженер (1 работник), мастер покрасочного участка (17 работников), разнорабочий (1 работник) и техничка (1 работник), всего 28 человек.

В соответствии с представленными типовыми трудовыми договорами по работникам – инвалидам пунктами 3.1 и 3.3 определены права и обязанности работника о следующем:

3.1 - работник обязан выполнять все обязанности в объеме, согласно «Должностной инструкции», утвержденной директором товарищества и подписью, к должностной инструкции прилагается лист исполнения служебных обязанностей (ЛИДО);

3.3 - работник дает письменное обязательство о неразглашении сведений, относящихся к коммерческой тайне работодателя, к которым он будет иметь доступ по должности.

Работник подписывает договор о материальной ответственности, где приложен список переданного работодателем имущества для выполнения служебных обязанностей, работник несет материальную ответственность в полном размере вреда, причиненного работодателю.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 23 Трудового кодекса Республики Казахстан работодатель обязан требовать при приеме на работу документы необходимые для заключения трудового договора, в соответствии со статьей 32 Трудового кодекса Республики Казахстан удостоверение личности (паспорт или свидетельство о рождении), документ об образовании, квалификации, документ подтверждающий трудовую деятельность (для лиц имеющих трудовой стаж) и документ об инвалидности предоставляются работником, в случае если он является инвалидом.

В рассматриваемом случае, к проверке представлены трудовые договоры с работниками-инвалидами, договоры о материальной ответственности, должностные инструкции, листы исполнения должностных обязанностей и справки об инвалидности, подтвержденные онлайн порталом «Правительство для граждан».

Таким образом, у Компании «G» по работникам-инвалидам, как указано в жалобе, выполняющим на производстве подготовительные работы, имеются все первичные документы, предусмотренные пунктами 3.1 и 3.3 трудовых договоров и документы, необходимые для приема на работу в соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 23 Трудового кодекса Республики Казахстан.

В ходе проверки установлено, что деятельность работников-инвалидов заключается в подготовке металлоконструкций к грунтовке, в перемешивании и розливе по таре, очистка конструкции от грязи, пыли, ржавчины и покраске, а также окрашивании кабельных лотков и вентиляционных каналов до монтажа на столах, козлах, изготовление кабельных проходов из базальтовых матов путем раскройки и покраски их огнезащитным составом «Монолит М1».

Также, согласно представленных Компании «G» табелей рабочего времени, установлено, работники-инвалиды составляют 60,3% от общего количества работников Компании «G», то есть в 2017г. из 37 работников 22 работника являлись инвалидами. В подтверждение получения дохода работниками - инвалидами, Компании «G» к рассмотрению жалобы представлены копии платежных поручений об удержании обязательных пенсионных взносов за период с января 2017г. по декабрь 2017г. с приложением списка, где указаны работники-инвалиды, а также платежные ведомости за 2017г. о выдаче заработной платы вышеуказанным работникам – инвалидам.

Начисление заработной платы составило 52,5% от общего фонда заработной платы Компании «G» за 2017г., то есть из начисленной в среднемесячной заработной платы в сумме 3 751,5 тыс.тенге, заработная плата работников-инвалидов составила 1 967,8 тыс.тенге.

Согласно пункту статьи 113 Трудового кодекса Республики Казахстан заработная плата устанавливается и выплачивается в денежной форме в национальной валюте Республики Казахстан не реже одного раза в месяц не позже первой декады следующего месяца. Дата выплаты заработной платы предусматривается трудовым, коллективным договорами. При совпадении дня выплаты заработной платы с выходными или праздничными днями выплата производится накануне их.

Следует отметить, что Трудовой кодекс Республики Казахстан регламентирует только порядок и сроки выплаты заработной платы других ограничений им не предусмотрено. Следовательно, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель в свою очередь обязан обеспечить ему эту выплату в полном размере и в сроки, установленные Трудовым кодексом коллективным или трудовым договором.

При этом, выплата заработной платы через кассу или перечислением на банковский счет работника не противоречит действующему законодательству.

Из изложенного следует, что деятельность Компании «G» с применением труда работников-инвалидов, подтверждена первичными документами (трудовые договоры, должностные инструкции (согласно должности), договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, листы исполнения должностных обязанностей, ведомости выдачи заработной платы и справки об инвалидности) и регистрами бухгалтерского учета Компании «G».

Таким образом, численность и фонд оплаты труда работников – инвалидов Компании «G» за налоговый период 2017г. превышает 51% от общего числа работников и общих расходов по оплате труда, что соответствует положению пункта 3 статьи 135 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Поскольку, Компанией «G» условия, предусмотренные статьей 135 Налогового кодекса от 10.12.2008г. не нарушены, то полученные доходы подлежат налогообложению в порядке, установленном пунктом 1 статьи 135 Налогового кодекса от 10.12.2008г. и сумма КПН, подлежащая уплате в бюджет за 2017г., уменьшается на 100%.

В этой связи, начисление КПН в сумме 19 246, 8 тыс.тенге за 2017г. по результатам проверки является необоснованным.

По результатам   заседания   Апелляционной комиссии принято   решение – отменить   обжалуемое   уведомление   о результатах проверки полностью.