Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, увеличение СГД на сумму торговой выручки

380

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «L» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «S» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 21.05.2018г. по 23.10.2020г., по результатам которой вынесено уведомление от 22.01.2020г. о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме налога 779,6 тыс.тенге, пени в сумме 165,7 тыс.тенге.

Компания «S», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе Компания «S» указывает, что основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей пени явилось то, что по мнению налогового органа Компанией «S» в нарушении статьи 227 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. занижен доход от реализации в сумме 4 000,0 тыс.тенге, тогда как данная сумма является беспроцентным займом, полученного от учредителя Компании «S» физического лица G.

Компания «S» в жалобе указывает, что вышеуказанная сумма 09.07.2018г. возвращена G. путем снятия денежных средств с расчетного счета в размере 3 987,8 тыс.тенге и выдачи денег из кассы в размере 102,2 тыс.тенге.  

При этом, в качестве подтверждения своих доводов Компанией «S» к жалобе приложены копии протокола собрания учредителей от 28.05.2018г., договора возвратного беспроцентного займа от 28.05.2018г., приходного кассового ордера от 28.05.2018г. и расходного кассового ордера от 28.05.2018г.

В ходе рассмотрения жалобы, установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

При этом подпунктом 1) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса установлено, что доход от реализации включается в совокупный годовой доход.

Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса определено, что доходом от реализации признается сумма дохода, возникшего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228-240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.

Доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, стандартный файл проверки, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, в совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода, в том числе доход от реализации. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В рассматриваемом случае, согласно данным выписки из банковского счета, открытого в Филиале банка, следует, что через учредителя G. Компанией «S» внесены на банковский счет денежные средства в виде торговой выручки в сумме 4 000,0 тыс.тенге.

Следует отметить, что согласно пункту 7 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» выручкой признается валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, входящего к увеличению капитала, не связанного с взносами участниками собственного капитала.

Соответственно, внесенные денежные средства на банковский счет Товарищества в виде торговой выручки в сумме 4 000,0 тыс.тенге не могут быть признаны взносами участниками собственного капитала.

Относительно документов, приложенных к жалобе, следует отметить, что Компанией «S» получены от G. денежные средства в сумме 4 000,0 тыс.тенге, при этом, основанием поступления денежных средств в кассу указан Договор займа от 28.05.2018г. (приходный кассовый ордер от 28.05.2018г.).

Как следует из жалобы, 09.07.2018г. сумма займа возвращена G. путем снятия им денежных средств с расчетного счета Компаний «S» в размере 3 987,8 тыс.тенге и выдачей денег из кассы в размере 102,2 тыс.тенге.

Вместе с тем, как следует из выписки Филиала банка, учредителем G. 09.07.2018г. были сняты с банковского счета денежные средства в сумме 3 987,8 тыс.тенге на административные расходы.

Следует отметить, что кассовая книга по форме КО-4, утвержденная приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. №562, заполняется ежедневно по мере произведенных операции.

При этом, в графе 2 кассовой книги указывается контрагент, от которого получены или кому выданы денежные средства, в графе 3 указывается приход денежных средств в кассу и в графе 4 расход денежных средств, данные графы заполняются на основании приходных и расходных кассовых ордеров.

Все приходные и расходные кассовые ордера до передачи их в кассу регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, которые открываются отдельно на приходные и расходные кассовые документы.

Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

В рассматриваемом случае, в нарушение вышеуказанной нормы Налогового кодекса, Компанией «S» к жалобе не приложены кассовая книга предприятия, подтверждающая учет поступления и выдачи наличных денег с кассы, в том числе документы по внесению в кассу наличных денежных средств, снятые G. с банковского счета Компании «S» на административные расходы в сумме 3 987,8 тыс.тенге.

Также, Компанией «S» к жалобе не приложены копии расходных кассовых ордеров (форма КО-2), подтверждающие выдачу наличных денег учредителю «G» в счет погашения займа на сумму 3 987,8 тыс.тенге и 102,2 тыс.тенге, соответственно, доводы Компании «S» в указанной части являются несостоятельными.

Учитывая вышеизложенное, увеличение совокупного годового дохода за 2018г. на сумму 4 000,0 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.


Теги: КПН