Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, отказ в возврате по причине отсутствия документов по исполнению контракта

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, отказ в возврате по причине отсутствия документов по исполнению контракта

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату за период с 12.06.2017г. по 31.03.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС в сумме 1 986,2 тыс.тенге, неподтверждении к возврату превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога в сумме 63 340,0 тыс.тенге.

Компании «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Проверив доводы Компания «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Обжалуемая проверка произведена на основании требования о возврате превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг от нерезидента, указанного в декларации по НДС за 1 квартал 2020 года (ф. 300.00) за период с 01.04.2019г. по 31.03.2020г.

Сумма НДС, указанного в требовании о возврате составляет 63 340,0 тыс.тенге, в связи с уплатой НДС за нерезидента 63 340,0 тыс.тенге, в том числе за 2 квартал 2019г. в сумме 55 567,1 тыс.тенге, за 1 квартал 2020г. в сумме 7 772,9 тыс.тенге. Превышение НДС образовано в связи с приобретением оборудования для завода и услуг от нерезидента.

Порядок проведения тематических проверок на основании требования о возврате НДС по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, регламентирован статьей 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI ЗРК и определен Правилами возврата превышения НДС, утвержденного приказом Министерства финансов РК от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила возврата превышения НДС).

Одновременно показатели деятельности налогоплательщика, представившего требование о возврате НДС, оценивается с использованием критериев степени риска согласно Постановления Правительства РК от 02.02.2018 года №118 «Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату» (далее - Правила СУР), которые разработаны в соответствии со статьей 136 Налогового кодекса и применяются при проведении тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату на основании требования о возврате, указанного в декларации по НДС, и (или) налогового заявления о возврате превышения НДС.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 405 Налогового кодекса если часть или весь размер обязательства по приобретенным товарам, работам, услугам признаются сомнительными в соответствии со статьей 230 настоящего Кодекса, то производится корректировка суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, в сторону уменьшения на сумму налога на добавленную стоимость, ранее признанного относимым в зачет по таким товарам, работам, услугам, в размере, соответствующем размеру сомнительного обязательства, кроме налога на добавленную стоимость, ранее признанного относимым в зачет на основании подпунктов 2) и 3) пункта 1 статьи 400 настоящего Кодекса. Корректировка, предусмотренная настоящим пунктом, производится в налоговом периоде, в котором истек трехлетний период, исчисляемый со дня:

следующего за днем окончания срока исполнения обязательства по приобретенным товарам, работам, услугам, срок исполнения которого определен;

передачи товара, выполнения работ, оказания услуг по обязательству по приобретенным товарам, работам, услугам, срок исполнения которого не определен.

В случае, если после корректировки суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, в сторону уменьшения плательщиком налога на добавленную стоимость произведена оплата за товары, работы, услуги, производится корректировка суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, в сторону увеличения на сумму налога по указанным товарам, работам, услугам в размере, соответствующем сумме оплаты, в том налоговом периоде, в котором была произведена оплата.

1.Относительно начисления НДС за 1-2 кварталы 2017 года и 2 квартал 2018 года.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось исключение из зачета НДС по приобретению услуг от Компании «В» на сумму 128,5 тыс.тенге за 1-2 кварталы 2017 года, Компании «Т» на сумму 1 504,6 тыс.тенге, Компании «С» 353,1 тыс.тенге за 2 квартал 2018 года.

Согласно пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования и иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако Компанией «А» к жалобе не приложены документы: счета-фактуры, платежные поручения, подтверждающие оплату работ (услуг), акты выполненных работ (услуг).

Также в ходе разбирательства по жалобе установлено, что Компанией «А» предоставлена дополнительная декларация за 2 квартал 2018г., где в приложении 300.08 уменьшено приобретение на сумму 353,1 тыс.тенге (при обороте 2 942,1 тыс.тенге) от Компании «С». Однако, данное уменьшение не отражено в основной декларации по строке 300.00.030, в связи с чем, произошло завышение зачета на указанную сумму НДС, которое было выявлено по результатам аналитического отчета «Пирамида по поставщикам». Данная сумма подлежит исключению из зачета по НДС.

Таким образом, учитывая отсутствие подтверждающих документов, а также некорректное отражение в декларации по НДС корректировки суммы НДС, повлекшее завышение зачета по НДС, начисление НДС в сумме 1 986,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

2. Относительно отказа в возврате суммы НДС в размере 55 567,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с нерезидентом-юридическим лицом «P».

Компания «А» указывает, что было отказано в возврате суммы НДС в размере 55 567,1 тыс.тенге по причине непредставления результатов выполненных работ, тогда как Компания «А» заявляет, что все необходимые бухгалтерские документы, касающиеся предмета проверки - были предоставлены в полном объеме.

Согласно акта налоговой проверки в возврате суммы НДС в размере 55 567,1 тыс.тенге было отказано по причине не предоставления результатов выполненных работ.

Основанием для отказа в возврате суммы НДС в размере 55 567,1 тыс.тенге по причине по непредставления результатов выполненных работ, тогда как Компания «А» заявляет, что все необходимые бухгалтерские документы, касающиеся предмета проверки - были предоставлены в полном объеме.

Проверив доводы Компания «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

При этом, в соответствии со статьей 1 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы - документальное свидетельство, как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет. Регистры бухгалтерского учета - формы для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Кроме того, согласно подпункту 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно Контракта от 14.07.2017г., заключенного между Компанией «А» и нерезидентом-юридическим лицом «P» на модификацию существующей и разработку новой базисной проектной документации, приложении №1 «сырьевые материалы для лабораторных исследований», приложении № 2 «объем лабораторных исследований сырьевых материалов», приложении № 3 «анкета по сооружению завода», приложении №4 «перечень производственных участков» (далее – Контракт) не предоставлены результаты проведенных работ.

Согласно пункта 1.1 Контракта указано, что исполнитель предоставит Заказчику предварительные проектные решения и документацию для согласования в следующем объеме:

- предварительный генплан;

- предварительная карта потока материалов;

- предварительные технологические схемы;

- предварительное техническое описание.

По пункту 1.2 Контракта выполнит лабораторные исследования сырьевых материалов, подготовит и передаст заказчику отчет по результатам лабораторных исследований сырьевых материалов.

Согласно пункта 1.2.3. Контракта исполнитель сделает модификацию документации технологической части проекта на основании исходных данных, предоставленных заказчиком и результатов исследования сырьевых материалов, для производственных участков, указанных в Приложении №4 к настоящему Контракту, в следующем составе:

- генеральный план завода;

- технологические схемы основных производственных участков;

- технологические схемы основных производственных участков с указанием позиций оборудования;

- техническую спецификацию оборудования основных производственных участков;

- техническое описание технологического процесса, состоящего из:

а) описания технологического процесса по отдельным производственным участкам;

б) карты потока материала с расчетом потребности в исходных материалах в производственные участки, энерго-ресурсах, каменном угле, растопочном и вспомогательном топливе (дизтопливе, масле, газу и т.п)

- чертежи сечения завода;

- чертежи сечения основных производственных участков;

- технологическую схему внутри-площадочного основного топливного оборудования;

- список основного топливного оборудования с указанием точек подключения;

- технологическую схему внутри-площадочного снабжения холодной водой;

- список основного оборудования, потребляемого холодную воду;

Согласно пункта 1.2.4. Контракта исполнитель разработает коммерческую часть проекта в следующем составе:

- предварительный бюджет стоимости технологического оборудования завода помимо существующего. Оборудование должно быть определено на основании нового генерального плана и лабораторных исследований сырьевых материалов;

- проект предложения по технологическим гарантийным условиям основных производственных участков с указанием параметров по мощности, качеству продукта и энергетической потребности;

- график реализации отдельных этапов строительства завода.

Пунктом 1.3 предусмотрено, что исполнитель предоставит Заказчику документацию базисного инжиниринга, по строительной части в следующем составе:

- строительный генеральный план завода, с учетом данных полученных от Заказчика;

- перечень строительных объектов;

- основное описание строительных объектов завода в соответствии с перечнем производственных участков, указанных в Приложении № 4 к настоящему Контракту;

- основные инженерные коммуникации (электроснабжение, водоснабжение, воздух снабжение, канализация, дороги), которые являются частью генерального плана, с учетом существующих инженерных коммуникаций завода.

В соответствии с пунктом 1.4 Контракта исполнитель разработает документацию базисного инжиниринга электротехнической части проекта в следующем составе:

- список электропотребителей и двигателей;

- список измерений;

- техническое описание электротехнической части.

В рамках подготовки документации для базисного проекта исполнитель уточнит и детализирует следующую электротехническую документацию, разработанную в рамках этапа базисного инжиниринга:

- техническое описание электрочасти;

- список электропотребителей и двигателей;

- список измерений;

- схемы автоматизации технологических процессов.

Исполнитель подготовит комплект новой электротехнической документации для Базисного проекта в следующем составе:

- список основного электрооборудования;

- схемы подключения к электроснабжению;

Компоновочное решение распределителей, системы управления (включая электрооборудования в генплан);

- кабельные журналы;

- план основных кабельных дорог;

- список КИПиА (контрольно-измерительные приборы и автоматика) для отдельных производственных участков;

- описание и состав системы управления.

В рассматриваемом случае, к жалобе приложены предварительные проектные решения и документация для согласования в следующем объеме:

- предварительный генплан;

- предварительная карта потока материалов;

- предварительные технологические схемы;

-предварительное техническое описание.

В ходе разбирательства установлено, что данные документы предоставлялись также в ходе проверки, однако не были исследованы проверяющими.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации.

В рассматриваемой ситуации по результатам проверки сумма НДС в размере 55 567,1 тыс.тенге за 2 квартал 2019 года не исключалась из зачета, а была признана суммой НДС, не подлежащей возврату до предоставления подтверждающих документов по исполнению контракта.

Учитывая, что подтверждающие документы по фактическому исполнению Контракта №17237 от 14.07.2017г. предоставлены как в ходе проверки, так в ходе рассмотрения жалобы, отказ в возврате НДС на сумму 55 567,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части отказа в возврате НДС в сумме 55 567,1 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку