Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, определение суммы, ранее возвращенной и не подтвержденной к возврату при УПВ

263

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) по неподтверждению превышения сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2019г. по 31.03.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 162 733,7 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 187 351,1 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в размере 70 904,5 тыс.тенге и пени в сумме 3 588,9 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части определения суммы превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в размере 70 904,5 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что Компании «А» произведен возврат превышения НДС в упрощенном порядке в сумме 1 642 608,1 тыс.тенге (70% от превышения НДС за 1 квартал 2020г.), на основании требования, отраженного в декларации по НДС за указанный период.

Далее, в жалобе отмечено, что по результатам проверки, в связи с выявленными нарушениями налогового законодательства в 1 квартале 2020г., Компании «А» вменили из ранее возвращенной суммы превышения НДС, вернуть в бюджет НДС в сумме 70 904,5 тыс.тенге с начислением пени в сумме 3 588,9 тыс.тенге.

Компания «А» считает, результаты проверки в данной части не правомерными, поскольку:

- пунктом 5 статьи 431 Налогового кодекса не предусмотрено, что требование на возврат НДС также включает требование на возврат НДС в упрощенном порядке;

- пунктом 5 статьи 431 Налогового кодекса не предусмотрено, что если возврат превышения НДС производится только в упрощенном порядке за налоговый период, то неподтвержденные суммы НДС к возврату относятся только к части превышения, возвращаемой в упрощенном порядке;

- в налоговом законодательстве отсутствуют нормы по ведению раздельного учета оборотов по НДС для целей получения превышения НДС, возвращаемого в упрощенном порядке по статье 434 Налогового кодекса и оборотов по НДС, относимых к остатку превышения НДС, возвращаемому в порядке статьи 431 Налогового кодекса;

- в налоговом законодательстве отсутствуют положения по проведению налоговой проверки только оборотов по НДС, относящихся к упрощенному возврату превышения НДС в отдельности от оборотов, относящихся к остатку превышения НДС, чтобы утверждать, что неподтвержденная сумма превышения НДС относится именно к возврату превышения НДС в упрощенном порядке.

Компания «А» указывает в жалобе, что по результатам налоговой проверки подтвержденная сумма превышения НДС за 1 квартал 2020г., подлежащая возврату по пункту 5 статьи 429 Налогового кодекса составила сумму 2 331 752, тыс.тенге, что с учетом неподтверждённой суммы НДС больше, чем сумма превышения НДС, возвращенная в упрощенном порядке в размере 1 642 608,1 тыс.тенге, соответственно, у предприятия отсутствует сумма превышения НДС, возвращенная из бюджета и не подтверждена к возврату.

Таким образом, Компания «А» считает неправомерным применение в ходе налоговой проверки положений пункта 5 статьи 431 Налогового кодекса.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Налоговая проверка произведена на основании требования Компании «А» о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 1 квартал 2020 года за период с 01.01.2019г. по 31.03.2020г. в сумме 4 543 443,2 тыс.тенге, в том числе:

- за 1 квартал 2019г. в сумме 529 634,9 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2019г. в сумме 750 842,1 тыс.тенге;

- за 3 квартал 2019г. в сумме 728 730,3 тыс.тенге;

- за 4 квартал 2019г. в сумме 891 627,7 тыс.тенге;

- за 1 квартал 2020г. в сумме 1 642 608,1 тыс.тенге.

Согласно Приказу Министра финансов Республики, Казахстан от 14.12.2018г. №1082 Компания «А» включено в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу.

В соответствии с пунктом 5 статьи 429 Налогового кодекса превышение налога на добавленную стоимость, указанное в пункте 1 настоящей статьи, сложившееся у плательщика налога на добавленную стоимость, имеющего право на упрощенный порядок возврата налога на добавленную стоимость, подлежит возврату.

Превышение налога на добавленную стоимость, установленное настоящим пунктом, возвращается по выбору налогоплательщика в порядке и сроки, которые установлены статьей 431 или 434 Налогового кодекса.

При этом при возврате превышения налога на добавленную стоимость в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса оставшаяся часть превышения налога на добавленную стоимость возвращается в порядке и сроки, установленные статьей 431 Налогового кодекса.

При этом, пунктами 1 и 2 статьи 434 Налогового кодекса предусмотрено, что упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость заключается в осуществлении возврата превышения налога на добавленную стоимость без проведения налоговой проверки.

Право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость имеют плательщики налога на добавленную стоимость, представившие декларации по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, состоящие не менее двенадцати последовательных месяцев на налоговом мониторинге и не имеющие неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления декларации по налогу на добавленную стоимость.

При этом возврату в упрощенном порядке подлежит превышение налога на добавленную стоимость:

для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, - в размере не более 70 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период.

Согласно пункту 5 статьи 431 Налогового кодекса сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 настоящего Кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

В рассматриваемом случае, согласно декларации по НДС, превышение сумм НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога за 1 квартал 2020г. составило сумму 2 346 583,0 тыс.тенге, из которых Компания «А» потребовало возвратить сумму 1 642 608,1 тыс.тенге (70%) в связи с применением упрощенного порядка, предусмотренного статьей 434 Налогового кодекса.

Указанная сумма была возвращена Компании «А» 29.06.2019г.

Из акта налоговой проверки следует, что за 1 квартал 2020 года установлены следующие нарушения:

- завышение НДС, отнесенного в зачет по импорту из государств-членов Евразийского экономического союза в сумме 67 101,5 тыс.тенге;

- по непосредственным поставщикам в сумме 3 803,0 тыс.тенге, выявленных в ходе аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам.

Таким образом, по результатам проверки Компании «А» предписано возвратить превышение НДС, ранее возвращенное из бюджета и не подтвержденное к возврату в сумме 70 904,5 тыс.тенге (67 101,5+3 803,0).

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 44 «Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость», утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 (далее – Правила №391) в случае возврата услугополучателю превышения НДС в соответствии с частью седьмой пункта 2 статьи 434 и со статьей 433 Налогового кодекса либо при отказе в применении упрощенного порядка возврата НДС в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил, сумма превышения НДС, сложившаяся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, подлежит возврату по результатам тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, в том числе возвращенных в упрощенном порядке, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате суммы превышения НДС в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса, либо не более суммы превышения НДС, сложившейся при одновременном указании в требовании о возврате суммы превышения НДС в соответствии со статьей 433 и (или) 434 Налогового кодекса и оставшейся суммы превышения НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 429 Налогового кодекса.

Подлежащая возврату по результатам такой проверки сумма превышения НДС определяется как разница между суммой превышения, сложившейся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, суммой НДС, возвращенной в соответствии со статьей 433 и (или) 434 Налогового кодекса и суммой НДС, не подтвержденной по результатам проверки, но не более суммы НДС, указанной в требовании о возврате НДС.

В данном случае, в разделе «Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (105101) 2020 год I квартал (с 01.01.2020 по 31.03.2020)» акта налоговой проверки, превышение сумм НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога по данным налогоплательщика указана сумма 2 402 657,1 тыс.тенге (по очередной декларации сумма 2 346 583,0 тыс.тенге, по дополнительной декларации от 13.08.2020г. сумма 56 074,1 тыс.тенге).

При этом, по результатам проверки за 1 квартал 2020г., на основании пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса, уменьшен НДС, отнесенный в зачет по импорту из государств-членов Евразийского экономического союза на сумму 67 101,5 тенге. Также в ходе проверки установлены нарушения в 1 квартале 2020г. по непосредственным поставщикам в сумме 3 803,0 тыс.тенге, выявленные по результатам анализа отчета «Пирамида».

Таким образом, учитывая, что по результатам налоговой проверки подтвержденная сумма превышения НДС за 1 квартал 2020г., подлежащая возврату по пункту 5 статьи 429 Налогового кодекса составила 2 331 752,6 тыс.тенге (2 402 657,1 - 67 101,5 - 3 803,0), а возвращено в упрощенном порядке превышение НДС за 1 квартал 2020г. в сумме 1 642 608,1 тыс.тенге, соответственно, требование налогового органа по возврату в бюджет сумм превышения НДС, ранее возвращенных из бюджета, является неправомерным.

На основании изложенного, и в соответствии с пунктом 44 Правил №391 результаты налоговой проверки по определению превышения НДС за 1 квартал 2020г., возвращенного из бюджета, и не подтвержденного к возврату в сумме 70 904,5 тыс.тенге, являются необоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение  –  отменить обжалуемое   уведомление в части определения превышения НДС за 1 квартал 2020г., возвращенного из бюджета, и не подтвержденного к возврату в сумме 70 904,5 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.