Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Классификация противопожарного оборудования

431

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «A» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности классификации товаров –«подвесной цилиндр», «цилиндр для огнетушителя» вынесено уведомление на общую сумму 193 890 658 тенге.

Компании «A» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «А» поясняет, что в рамках внешнеэкономической деятельности за период с 2017 по 2019гг. были импортированы огнетушащие изделия, а также их части. При ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан (далее - РК) было произведено таможенное декларирование огнетушащих изделий и их частей с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В ходе проведения таможенной проверки таможенным органом вынесены Решения о классификации товаров, в соответствии с которыми товарам были присвоены следующие кода ТН ВЭД: 84 24 10 000 0 – «цилиндр для огнетушителя и головка огнетушителя» и 7310 29 900 0 – «подвесной цилиндр».

Компания «А» не оспаривает акт проверки и уведомление об устранении нарушения в части доначисления ввозных таможенных пошлин и НДС в отношении товара - «цилиндр для огнетушителя» и «головка огнетушителя» по коду ТН ВЭД 8424 10 000 0, но при этом не согласно с начислением пени на неуплаченную ввозную таможенную пошлину и НДС.

Вместе с тем Компания «А» сообщает, что решения о классификации товара были вручены одновременно с актом таможенной проверки и не было своевременно уведомлено о принятии новых решений о классификации товара и считает, что пеня в отношении ввозных таможенных пошлин должна начисляться с даты вручения, а не с даты вынесения решений о классификации товара.

Кроме того, таможенным органом выявлено нарушение в отношении товара – «подвесной цилиндр». Согласно решений о классификации товара данный товар классифицирован в товарной позиции - 7310 29 900 0 ТН ВЭД, как «Прочие цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости из черных металлов, вместимостью менее 50 л., с толщиной стенки 0,5 мм или более, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования» со ставкой таможенной пошлины в размере 10% от таможенной стоимости товара.

Компания «А» не согласно с новыми решениями о классификации товара, начисления сумм ввозных таможенных пошлин, НДС и пени по ним.

Исходя из технического описания товара Компания «А» утверждает, что «подвесной цилиндр» является частью подвесного модуля пожаротушения.

Компания «А» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.

Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:

1) функция, которую товар выполняет;

2) материал, из которого сделан товар.

При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ) и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» в рамках договора поставки от 2017г, заключенного с Компанией «B» (КНР), осуществлен ввоз товара – «противопожарное оборудование и материалы»

Таможенное декларирование товаров произведено с заявлением кода ТН ВЭД – 8424 90 000 0, как «Части огнетушителя» (ввозная таможенная пошлина – 0%).

1.      Касательно классификации товаров – «подвесной цилиндр», «цилиндр для огнетушителя».

По результатам таможенного контроля после выпуска товаров таможенным органом в отношении товаров «подвесной цилиндр», «цилиндр для огнетушителя» вынесены Решения о классификации товара с отнесением в товарную подсубпозицию ТН ВЭД – 7310 29 900 0, как «Прочие цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости, из черных металлов, вместимостью менее 50 л, с толщиной стенки 0,5 мм или более, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования» (ввозная таможенная пошлина – 10%).

В обоснование принятых решений о классификации товара таможенный орган указывает Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза (далее – Решение ОКТС) от 11.06.2014г. № 11/9.

Согласно пункта 1.4 Решения ОКТС дано следующее разъяснение:

Емкость из нелегированной стали – баллон металлический окрашенный в красный цвет с технологическим отверстием в верхней части, имеющий резьбу, вместимостью 2,3 л. и толщиной стенки 1 мм, предназначенный для заполнения огнетушащим веществом, классифицируется в товарной позиции 7310 ТН ВЭД ТС в соответствии с Основным правилом интерпретации ТН ВЭД»

При этом, исходя из технического описания, предоставленного Компанией «А», товары - «подвесной цилиндр», «цилиндр для огнетушителя» (вместимостью 2, 4, 6, 8, 10, 12 и 16 литров и толщиной стенки 1,5 мм) изготовлены из нержавеющей стали, то есть из легированной стали, тогда как согласно Решения ОКТС емкости изготовлены из нелегированной стали и толщиной стенки 1 мм.

Кроме того, в соответствии со статьей 4 Кодекса таможенное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из:

1) Кодекса;

2) нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

При этом, Решение ОКТС не является нормативно-правовым актом, носит рекомендательный, межведомственный характер и не входит в право Евразийского экономического союза.

А также, согласно технического описания, предоставленного Компанией «А», цилиндр подвесной является неотъемлемой частью модуля пожаротушения.

Вместе с тем Компания «А» производила таможенное декларирование товаров на основании предварительных решений о классификации товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Кодекса предварительное решение о классификации товара действует в течение трех лет со дня его принятия.

Согласно пункту 8 статьи 47 Кодекса решение о внесении изменений в предварительное решение о классификации товара, решение о прекращении действия предварительного решения о классификации товара, решение об отзыве предварительного решения о классификации товара направляются заявителю с указанием причин принятия таких решений, а также доводятся до сведения таможенных органов не позднее дня, следующего за днем принятия таких решений.

На момент таможенного декларирования вышеуказанные предварительные решения о классификации товаров действовали и не были отозваны.

Вместе с тем в акте таможенной проверки и в жалобе Компании «А» сведения о прекращении действия либо отзыве предварительных решений отсутствуют.

Кроме того, в акте проверки не приведены аргументированные доводы, доказывающие что товары - «подвесной цилиндр» и «цилиндр для огнетушителя» не являются частями огнетушителя.

Таким образом, начисления ввозной таможенной пошлины, НДС и пени в отношении товаров - «подвесной цилиндр», «цилиндр для огнетушителя» являются неправомерными.

2.     По вопросу начисления пени на неуплаченные ввозную таможенную

пошлину и НДС.

Компания «А» не согласна с начислением пени на неуплаченные ввозную таможенную пошлину и НДС, аргументируя тем, что решения о классификации товаров были вручены не в момент их принятия, а после завершения таможенной проверки вместе с актом проверки и уведомлением об устранении нарушений, тем самым не была своевременно уведомлена и не имела возможности устранить либо приостановить исчисление пени.

Также считает, что пеня в отношении ввозных таможенных пошлин должна начисляться с даты вручения, а не с даты вынесения решений о классификации товара.

При этом, в соответствии с пунктом 8 параграфа 2 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 16.02.2018г. №210 (далее – Приказ) проверка правильности классификации товаров по ТН ВЭД после выпуска товаров осуществляется путем сопоставления информации, содержащейся в документах, представленных декларантом или таможенным представителем с информацией, полученной из других источников, в том числе с использованием системы управления рисками, указывающих на возможные нарушения Кодекса и Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 10 Приказа решение о классификации товара оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр решения о классификации товаров не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня его подписания направляется в структурное подразделение органов государственных доходов, ответственное за проведение таможенного контроля после выпуска товаров, которое вместе с актом проверки направляется (вручается) проверяемому лицу.

В соответствии со статьей 216 Кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

При этом обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 124 Кодекса в случае неуплаты в установленный срок сумм таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также возникновении задолженности по таможенным платежам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам уплачивается пеня.

Пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем окончания сроков уплаты таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, включая день уплаты, в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, за каждый день просрочки.

Тем самым, в случае неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате до выпуска товаров, начисляется пеня на неуплаченную сумму таможенных платежей и налогов со следующего дня после выпуска товаров.

Учитывая вышеизложенное, начисление пени на неуплаченные ввозную таможенную пошлину и НДС по товарам - «цилиндры для огнетушителя» и «головки для огнетушителя», отнесенные по результатам таможенной проверки в товарную подсубпозицию ТН ВЭД – 8424 10 000 0, как «Огнетушители заряженные или незаряженные» (ввозная таможенная пошлина – 5%) являются правомерными.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению ввозной таможенной пошлины и НДС в связи с неверной классификацией товаров - «подвесной цилиндр», «цилиндр для огнетушителя» являются не правомерными, а по начислению пени на неуплаченные ввозную таможенную пошлину и НДС по товарам - «цилиндры для огнетушителя» и «головки для огнетушителя», отнесенные по результатам таможенной проверки в товарную подсубпозицию ТН ВЭД – 8424 10 000 0, правомерными