Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, исключение из вычетов расходов по приобретенным ТРУ, начисленным доходам работников, СО и налогам

367

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «С» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «С» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2015г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 5 491,0 тыс.тенге и пени в сумме 1 719,0 тыс.тенге.

Компания «С», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части исключения из вычетов расходов по приобретению товаров (работ, услуг), начисленным доходам работников, уплаченным социальным отчислениям и налогам.

Из жалобы следует, что по результатам налоговой проверки начисление налогов и пени произведено по причине отсутствия первичных бухгалтерских документов, которые были изъяты правоохранительными органами в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц местных исполнительных органов.

В жалобе указано, что Компания «С» полностью оправдана судом, и в настоящее время готова предоставить все ранее изъятые первичные документы, по которым расходы отнесены на вычеты и в зачет по НДС.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «С», в нарушение статьи 100, 114 и 256 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (далее – Налоговый кодекс), необоснованно отнесены на вычеты расходы по приобретению товаров (работ, услуг), начисленным доходам работников, социальным отчислениям и налогам.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

1) Относительно исключения из вычетов за 2017г. расходов по приобретенным товарно-материальным запасам, работам и услугам

По результатам налоговой проверки исключены расходы по реализованным товарам (работам, услугам) из вычетов за 2017г. в сумме 7 082,7 тыс.тенге по следующим основаниям:

-отсутствие первичных документов по взаиморасчетам с Компанией «В» на общую сумму 67,1 тыс.тенге;

-расхождение между бухгалтерскими регистрами и представленными формами налоговой отчётности на сумму 50,7 тыс.тенге.

Вместе с тем, как следует из жалобы, правоохранительными органами 13.09.2017г. в рамках уголовного дела произведена выемка первичных бухгалтерских документов Компании за период 2015-2017гг.

Из приложенных к жалобе расписок следует, что 25.09.2020г. Компанией получена часть первичных документов, ранее изъятых согласно протоколу выемки от 13.09.2017г., а также оставшаяся часть первичных документов получена 25.11.2020г.

Следовательно, до завершения налоговой проверки (24.12.2020г.), изъятые первичные бухгалтерские документы за 2017г. (договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ и иные документы) были возвращены Компании «С», при этом, документы, подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «В», к проверке представлены не были.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. (далее - Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) в жалобе указываются обстоятельства, на которых Компания «С» основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом, в нарушение вышеуказанной нормы Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе не приложены первичные бухгалтерские документы, в частности договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, и другие документы, подтверждающие обоснованность отнесения Компанией «С» на вычеты за 2017г. расходов в сумме 7 082,7 тыс.тенге.

Учитывая вышеизложенное, исключение расходов по реализованным товарам (работам, услугам) из вычетов за 2017г. в сумме 7 082,7 тыс.тенге, и соответствующее начисление КПН и НДС в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

2) Относительно исключения из вычетов расходов по начисленным доходам работников.

Как указано выше, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода. При этом, ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

При этом, согласно пункту 1 статьи 110 Налогового кодекса от 10.12.2008г. вычету подлежат расходы работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению, указанным в пункте 2 статьи 163 Налогового кодекса от 10.12.2008г., за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) - 3) пункта 1 данной статьи Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Следует отметить, что согласно подпункту 1) пункта 18 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф. 200.00), утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 14.04.2017г. №250 (далее – Правила по ИПН и СН), в строках 200.01.001 I, 200.01.001 II и 200.01.001 III отражается суммы доходов, начисленных налоговым агентом физическим лицам за каждый месяц отчетного квартала, в том числе, доходы, полученные работником от работодателя в денежной или натуральной форме, включая доходы, полученные в виде материальной выгоды, а также по заключенным с налоговым агентом в соответствии с законодательством Республики Казахстан договорам гражданско-правового характера, в том числе доходы, отраженные в статье 156 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

В рассматриваемом случае, Компанией «С» декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за период 1-4 кварталы 2017г. были представлены с нулевыми показателями, тогда как в декларации по КПН (ф.100.00) за 2017г. расходы по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам (строка 100.00.009 IV) отражены в сумме 3 759,1 тыс.тенге.

При этом, Компанией «С» в нарушение статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе не приложены первичные бухгалтерские документы, в частности расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени и другие документы, подтверждающие необоснованность исключение по результатам налоговой проверки расходов по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам.

Учитывая вышеизложенное, исключение из вычетов за 2017г. расходов по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам в сумме 3 759,1 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН в указанной части являются обоснованными.

3) Относительно исключения из вычетов налогов и других обязательных платежей в бюджет и расходов по начисленным социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования

В соответствии со статьей 114 Налогового кодекса от 10.12.2008г. в отчетном налоговом периоде вычету подлежат налоги и другие обязательные платежи в бюджет, уплаченные в бюджет Республики Казахстан или иного государства:

- в отчетном налоговом периоде, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;

- в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период.

Вычету не подлежат:

- налоги, исключаемые до определения совокупного годового дохода;

- корпоративный подоходный налог и налоги на доходы юридических лиц, уплаченные на территории Республики Казахстан и в других государствах;

- налоги, уплаченные в странах с льготным налогообложением;

- налог на сверхприбыль.

Также следует отметить, что согласно пункту 14-1 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования.

В рассматриваемом случае, как ранее было указано, что Компанией «С» декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за период 1-4 кварталы 2017г. были представлены с нулевыми показателями, соответственно, начисление налогов, в том числе социального налога и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования не производилось.

Тогда как, в декларации по КПН (ф.100.00) за 2017г. отражены вычеты по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (социальный налог) (строка 100.00.016) в сумме 147,4 тыс.тенге и расходы по начисленным социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования (строка 100.00.012) отражены в сумме 122,8 тыс.тенге.

Учитывая изложенное, исключение из вычетов вышеуказанных расходов и соответствующее начисление КПН за 2017г. в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН