Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, исключение из вычетов прочих расходов, не подтвержденных первичными документами

464

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Р» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении суммы о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организации нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «Р» за период с 01.01.2015г. по 31.12.2019г. по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организации нефтяного сектора (КПН) в сумме 7 447,5 тыс.тенге и пени 1 468,3 тыс.тенге и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС) в сумме 703,7 тыс.тенге и пени 1,7 тыс.тенге.

Компания «Р» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части исключения из вычетов сумм расходов и приводит следующие доводы.

Из жалобы Компании «Р» следует, что в связи выявленными расхождениями по результатам налоговой проверки по остаткам товарно-материальным запасов (далее – ТМЗ) на начало и конец 2016г., расходы по реализованным товарам (работам, услуга) за 2016г. должны увеличиться на 5 072,6 тыс.тенге, что приводит к уменьшению налогооблагаемого дохода.

Из акта налоговой проверки следует, что по результатам налоговой проверки установлены расхождения по остаткам ТМЗ на начало и конец 2016-2018гг., в результате чего были увеличены вычеты на сумму расходов по реализованным товарам, работам, услугам за 2016г. на сумму 5 072,6 тыс.тенге, исключены из вычетов расходы за 2017г. на сумму 8 430,5 тыс.тенге и за 2018г. в сумме 23 800,0 тыс.тенге.

Также, Компанией «Р» в нарушение пунктов 1, 3 статьи 100 и пункта 1 статьи 114 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) отнесены на вычеты за 2016г. прочие расходы в сумме 8 224,5 тыс.тенге, не подтвержденные первичными документами, и налоги в сумме 33,6 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

При этом пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты производится при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода.

Согласно Правил составления налоговой отчетности по КПН (форма 100.00), утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 25.12.2014г. № 587, в строке 100.00.009 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса.

Данная строка 100.00.009 определяется как: строка 100.00.009 I (ТМЗ на начало периода) – (минус) строка 100.00.009 II (ТМЗ на конец периода) + (плюс) строки с 100.00.009 III по 100.00.009 V – (минус) строки с 100.00.009 VI по 100.00.009 IX.

При этом, в строке 100.00.009 І указывается балансовая стоимость ТМЗ на начало налогового периода, а также строка 100.00.009 II стоимость ТМЗ на конец налогового периода заполняется согласно данным бухгалтерского баланса.

В рассматриваемом случае, по данным бухгалтерского учета (материальная ведомость за 2016г.) стоимость ТМЗ на начало периода составила 1 800 114,2 тыс.тенге, на конец периода 1 710 945,3 тыс.тенге.

Тогда как, в декларации по КПН за 2016г. стоимость ТМЗ на начало периода указана в сумме 2 792 568,9 тыс.тенге, на конец периода 2 708 472,7 тыс.тенге, а также расходы по реализованным товарам (100.00.009) отражены в сумме 364 064,8 ты.тенге.

Следовательно, по результатам налоговой проверки стоимость ТМЗ на начало периода уменьшена на 992 454,7 тыс.тенге (2 792 568,9 - 1 800 114,2), на конец периода на 997 527,3 тыс.тенге (2 708 472,7-1 710 945,3).

Таким образом, в результате уменьшения по результатам проверки стоимости ТМЗ на начало и конец 2016г., сумма расходов по реализованным товарам (строка 100.00.009), подлежащих отнесению на вычеты, увеличена на 5 072,6 тыс.тенге (992 454,7 - 997 527,3) и составила 369 137,4 тыс.тенге.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии со статьями 100 и 114 Налогового кодекса по результатам налоговой проверки были исключены из вычетов прочие расходы в сумме 8 224,5 тыс.тенге (не подтверждены первичными документами), а также налоги и другие обязательные платежи в бюджет в сумме 33,6 тыс.тенге (сумма социального налога, отнесенная на вычеты, больше уплаченной).

При этом, Компанией «Р» в жалобе не приведены доводы по выявленным расхождениям, определенным налоговой проверкой в части стоимости ТМЗ на начало и конец налогового периода (2016г.) и в части исключения из вычетов прочих расходов в сумме 8 224,5 тыс.тенге и налогов на сумму 33,6 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам налоговой проверки увеличены вычеты за 2016г. на сумму расходов по реализованным товарам (работам услугам) в размере 5 072,6 тыс.тенге, а также исключены из вычетов прочие расходы и налоги на общую сумму 8 258,1 тыс.тенге, всего исключено из вычетов расходы на сумму 3 185,5 тыс.тенге (8 258,1 - 5 072,6).

Соответственно, исключение из вычетов расходов в сумме 3 185,5 тыс.тенге и начисление КПН в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН