Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, отказ в связи с не подтверждением экспорта

322

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «О» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «О» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 01.01.2016г. по 30.06.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в размере 3 151,5 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату и не подлежащей уплате в бюджет, в размере 96 159,1 тыс.тенге.

Компания «О», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части отказа в возврате в связи с неподтверждённым экспортом товаров.

В жалобе отмечено, что в акте налоговой проверки указаны таможенные декларации, по которым в таможенном органе отсутствуют сведения о факте пересечения таможенной границы. При этом Компанией «О» представлены к налоговой проверке все документы (таможенные декларации, коносаменты, акты приема-сдачи), подтверждающие экспорт товаров.

Из акта проверки следует, что сумма превышения НДС, неподтвержденная к возврату, составляет 344 751,6 тыс.тенге:

1) сумма НДС, излишне предъявленная -  2 961,2 тенге

2) сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с не подтверждением экспорта - 334 165,7 тыс.тенге;

3) сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с направлением запросов на устранение нарушений - 4 473,2 тыс.тенге;

4) сумма НДС, не подлежащая к возврату по другим причинам (доначисленная сумма) – 3 151,5 тыс.тенге.

Следовательно, сумма НДС, указанная в требовании о возврате превышения НДС в размере 96 159,1 тыс.тенге, не подлежит возврату.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с данным Кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.

В случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Евразийского экономического союза при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с данным Кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 Налогового кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 386 Налогового кодекса от 25.12.2017г. документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договор (контракт) на поставку экспортируемых товаров;

2) копия декларации на товары с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта, а также с отметкой таможенного органа Республики Казахстан или таможенного органа другого государства- члена Евразийского экономического союза, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза, кроме случаев, указанных в подпунктах 3) и 6) данного пункта;

3) копия полной декларации на товары с отметками таможенного органа, производившего таможенное декларирование, при вывозе товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта:

по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи;

с использованием периодического таможенного декларирования;

с использованием временного таможенного декларирования;

4) копии товаросопроводительных документов;

В случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров.

5) подтверждение уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости-в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности;

6) копии декларации на товары с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, а также с отметкой таможенного органа, расположенного в контрольно-пропускном пункте специальной экономической зоны «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».

Наличие вышеуказанных документов необходимо в первую очередь для налогоплательщиков, осуществляющих экспорт и для применения нулевой ставки к обороту по реализации товаров на экспорт.

Таким образом, в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.

В рассматриваемом случае, в ходе проведения проверки в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 17.04.2009г. №163 «Об утверждении формы сведений о подтверждении таможенными органами факта вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта и порядка их представления» направлен запрос в таможенный орган от 17.09.2019г.

По которому получен ответ от 08.11.2019г., из которого следует, что был произведен вывоз товаров по следующим контрактам:

- по контракту №AD/EAOSA-2015 от 03.12.2014г. реализовано товара на сумму 3 450 794,78 USD (1 021 587,1 тыс.тенге) в количестве 14 007,189 тн;

- по контракту №AD/EAOSA-2016 от 15.12.2015г. реализовано товара на сумму17927151,63 USD (6 144 083,9 тыс.тенге) в количестве 64043127тн;

- по контракту №AD/EAOSA-2017 от 14.12.2016г. реализовано товара на сумму 19 914 080,13 USD (6 531 556,9 тыс.тенге) в количестве 52052,134 тн;

- по контракту №AD/EAOSA-2018 от 22.12.2017г. реализовано товара на сумму 29 410 784,6 USD (10 053 850,9 тыс.тенге) в количестве 61086,364 тн;

- по контракту № AD/EAOSA-2019 от 28.12.2018г. реализовано товара на сумму6 154 308,1 USD (1 921 983,0 тыс.тенге) в количестве 11 318,1тн.

При этом, не подтвержден факт пересечения таможенной границы по следующим таможенным декларациям на сумму 7 863 753,870 USD (2 784 713,9 тыс.тенге), по которым сумма НДС составляет 334 165,7 тыс.тенге:

- ПВД 50417/240417/0002383 на сумму 1 454 800,81 USD (478 236,7 тыс.тенге) и НДС 57 388,4 тыс.тенге;

- ПВД 50417/170518/0301731 на сумму 1 803 900,00 USD (578 438,6 тыс.тенге) и НДС 69 412,6 тыс.тенге;

- ПВД 50417/160119/0000272 на сумму 1 190 690,81 USD (438 829,1 тыс.тенге) и НДС 52 659,5 тыс.тенге;

- ПВД 50417/160119/0000273 на сумму 427 981,93 USD (157 732,7 тыс.тенге) и НДС 18 927,9 тыс.тенге;

- ПВД 50417/050219/0000706 на сумму 344 959,74 USD (128 173,2 тыс.тенге) и НДС 15 380,8 тыс.тенге;

- ПВД 50417/190319/0001797 на сумму 858 098,87 USD (324 464,5 тыс.тенге) и НДС 38 935,7 тыс.тенге;

- ПВД 50417/190419/0002631 на сумму 445 591,26 USD (169 618,8 тыс.тенге) и НДС 20 354,3 тыс.тенге;

- ПВД 50417/190419/0002632 на сумму 1 337 730,45 USD (509 220,5 тыс.тенге) и НДС 61 106,5 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам проверки из суммы возврата исключен НДС в сумме 334 165,7 тыс.тенге.

В целях вынесения мотивированного решения по жалобе уполномоченным органом направлен запрос от 26.03.2020г. в Комитет государственных доходов Республики Казахстан, на который получен ответ от 30.01.2021г.

Из вышеуказанного ответа следует, что согласно сведениям информационной системы «Oracle BI» (база подтверждение экспорта по 8 вышеуказанным декларациям на товары на общую сумму 7 863 753,870 USD (2 784 713,9 тыс.тенге) информация об убытии отсутствует.

Следовательно, результаты налоговой проверки по определению превышения НДС, не подлежащей возврату в связи с не подтверждением экспорта товаров, в размере 334 165,7 тыс.тенге являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса от 25.12.2017г. уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Теги: НДС