Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, отказ в связи с не подтверждением экспорта и нарушениями по отчету Пирамида

688

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «С» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) по не подтверждению превышения сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «С» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о начислении НДС в сумме 3 980,6 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 116 763,6 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в размере 19 562,5 тыс.тенге и пени в сумме 1 661,8 тыс.тенге.

Компания «С», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части отказа возврата превышения НДС в связи с не подтверждением экспорта нефти, а также в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» и приводит следующие доводы.

Компания «С» считает результаты проверки по отказу возврата превышения НДС в связи с не подтверждением факта вывоза нефти с таможенной территории Евразийского экономического союза в таможенной процедуре экспорта в проверяемой периоде на сумму 31 273,2 тыс.долларов США, необоснованными, поскольку имеются все подтверждающие документы (таможенные декларации на товары) на количество нефти 94 647,4 тонн.

Компания «С» не согласна с требованием налогового органа возвратить сумму превышения НДС за 2 квартал 2019г, ранее возвращенную из бюджета в упрощённом порядке 06.09.2019г. в размере 19 562,5 тыс.тенге с начислением пени в сумме 1 661,8 тыс.тенге, поскольку данное требование также связано с не подтверждением экспорта нефти за указанный период.

Относительно не подтверждения к возврату превышения НДС в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида», Компания «С» указывает что все обороты с поставщиками по приобретению товаров, работ и услуг подтверждены актами сверок и при проведении тематической проверки не с одним из 55 поставщиков не были проведены встречные проверки на предмет выявленных расхождений по выписанными ими счетам-фактурам и сумм НДС по реализации товаров, работ и услуг, отраженным в ф.300.00.

Из акта налоговой проверки следует, что не подтвержден НДС к возврату:

- в сумме 1 457,5 тыс.тенге как излишне предъявленная;

- в сумме 1 432 832,0 тыс.тенге в связи с отклонениями в количестве вывезенной нефти с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) (в том числе возвращенной из бюджета в упрощенном порядке за 2 квартал 2019г. в сумме 19 562,5 тыс.тенге);

- в сумме 80 530,5 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида по поставщикам».

Также по результатам проверки начислен НДС в сумме 3 980,6 тыс.тенге в связи с завышение зачета по НДС в 4 квартале 2019г.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Налоговая проверка произведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 4 квартал 2019 года, с указанием требования о возврате превышения НДС в сумме 116 763,6 тыс.тенге, за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г.

Компания «С» состоит на налоговом мониторинге крупных налогоплательщиков, применяет упрощенный порядок возврата превышения НДС с 01.01.2016г.

1.Относительно неподтверждения экспорта нефти.

Согласно пункту 5 статьи 152 Налогового кодекса, в случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 386 Налогового кодекса оборот по реализации товаров на экспорт, за исключением оборотов по реализации товаров, предусмотренных статьей 394 Налогового кодекса, облагается по нулевой ставке.

Экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

При этом, пунктом 2 статьи 386 Налогового кодекса предусмотрено, что документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договор (контракт) на поставку экспортируемых товаров;

2) копия декларации на товары с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта, а также с отметкой таможенного органа Республики Казахстан или таможенного органа другого государства-члена Евразийского экономического союза, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза, кроме случаев, указанных в подпунктах 3) и 6) настоящего пункта;

3) копия полной декларации на товары с отметками таможенного органа, производившего таможенное декларирование, при вывозе товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта:

- по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи;

- с использованием временного таможенного декларирования.

В рассматриваемом случае, согласно декларации по НДС за 4 квартал 2019 года, Компания «С» требует осуществить возврат превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога в сумме 116 763,7 тыс.тенге, в том числе за 1 квартал 2019 года в сумме 2 530,2 тыс.тенге, за 2 квартал 2019 года в сумме 7 001,7 тыс.тенге, за 3 квартал 2019 года в сумме 48 848,6 тыс.тенге, за 4 квартал 2019 года в сумме 58 383,1 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что в ходе проведения проверки в соответтсвии с приказом Министерства финансов Республики Казахстан №449 от 02.09.2011г. «Об утверждении формы сведений о подтверждении таможенными органами факта вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза в режиме экспорта и порядка их представления» 26.03.2020г. направлен запрос в таможенный орган.

Согласно ответу таможенного органа от 30.04.2020г. по данным ИС «Астана -1» отсутствуют сведения о факте вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза по 11 ГТД, также по 5 ГТД установлены отклонения в фактических объемах экспорта.

Следует отметить, что Компанией «С» были направлены запросы в таможенный орган о подтверждении факта экспорта нефти с территории Таможенного союза по вышеуказанным ГТД, на которые получены ответы от 19.05.2020г., от 29.11.2019г. и от 16.01.2020г., согласно которых вывоз нефти с территории Таможенного союза по вышеуказанным таможенным декларациям в период с 01.07.2019г. по 10.11.2019г. подтверждается.

В ходе рассмотрения жалобы, в связи с имеющимися расхождениями по экспорту нефти в сведениях таможенного органа, направлен запрос в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, на который получен ответ о полном подтверждении вывоза нефти в разрезе указанных выше ГТД.

Таким образом, результаты проверки по отказу к возврату превышения НДС в связи с не подтверждением экспорта нефти с таможенной территории ЕАЭС в объеме 94 647,4 тонн, а также по определению суммы превышения НДС за 2 квартал 2019г, ранее возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату, на основании пункта 5 статьи 152 и пункта 2 статьи 386 Налогового кодекса, является необоснованным.

2.Относительно не подтверждения к возврату сумм превышения НДС по выявленным нарушениям по аналитическому отчету «Пирамида» по поставщикам.

Согласно пункта 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с пунктом 75 пункта 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Кроме того, Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370 утверждены Правил выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Согласно подпункту 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Кроме того, следует указать, что Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 утверждены Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость.

Так, согласно пункту 7 Правил возврата превышения НДС при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого органами государственных доходов, на основе изучения и анализа представленной услугополучателем налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем, установленного пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса.

Формирование отчета «Пирамида» производится по непосредственным поставщикам проверяемого услугополучателя.

При этом, подпунктом 2) пункта 14 Правил возврата превышения НДС предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, из акта проверки следует, что согласно сформированного аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. выявлены нарушения у 55 поставщиков первого уровня, у которых установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженными в ИС ЭСФ.

Всего по данным поставщикам Компанией «С» отнесен в зачет НДС в сумме 332 404,3 тыс.тенге.

В связи с чем, в ходе проведения проверки направлены запросы на устранение нарушений по подтверждению НДС в территориальные Управления государственных доходов по 55 поставщикам:

Как следует из акта проверки, на момент завершения проверки, выявленные нарушения камерального контроля вышеперечисленными поставщиками не устранены.

Таким образом, не подтвержден возврат превышения НДС на сумму 80 530,5 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» и не устраненными в период проведения проверки.

Вместе с тем, следует отметить, что на основании положений пункта 12 Правил возврата превышения НДС, неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС, подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование о возврате НДС в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса.

На основании изложенного, результаты проверки по не подтверждению к возврату превышения НДС в сумме 80 530,5 тыс.тенге на основании пунктов 10, 11 и 12 статьи 152 Налогового кодекса и подпункта 2) пункта 14 Правил возврата превышения НДС, являются обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части отказа к возврату превышения НДС в связи с не подтверждением экспорта нефти с таможенной территории ЕАЭС в объеме 94 647,359 тонн, а также по определению суммы превышения НДС за 2 квартал 2019г., ранее возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату, в остальной части оставить без изменения.