Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Фиктивные сделки с 2 поставщиками

550

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах налоговой проверки Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган), по корпоративному подоходному налогу (КПН) и налогу на добавленную стоимость (НДС). 

Налоговым органом на основании предписания проведена комплексная налоговая проверка за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 12173,6 тыс.тенге и пени 3852,0 тыс.тенге, НДС в сумме 2620,7 тыс.тенге и пени 1317,6 тыс.тенге.

Компания «К» не согласно с уведомлением в части начисления КПН, НДС по взаиморасчетам с Компанией «B» и Индивидуальным предпринимателем «R» и приводит следующие доводы.

В жалобе приведено, что Компания «К» в соответствии с действующим налоговым законодательством правомерно отнесены на вычеты по КПН и зачет по НДС расходы по взаимоотношениям с Компанией «B» и Индивидуального предпринимателем «R».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» №120-VI от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.).

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -5) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 263 Налогового кодекса.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 190 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 8 статьи 263 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется: для юридических лиц - подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг. 

  1. Относительно взаиморасчетов с Компанией «B» на сумму 36310,0 тыс.тенге за 3 квартал 2014г. и 3 квартал 2015г.

Согласно договоров на транспортные услуги от 01.08.2014г. и 29.06.2015г. Компанией «B» выписаны счета-фактуры на оказание услуг по аренде самосвалов, погрузчика и бульдозера.

В ходе проверки и к рассмотрению жалобы Компанией «К» представлены первичные документы договора, счета-фактуры, акты сверки, акты выполненных работ, табеля наемной техники с указанием вида услуги.

При этом государственные номера и фамилии водителей в представленных документах не указаны.

Согласно пункту 20 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года №546 (далее - Правила) путевые листы автотранспортного средства являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной или актом замера (взвешивания), определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозки грузов, а также для начисления заработной платы водителю.

Компанией «К» не предоставлены в ходе проверки и рассмотрения жалобы товарно-транспортные накладные, путевые листы либо отрывные талоны путевых листов, подтверждающие совершение перевозок, погрузки/разгрузки и оказание прочих услуг арендованным автотранспортом.

Тем самым, реальное исполнение обязательств Компанией «B» перед Компанией «К» не подтверждено соответствующими перевозочными документами.

В соответствии с частью 1 статьи 68 Гражданско-процессуального кодекса каждое доказательство подлежит оценке с учетом относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения гражданского дела.

При этом, наличие счет-фактуры, иных документов, при отсутствии достоверных доказательств фактического совершения финансово-хозяйственной операции, не может являться     достаточным свидетельством реальности совершения сделки.

Как указано выше, в соответствии с подпунктом 1) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете документальным свидетельством факта совершения операций   является    первичный  бухгалтерский документ, отвечающий требованиям достоверности, на котором основывается налоговый учет.

Также, согласно акту проверки, по информации уполномоченного органа выявлено, что за Компанией «B» в проверяемом периоде транспортные средства не числились.

По данным приложения к декларации по НДС «реестр по поставщикам» (форма 300.08) Компании «B» установлено, что поставщиками в 3 квартале 2014г. и 3 квартале 2015г. являются Компания «P» и Компания «F», которые по данным сайта Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 30.04.2019г. и 26.04.2017г., соответственно, признаны бездействующими.

Следует указать, что по Приговору суда от 18.04.2018г. гр. «А» на свое имя открыл Компанию «P» и Компанию «F», указанные предприятия занимались обналичиванием денежных средств по бестоварным сделкам. Согласно указанному Приговору гр. «А» признан виновным в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 28 часть 5, 222 часть 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан (в редакции 1997г.) и статьями 28 часть 5, 245 часть 2 подпункта 1,2) Уголовного кодекса Республики Казахстан (в редакции 2014г.).

Необходимо добавить, что в Протоколе дополнительного допроса от 17.01.2017г. подозреваемого гр. «А» который с 25.02.2014г. являлся директором Компаний «P», он признается, что по просьбе контрагента Компанией «B» были выписаны фиктивные счета-фактуры и обналичены денежные средства.

Следует отметить, что услуги по выполнению работ спецтехникой, перевозке грузов и погрузо-разгрузочные работ учитываются в бухгалтерском учете по пройденному расстоянию, выполненным объемам и отработанным часам на основании путевых и маршрутных листов, а также отработанным человеко/часами работников, оказывающих услуги на спецтехнике.

Также в договорах отсутствуют условия привлечения подрядчиков - сторонних организаций для осуществления Компанией «B» субаренды спецтехники и наемных работников и к проверке, рассмотрению жалобы не представлены путевые листы, транспортные накладные, отрывные талоны путевых листов и другие документы, являющиеся основанием для выставления счета, подписания обеими сторонами акта выполненных работ/оказанных услуг, учета ГСМ и отработанных человеко/часов.

При этом условия договоров, счета - фактуры и акты выполненных работ не содержат информации о предоставлении Компанией «B» необходимого количества работников - операторов по управлению переданной в аренду техникой, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией для осуществления управления техникой и отсутствуют условия привлечения подрядчиков - сторонних организаций для осуществления Компанией «B» субаренды спецтехники и наемных работников.  

Все вышеуказанные обстоятельства, такие как отсутствие работников, активов, для оказания услуг по представлению в аренду самосвалов, погрузчика и бульдозера ставят под сомнение достоверность произведенных взаиморасчетов.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Нормативного постановления от 07.07.2016г. №6 Верховного Суда РК «О некоторых вопросах недействительности сделок и применении судами последствий их недействительности» (далее - Нормативное постановление ВС РК от 07.07.2016г.) согласно нормам ГК РК сделка может быть недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания в силу прямого указания на ее недействительность в законе (ничтожная сделка).

Соответственно, при недоказанности фактического совершения финансово-хозяйственных операций, налоговый орган вправе произвести начисление, указав на доказательства фиктивности сделок.

Исходя из изложенного следует, что исключение из вычетов и зачета НДС расходов по взаиморасчетам с Компанией «B» за проверяемый налоговый период и начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки, является обоснованным.

  1. Относительно взаиморасчетов с Индивидуальным предпринимателем «R» на сумму 11200,0 тыс.тенге за 3-4 квартал 2018г.

Согласно договору подряда №3 от 20.09.2018г. Индивидуальный предприниматель «R» выписаны Компании «К» счета-фактуры на оказание услуг по текущему ремонту офиса, КПП, кабинета, бетонированию площадок на территории склада, услуги по монтажу подъемника, шлагбаума и склада реагентов, ремонтно - восстановительные работы общежития №3 на участке Суздальский.

В ходе проверки и к рассмотрению жалобы Компанией «К» представлены первичные документы договор, счет-фактура от 26.12.2018г. на сумму 11200,0 тыс.тенге без НДС, акт выполненных работ и акты приемки выполненных работ.

При этом, как следует из акта проверки расходы по ремонтным работам, указанным в договоре подряда №3 от 20.09.2018г., счете-фактуре от 26.12.2018г., актах выполненных работ и приемки выполненных работ на сумму 11200,0 тыс.тенге не подтверждены регистрами бухгалтерского учета Компания «К».

В соответствии со статьей 190 Налогового кодекса от 25.12.2017г. налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

Учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 28.02.2007г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи ведутся на основании первичных документов.

Следует указать, что в ходе проверки было установлено: согласно Договоров от 11.09.2018г. и 30.11.2018г. Компания «К»  обязуется выполнить для Компании «А» ремонтно-восстановительные работы общежития №3 на сумму  8512,0 тыс.тенге, ремонт офиса центрального склада на сумму 1083,7 тыс.тенге, ремонт КПП столовой на сумму 2699,7 тыс.тенге, бетонные работы склада на сумму 4275,4 тыс.тенге, ремонт офиса на сумму 4972,9 тыс.тенге, бетонирование площадок центрального склада, монтаж подъемника, монтаж шлагбаума на сумму 7983,0 тыс.тенге, всего на 29529,7 тыс.тенге.

При этом, согласно представленных счетов - фактур и актов выполненных работ указанные работы завершены Компанией «К» 10.12.2018г. и сданы заказчику Компании «FKA».

Также к проверке и к рассмотрению жалобы представлены договор №3 от 20.09.2018 по приобретению услуг у Индивидуального предпринимателя «R» на сумму 11200,0 тыс.тенге, согласно которого Индивидуальный предприниматель «R» являясь субподрядчиком, обязуется выполнить аналогичные работы, выполненные Компанией «К» для Компаний «FKA».

Согласно представленных актов выполненных работ и счетов - фактур работы выполнены по сроку на 26.12.2018г., то есть на 16 календарных дней позже, чем аналогичный объем работ, выполненный Компанией «К» по Договорам от 11.09.2018г. и 30.11.2018г. для Компания «FKA».

Также при анализе упрощенной декларации ФНО 910.00, представленной 12.03.2019г. Индивидуальный предприниматель «R» за второе полугодие 2018г. в численность работников не указана, тогда как согласно представленных к проверке первичных документов, указанные работы предполагают наличие наемных работников.

Согласно данным бухгалтерского учета реализация вышеуказанных работ в период с 26.12.2018 по 31.12.2018 Компанией «К» не производилось.

Таким образом, взаимосвязанность услуг (работ) по взаиморасчетам с Индивидуальным предпринимателем «R» по текущему ремонту офиса, КПП, кабинета, бетонированию площадок на территории склада, услуги по монтажу подъемника, шлагбаума и склада реагентов, с деятельностью, направленной на получение совокупного годового дохода не подтверждена бухгалтерским учетом Компания «К».

В этой связи, исключение из вычетов суммы расхождений по данным бухгалтерского учета и данным деклараций по приобретенным работам и услугам по взаиморасчетам с Индивидуальным предпринимателем «R» и начисление КПН по результатам проверки, является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса от 25.12.2017г.по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 05.03.2019г., принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.