Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Начисление КПН по документам, подписанными неуполномоченными лицами, начисление КПН по выбывшему ФА

317

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «F» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении о начислении корпоративного подоходного налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 10.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 19 286,9 тыс.тенге и пени 2 371,4  тыс.тенге, НДС в сумме 36 057,1 тыс.тенге и пени 11 016,7 тыс.тенге, платы за эмиссии в окружающую среду в сумме 12,7 тыс.тенге и пени 7,6 тыс.тенге.

Из жалобы следует, что Компании «F» не согласно с начислением КПН, связанным с исключением расходов из вычетов за период 01.01.2016г. по 31.12.2016г. по взаиморасчетам с Компанией «А» и Компанией «В», а также с начислением КПН при продаже мельницы.

Компания «F» в своей жалобе указывает, что в действительности поставка на склады Компании «F» чечевицы красной в указанных объемах была произведена в полном объеме и находит свое полное документальное подтверждение в представленных проверяющему документах. В последующем, вся приобретенная и поставленная вышеуказанными поставщиками чечевица, была экспортирована в Республику Турция, подтвержденная бухгалтерскими и таможенными документами.

Относительно реализации мельничного комплекса, Компания «F» указывает, что по бухгалтерскому учету вся сумма реализации является доходом, а в налоговом учете согласно статьи 228 Налогового кодекса, при реализации основных средств, доходом является положительная разница между стоимостью реализации и первоначальной стоимостью.

Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «F»  в нарушение статьи 84, пункта 1 статьи 100 и пункта 1 статьи 256 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) необоснованно отнесены на вычет и в зачет по НДС расходы по взаиморасчетам с ккомпаниями «А» и «В» и занижен совокупный годовой доход на сумму 6 867,5 тыс.тенге (в том числе от продажи мельничного комплекса).

В ходе рассмотрения жалобы, установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса, расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -5) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса.

При этом выписка счет-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 263 Налогового кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 263 Налогового кодекса счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется юридическими лицами подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать.

Также предусмотрено, что счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события, либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициалы и подпись лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» (далее - Закон об автомобильном транспорте) от 04.07.2003г. заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной (далее - ТТН).

Таким образом, документами, подтверждающими оказание услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа, являются соответствующие перевозочные документы, предусмотренные пунктами 15-17 статьи 1 Закона об автомобильном транспорте.

Порядок организации перевозки грузов автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, а также взаимоотношения участников перевозки грузов автомобильным транспортом регламентируются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан №546 от 30.04.2015г. (далее – Правила), при этом перевозка грузов должна оформляться ТТН.

Согласно Правилам следует, что перевозка грузов оформляется ТТН, а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз ТТН, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. При этом необходимо отметить, что второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов.

Следовательно, ТТН относится к первичным документам и предназначена для оприходования полученных грузов и данные Правила действуют на всей территории Республики Казахстан, и распространяются на всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности.

Таким образом, оприходование груза грузополучателем производится согласно основному перевозочному документу товарно-транспортной накладной, а путевые листы совместно с товарно-транспортной накладной, определяют показатели для учета работы автотранспортного средства и осуществления расчетов. При этом отрывной талон путевого листа является основанием для предъявления перевозчиком счета платежного требования грузоотправителю.

1.Относительно исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «В» и Компанией «С»

1.1. Относительно исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «А»

По результатам проверки из вычетов исключена сумма расходов по факту приобретения чечевицы красной в количестве 504,1 тонн от Компании «А» за 2016 год на сумму 65781,4 тыс.тенге.

По данным ИНИС главой Компании «А» является физическое лицо К., указанное предприятие зарегистрировано в органах юстиции 14.03.2002г. с видом деятельности «выращивание зерновых и зернобобовых культур, включая семеноводство» и  является плательщиком единого земельного налога.

В рассматриваемом случае, согласно договорам поставок 10.10.2016 г., от №005 от 24.10.2016г. и №006 от 01.11.2016г. Компания «А» поставляет и передает в собственность Компании «F» чечевицу красную в количестве 504,084 тонн (счет-фактуры №12 от 10.10.2016г., №14 от 24.10.2016г., №17 от 01.11.2016г.). На указанных документах подпись физического лица К. отсутствует.

В соответствии с пунктом 8 статьи 263 Налогового кодекса счет-фактура, выписанный на бумажном носителе может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. Получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием предоставить заверенную уполномоченным на то лицом копию приказа о назначении лица, уполномоченного подписывать счета-фактуры.

Однако, как в ходе проверки, так и к жалобе не представлен приказ о назначении лица, уполномоченного подписывать вышеуказанные счета-фактуры.

Так, в ходе проверки Компанию «F» было выставлено требование на представление подтверждающих документов (железнодорожные накладные, ТТН на транспортировку товаров, хранение ТМЦ, материалов и пр., акты-выполненных работ по выполненным работам и предоставленным услугам). При этом документов, подтверждающих факт приобретения чечевицы к проверке не представлено.

Согласно пункту 4.1. вышеуказанных договоров Поставщик осуществляет поставку товара на склад Компании «F».

При этом следует отметить, что приложение ф.920.05 «Сведения по транспортным средствам» к Декларации для плательщиков единого земельного налога (ф. 920.00) за 2016 год Компания «А» в налоговые органы не представлены.

Согласно Правилам, перевозка грузов должна оформляться ТТН, которая относится к первичным документам и является одним из документов для оприходования полученных товаров.

В данном случае, подтверждающие документы на транспортировку или на аренду автотранспорта (ТТН, технические паспорта, договоры на транспортировку) согласно пункту 2 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Компания «F» к жалобе не представлены.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы проверяющим специалистом представлено пояснение физического лица К. от 17.04.2019г., где указано, что взаиморасчёты с Компанией «F» не производились. Оплата за полученные товары  Компанией «F»  произведена наличными средствами, при этом по данным ИНИС РК у Компании «А» ККМ не зарегистрирована.

Таким образом, учитывая изложенные факты, а также то обстоятельство, что договоры и счет-фактуры от имени  Компании «А» подписаны неуполномоченным лицом, указанные документы не могут достоверно свидетельствовать о фактах совершения операций и соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.

1.2. Относительно исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «В»

По результатам проверки из вычетов исключена сумма расходов по факту приобретения чечевицы красной в количестве 163,3 тонн от Компании «В»  за 2016-2017 годы на сумму 20 395,3 тыс.тенге.

По данным ИНИС главой Компании «В» является физическое лицо С., указанное предприятие зарегистрировано в органах юстиции 24.10.2001г. с видом деятельности «выращивание зерновых и зернобобовых культур, включая семеноводство» и является плательщиком единого земельного налога.

При этом, расчеты с бюджетом осуществляется на основе специального налогового режима для крестьянских и фермерских хозяйств, который предусматривает расчеты с бюджетом исходя из имеющихся на правах частной собственности земельных участков.

В рассматриваемом случае, согласно договорам поставок №1 от 29.12.2016 г. и №1 от 05.01.2017г. Компания «В» поставляет и передает в собственность Компании «F» чечевицу красную в количестве 163,323 тонн (счет-фактуры №5 от 29.12.2016г. и №1 от 05.01.2017г.). На указанных документах подпись физического лица С. отсутствует.

Однако, как в ходе проверки, так и к жалобе не представлен приказ о назначении лица, уполномоченного подписывать вышеуказанные счета-фактуры в соответствии с пунктом 8 статьи 263 Налогового кодекса

Так, в ходе проверки Компании «F» было выставлено требование на представление подтверждающих документов (железнодорожные накладные, ТТН на транспортировку товаров, хранение ТМЦ, материалов и пр., акты-выполненных работ по выполненным работам и предоставленным услугам). При этом документов, подтверждающих факт приобретения чечевицы к проверке не представлено.

Согласно пункту 4.1. вышеуказанных договоров Поставщик осуществляет поставку товара на склад Компании «F».

При этом следует отметить, что приложение ф.920.05 «Сведения по транспортным средствам» к Декларации для плательщиков единого земельного налога (ф. 920.00) за 2016 год Компания «В» в налоговые органы не представлены.

Согласно Правилам, перевозка грузов должна оформляться ТТН, которая относится к первичным документам и является одним из документов для оприходования полученных товаров.

В данном случае, подтверждающие документы на транспортировку или на аренду автотранспорта (ТТН, технические паспорта, договоры на транспортировку) согласно пункту 2 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Компанией «F» к жалобе не представлены.

Следует указать, что глава Компании «В» согласно доверенности от 24.07.2018г. уполномочивает физическое лицо Н. представлять его интересы, связанные с его предпринимательской деятельностью во всех государственных, негосударственных учреждениях и организациях.

При этом, проверяющим специалистом представлено пояснение физического лица Н. от 30.04.2019г., где указано, что Компания «В» взаиморасчёты с Компанией «F» не производила. Оплата за выполненные работы (оказанные услуги) Компанией «F» произведена наличными средствами, при этом по данным ИНИС РК у Компании «В» ККМ не зарегистрирована.

Таким образом, учитывая изложенные факты, а также то обстоятельство, что договоры и счет-фактуры от имени  Компании «В» подписаны неуполномоченным лицом, указанные документы не могут достоверно свидетельствовать о фактах совершения операций и соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.

  1. Относительно начисления КПН за 2017 год.

В соответствии с подпунктами 1), 24) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход (СГД) включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе, доход от реализации и другие доходы, не указанные в подпунктах 1) - 23) настоящего пункта.

Если иное не установлено пунктом 2-1 статьи 56 Налогового кодекса, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Как указано выше, согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 28.02.2007г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что   Компанией «F»  во втором квартале 2017г. приобретен мельничный комплекс у Компании «V» на сумму 6 400,0 тыс.тенге, данный комплекс реализован в адрес Компании «S» в 3 квартале 2017г.  за 6 867,5 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что Компанией «F»  самостоятельно отражена сумма реализованного мельничного комплекса в размере 6 131,7 тыс.тенге в декларации по НДС за 3 квартал 2017 год, а также в журнале регистрации счетов-фактур за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., где общая сумма реализации без учета НДС составила 32 375,8 тыс.тенге, при этом, в декларации по КПН за 2017г. Компанией «F» отражен доход в сумме 26 706,3 тыс.тенге. В этой связи, по результатам налоговой проверки увеличен доход от реализации на сумму 5 714,3 тыс.тенге и прочие доходы на сумму 1153,2 тыс.тенге.

Относительно приобретенного мельничного комплекса следует отметить, что Компанией «F» в декларации по КПН форме 100.00 в строке 100.00.009 III приобретение ТМЗ, работ и услуг за 2017 год отражена сумма 29 759,2 тыс.тенге и на конец налогового периода сумма 20,0 тыс.тенге.

При этом, согласно данным журнала регистрации счетов-фактур, полученных за 2017 год Компанией «F» приобретено товаров (работ и услуг) без НДС на сумму 32 114,4 тыс.тенге, в том числе мельничный комплекс на сумму на сумму 5 714,3 тыс.тенге.

Следовательно, расхождение между данными журнала регистрации счетов-фактур полученных и данными декларации по КПН составила сумму 2 355,2 тыс.тенге, которая Компанией «F» самостоятельно не отнесена на вычеты.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, к фиксированным активам относятся в том числе,  основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода, за исключением активов, указанных в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта.

В данном случае, Компанией «F» приобретенный актив (мельничный комплекс) в приложении формы 100.02. к Декларации по КПН за 2017г. в строках 100.02.002 и 100.02.003 не отражен как поступивший или выбывший фиксированный актив, соответственно, вышеуказанный мельничный комплекс не был использован в деятельности, направленной на получение дохода.

Как ранее было указано, что согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования и иные документы, имеющие отношение к делу.

Компанией «F» документы, доказывающие факт отражения в составе основных средств мельничного комплекса к жалобе не представлены. В этой связи, доводы Компании «F» в указанной части некорректны.

Учитывая вышеизложенное, увеличение СГД и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить уведомление о результатах проверки,  а жалобу без удовлетворения.