Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС по фиктивным документам

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС по фиктивным документам


Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «B» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам исполнения налогового обязательства по корпоративному подоходному налогу с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) за период с 01.01.2010г. по 31.03.2015г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 166 578,6 тыс.тенге и пени 41 806,6 тыс.тенге и НДС в сумме 2 767,5 тыс.тенге, которое вручено Компании «B» 03.09.2018г.

Компания «B», не согласившись с выводами налогового органа в части исключения из вычетов расходов за 2010-2011 годы по взаиморасчетам Компании «С» и Компании «М».

Компания «B» в жалобе отмечает, что оригиналы счетов-фактур, накладных, чеков Компании «С» и Компании «М» были изъяты Службой экономических расследований налогового органа (далее – СЭР). В этой связи Компания «В» считает, что налоговым органом необоснованно были уменьшены вычеты за 2010-2011 годы на сумму расходов по взаиморасчетам с вышеуказанными контрагентами по причине отсутствия оригиналов первичных документов и истечения срока по оспариванию сделок согласно Гражданского кодекса РК.

Также в жалобе указывает, что Компания «В» ведет бухгалтерский учет в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете) и в обязанность не входит проверка подлинности предоставленных поставщиком бухгалтерских документов.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса, расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г., если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-5) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 263 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Согласно пункту 8 статьи 263 Налогового кодекса от 10.12.2008г., счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется юридическими лицами подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать.

Также предусмотрено, что счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г., налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г., определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса от 10.12.2008г., налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать, в частности адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и отнесение сумм расходов по товарам (работам, услугам) на вычеты по КПН производятся при наличии первичных документов, подтверждающих факт совершения операции либо события.

Относительно взаиморасчетов Компании «В» с Компанией «С».

Как следует из жалобы, Компанией «В» приобретены в 2010 году товары у Компании «С» на сумму 180 160,7 тыс.тенге, НДС 21 619,3 тыс.тенге по счетам – фактурам №0000000010 от 05.01.2010г., №0000000013 от 09.01.2010г. №0000000155 от 15.02.2010г., №0000000160 от 16.02.2010г., №0000000192 от 09.03.2010г., №0000000196 от 10.03.2010г., №0000000599 от 27.07.2010г. и №0000000805 от 08.11.2010г.

Вместе с тем, вышеуказанные счета – фактуры, а также накладные и кассовые чеки данного предприятия, представленные Компанией «В» в качестве подтверждающих документов, не нашли отражения в бухгалтерском учете поставщика, при этом наличные деньги не были проведены через контрольно-кассовую машину с фискальной памятью, что подтверждается результатами налоговой проверки, проведенной в Компании «С» (акт №4 от 17.03.2015г.).

Кроме того, следует отметить, что Институтом судебной экспертизы по Южно-Казахстанской области в рамках уголовного дела №155100121000104 были проведены экспертизы указанных счетов – фактур, а также расходных накладных №0000000010 от 05.01.2010г., №0000000013 от 09.01.2010г. №0000000155 от 15.02.2010г., №0000000160 от 16.02.2010г., №0000000192 от 09.03.2010г., №0000000196 от 10.03.2010г., №0000000599 от 27.07.2010г. и №0000000805 от 08.11.2010г., кассовых чеков и иных документов.

Так, согласно заключению эксперта №1097 от 16.04.2015г. изображения оттисков круглых печатей «Компания «С» ДЛЯ ДЕНЕЖНЫХ И РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ» расположенные в поступивших на исследование вышеуказанных счетов – фактур и расходных накладных нанесены при помощи знаковоспроизводящего устройства на основе струйной печати, а также данные изображения в печати не соответствуют оттискам круглой печати «Компания «С» ДЛЯ ДЕНЕЖНЫХ И РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ», представленных в качестве экспериментальных образцов.

Аналогично, согласно заключению эксперта №1073 от 09.04.2015г. представленные на экспертизу кассовые чеки не соответствуют кассовым чекам Компании «С», при этом, указанные чеки и кассовые чеки данного предприятия, представленного в качестве образца, изготовлены при помощи разных контрольно-кассовых машин.

Следовательно, согласно вышеуказанным заключениям экспертов Института судебной экспертизы по области счета-фактуры, расходные накладные и кассовые чеки Компании «С» не могут быть признаны достоверными.

Относительно взаиморасчетов Компания «В» с Компанией «М».

В жалобе Компания «В» указывает, что в 2011г. приобретены у Компании «М» товары на общую сумму 689 178,9 тыс.тенге, которые отнесены на вычеты в период 2011-2014 годов.

При этом, из акта налоговой проверки следует, что из вычетов за 2012-2014гг. исключены расходы Компании «В» по товарам, приобретенным у Компании «М» в 2011 году.

Следует указать, что в ходе проверки от 18.11.2015г. №609 в целях подтверждения взаиморасчетов между указанными предприятиями произведена встречная проверка в Компании «М», по результатам которой составлен акт встречной проверки от 27.10.2015г.№1050.

Из данного акта встречной проверки следует, что Компания «М» реализовало в адрес Компании «B» товары по счетам – фактурам от 29.09.2011г. №39, от 30.09.2011г. №41 и от 30.09.2011г. №45 на общую сумму 9 146,7 тыс.тенге, в том числе НДС 980,0 тыс.тенге, оплата произведена Компанией «В» в наличном порядке в размере 9 146,7 тыс.тенге.

Иных взаиморасчетов между Компанией «В» и Компанией «М» в ходе встречной проверки не установлено, какая-либо задолженность отсутствует.

Соответственно, иные взаиморасчеты между Компанией «В» и Компании «М», в том числе указанные в жалобе по счетам – фактурам от 05.12.2011г. №422 на сумму 150846,0 тыс.тенге, от 19.01.2011г. №10 на сумму 15 000,0 тыс.тенге и от 11.03.2011г. №120 на сумму 539 495,0 тыс.тенге не подтверждены по результатам встречной проверки.

Относительно приложенных к жалобе документов (копии счетов – фактур от 27.09.2010г. №40 на сумму 8760,0 тыс.тенге, от 18.10.2010г. №77 на сумму 2 229,5 тыс.тенге, от 05.12.2011г. №422 на сумму 150 846,0 тыс.тенге, от 19.01.2011г. №10 на сумму 15 000,0 тыс.тенге, от 11.03.2011г. №120 на сумму 539 495,0 тыс.тенге, от 30.09.2010г. №41 на сумму 4 500,0 тыс.тенге, копии товарно-транспортных накладных от 30.09.2010г. №63 на 1500 тонн, от 19.01.2011г. №13 на 5000 тонн, от 05.12.2011г. №792 на 2000 тонн, 27.09.2010г. №62 на 1200 тонн, от 18.10.2010г. №102 на 315 тонн, от 27.09.2010г. №61 на 1500 тонн, от 11.03.2010г. №139 на 5000 тонн, копии 116 чеков контрольно-кассовых машины, копии 54 накладных на отпуск товара, копии договоров аренды автотранспорта от 20.09.2010г. №13, от 20.09.2010г. №1, копии контрактов от 23.09.2010г. №3-68, от 15.01.2011г. №5-20 и дополнения к нему от 24.02.2011г. №1, от 01.12.2011г. №6-22, от 23.09.2010г. №3-69) следует указать следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 649 Налогового кодекса, контрольный чек контрольно-кассовой машины, за исключением аппаратно-программных комплексов должен содержать следующую информацию:

1) наименование налогоплательщика;

2) идентификационный номер;

3) заводской номер контрольно-кассовой машины;

4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе;

5) порядковый номер чека;

6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) цену товара, работы, услуги и (или) сумму покупки;

8) фискальный признак.

Вместе с тем, в приложенных Компанией «B» чеках заводской номер контрольно-кассовой машины не соответствует номеру машины, зарегистрированной в налоговых органах за Компанией «М» в период с 23.08.2007г. по 02.11.2012г. (№АА00267286).

Кроме того, исходя из времени, указанного на чеках, большинство чеков сформированы с разницей в одну минуту, при этом средняя сумма по чеку составляет 5 000,0 тыс.тенге, итоговая сумма составляет 545 000,0 тыс.тенге.

При этом, итоговые показания счетчика контрольно-кассовой машины Компании «М», зафиксированные при снятии с учета 02.11.2012г., составляют 81 390,6 тыс.тенге.

Накладные на отпуск товара от Компании «М» в адрес Компании «B» не содержат всех необходимых реквизитов и соответствуют форме, утвержденной Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21.06.2007г. №216 «Об утверждении форм первичных учетных документов», при этом данные накладные заверены угловыми штампами Компании «С».

Также нужно указать, что приложенные Компанией «B» к жалобе товарно-транспортные накладные также не содержат всех необходимых реквизитов и не соответствуют форме, утвержденной Приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 22.12.2004г. № 478-I «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 826 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» в соответствующие периоды.

Учитывая, что документы о наличии взаиморасчетов Компании «B» с Компанией «С» и Компанией «М» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей и являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями статей 56 и 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г., соответственно доводы Компании «B» в указанной части являются некорректными.

Следовательно, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с вышеуказанными контрагентами и начисление КПН по результатам проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Рассказать друзьям:

Возврат к списку