Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. ИПН - исключение из вычетов затрат по фиктивным документам

715

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «Е» по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.01.2013г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 232 057,8 тыс.тенге.

Компания «С», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и при этом приводит следующие доводы.

Из жалобы следует, что тематическая проверка по подтверждению возврата НДС проведена во исполнение пункта 2 статьи 432 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) требования которого по мнению Компании «Е» не учтены и не отражены в акте проверки.

При этом, ссылаясь на пункт 2 статьи 152 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Компания «Е» указывает, что в проверяемый период проверки включается период времени начиная с периода, когда заключен контракт на недропользование, в данном случае, дополнение от 18.01.2013г. №8 к Контракту №426 от 17.03.2000г.

Компания «Е» приводит пункт 5 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. согласно которому срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию о возврате сумм НДС должен учитываться с момента экспорта полезных ископаемых. В данном случае, экспорт Компанией «Е» осуществлен с 1 квартала 2016г., однако, налоговой проверкой не учтены вышеуказанные положения Налогового кодекса.

При этом, согласно предписанию о назначении проверки период проверки охватывает с 01.01.2013г. по 31.12.2018г. который зарегистрирован в органе правовой статистики. Также Компания «Е» указывает, что заключение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 13 статьи 152 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Компании «Е» не вручено.

Из акта тематической проверки следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса, сумма превышения НДС в размере 185 997,7 тыс.тенге за 2013г. не подлежит к возврату в связи с истечением срока исковой давности.

Проверив доводы Компании «C», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

Пунктом 2 статьи 152 Налогового кодекса установлено, что в проверяемый период включается налоговый период:

который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении, в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

начиная с налогового периода, за который предъявлено налогоплательщиком требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, включая налоговый период, в котором представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость.

Если иное не установлено пунктами 3 и 4 статьи 152 Налогового кодекса в проверяемый период, указанный в настоящем пункте, включаются также налоговые периоды, за которые не проводились проверки по данному виду налога и которые не превышают срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.

Пунктом 3 указанной статьи Налогового кодекса установлено, что при проведении тематической проверки с целью подтверждения достоверности предъявленной к возврату суммы превышения налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 432 Налогового кодекса в проверяемый период включается период времени, начиная с налогового периода, в котором:

начато строительство зданий и сооружений производственного назначения;

заключен контракт на недропользование в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

При подтверждении достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату в соответствии со статьей 432 Налогового кодекса, учитываются результаты налоговых проверок, проведенных по налоговому заявлению налогоплательщика в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 145 Налогового кодекса.

При подтверждении достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, образованного за налоговые периоды до 1 января 2013 года, учитываются результаты ранее проведенных налоговых проверок налогоплательщика, включая встречные проверки.

Пунктами 2, 3 статьи 432 Налогового кодекса установлено, что в случае, если превышение налога на добавленную стоимость сложилось по товарам, работам, услугам, приобретенным налогоплательщиком в период проведения геологоразведочных работ и обустройства месторождения, возврат суммы такого превышения налога на добавленную стоимость осуществляется в порядке и сроки, которые установлены пунктом 3 настоящей статьи.

При этом под периодом проведения геологоразведочных работ и обустройства месторождения понимается период времени между датой заключения соответствующего контракта на недропользование в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, и датой начала экспорта полезных ископаемых, добытых в рамках соответствующего контракта на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей.

Требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанного в части первой настоящего пункта, налогоплательщиком указывается в очередной декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды, следующие за налоговым периодом, на который приходится дата начала экспорта полезных ископаемых, добытых в рамках соответствующего контракта на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей, с учетом положений статьи 48 Налогового кодекса.

Таким образом, в целях применения пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса подтверждение достоверности сумм превышения НДС производится по результатам налоговой проверки проведенной по заявлению налогоплательщика. При подтверждении достоверности сумм превышения НДС к возврату, предъявленной по требованию налогоплательщика, учитываются результаты проверок, осуществленных по заявлению налогоплательщика.

Согласно пункту 60 Правил составления налоговой отчетности «Декларация по налогу на добавленную стоимость (форма 300.00)» утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.02.2018г. № 166 в разделе «Сумма НДС, предъявленная к возврату» отражаются суммы НДС, заявленные налогоплательщиком, в разрезе налоговых периодов в течение срока исковой давности.

В строке 300.10.001 I указывается сумма превышения НДС, предъявленная к возврату, образовавшаяся по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, за исключением оборотов, облагаемых по нулевой ставке в рамках Евразийского экономического союза, в том числе с разбивкой по налоговым периодам в пределах срока исковой давности.

В строке 300.10.001 III указывается сумма превышения НДС, образовавшаяся в связи с применением статьи 432 Налогового кодекса, в том числе с разбивкой по налоговым периодам в пределах срока исковой давности. Далее, в строке 300.10.001 II и 300.10.001 IV должны быть отражены суммы НДС, образованные по оборотам, облагаемым по нулевой ставке в рамках Евразийского экономического союза, и в связи с уплатой НДС за нерезидента, соответственно.

Таким образом, в требовании о возврате превышения НДС отражаются суммы НДС, образованные по соответствующим им источникам. 

Из акта налоговой проверки следует, что тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС предъявленной к возврату, проведена согласно требованию о возврате сумм превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 4 квартал 2018г.

При этом, согласно приложению 10 к Декларации по НДС (форма 300.10) общая сумма НДС, предъявленная к возврату по строке 300.10.001 I за период с 01.01.2013 по 31.12.2018г. составил 232 057,8 тыс.тенге, в том числе за 1-4 квартал 2013г., в сумме 185 997,7 тыс.тенге.

Между тем, в разделе «сумма НДС, предъявленная к возврату в связи с применением статьи 432 Налогового кодекса» (строка 300.10.001 III) Компанией «Е» не отражена сумма НДС, заявленная к возврату.

Исходя из изложенного, доводы Компании «Е» о требовании суммы НДС к возврату в связи с применением статьи 432 Налогового кодекса являются некорректными.

Необходимо указать, что согласно приложенному к жалобе, дополнению к контракту от 01.01.2000г., Компанией «Е» и Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Компетентный орган) заключен контракт на проведение добычи титано-циркониевых руд на месторождении Ш.

Как было установлено ранее (пункт 3 статьи 152 Налогового кодекса) в целях применения пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса подтверждение достоверности сумм превышения НДС, предъявленной к возврату, производится с учетом результатов налоговых проверок, проведенных по налоговому заявлению налогоплательщика.

Следует отметить, что подпунктом 2) пункта 9 статьи 627 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (в редакции от 01.01.2016г.). внеплановые - налоговые проверки, осуществляемые в том числе, по заявлению налогоплательщика для подтверждения достоверности превышения налога на добавленную стоимость, представляемому в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 273-1 Налогового кодекса.

При этом указанные заявления могут быть поданы до даты начала экспорта полезных ископаемых, добытых в рамках соответствующего контракта на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей.

Аналогичные положения, в целях применения пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса предусмотрены положением подпункта 2) пункта 3 статьи 145 Налогового кодекса.

Исходя из изложенного, в целях подтверждения достоверности превышения НДС, сложившегося в период проведения геологоразведочных работ и обустройства месторождения, с 01.01.2016г. предусмотрено проведение налоговой проверки, осуществляемой налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

В рассматриваемом случае, согласно акту налоговой проверки экспорт товаров осуществлялся Компанией «Е» с 2 квартала 2016г., при этом заявление о проведении налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС за 2013г. в налоговый орган не подавалось. Соответственно, достоверность сумм превышения НДС, связанного с геологоразведочными работами и обустройством месторождения за указанный период по результатам проверки не подтверждалась.

Таким образом, поскольку, достоверность сумм превышения НДС, образованного в 2013г., не подтверждена налоговой проверкой по заявлению Компании «Е» в порядке, установленным статьей 152 Налогового кодекса, следовательно, выводы тематической проверки по не подтверждению к возврату НДС в сумме 185 997,7 тыс.тенге являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.