Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН с нерезидента - доходы от услуг связи

342

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «I» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период за период с 01.04.2013г. по 31.03.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора в сумме налога 82 282,3 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени в нарушение статьи 651 Налогового кодекса Обществом не начислен КПН, удерживаемого у источника выплаты.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что имеются договора, заключенные с подразделением нерезидента и счета-фактуры, следовательно, обязанности по удержанию и перечислению КПН у источника выплаты в качестве налогового агента у Компании не возникает

Проверив доводы Компания «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Проверка произведена на основании налогового заявления Компании «КТ» на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета в размере 38 487,7 тыс.тенге за период с 01.05.2015г. по 31.12.2015г.

Компания «КТ» заключены договора с Обществом от 01.01.2008г. о межсетевом взаимодействии, предметом договора является взаимное предоставление сторонами услуг связи и определение условий взаимодействия сторон в процессе операторской деятельности, от 25.06.2008г. о межсетевом взаимодействии по пропуску телефонного международного трафика, предметом договора является пропуск телефонного международного трафика. В договорах не указана общая сумма оказания услуг. За период с 01.05.2015г. по 31.12.2015г. сумма оказания услуг с учетом налогов и других платежей в бюджет по договору №МS 003654 составила 679 390,28 долларов США, по договору № МS 003675 составила 205 973,26 долларов США.

Сумма выплаченного нерезиденту дохода по договорам составила 708 290, 83 долларов США по платежным поручениям №0964700 от 10.06.2015г., №0056100 от 24.06.2015г., №4458600 от 23.07.2015г., № 4786200 от 23.07.2015г., №3807500 от 20.08.2015г., №2208600 от 22.09.2015г., №8576200 от 22.10.2015г., №0206600 от 27.11.2015г., №0138400 от 24.12.2015г., №0055700 от 24.06.2015г., №4787400 от 23.07.2015г., №2085100 от 14.08.2015г., №2852700 от 17.09.2015г., №8576900 от 22.10.2015г., №9207800 от 17.11.2015г., №5327100 от 24.12.2015г..

Сумма корпоративного подоходного налога у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента (КПН у источника выплаты) составила 38 487,7 тыс.тенге (885 363,54 долларов США* 20%=177 072,71 долларов США *курс доллара). Сумма налога проведена на лицевом счете Обществом по коду 101110 за 2, 3, 4 квартал 2015 года, погашено путем оплаты платежными поручениями №2428 от 17.07.2015г., №2911 от 21.08.2015г., №3260 от 16.09.2015г., №3709 от 22.10.2015г., №4080 от 17.11.2015г., №4454 от 15.12.2015г., №251 от 20.01.2016г., №491 от 04.02.2016г..

Сотрудники Компании «КТ» для оказания услуг не пребывали в Республику Казахстан, о чем свидетельствует ответ от 28.06.2018г. Департамента юстиции о наличии, регистрации нерезидента. Согласно ответа от 13.07.2018 года Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных Министерства финансов Российской Федерации от 27.06.2018г. подтверждено постоянное пребывание в 2015 году в Российской Федерации Компании «КТ».

Согласно полученных ответов территориальных департаментов государственных доходов факты о пребывании Компании «КТ» (РФ) отсутствуют. При этом ДГД представлены данные конструктора аналитических отчетов информационной системы «Единое хранилище данных» (ИС ЕХД) за период с 2014г. по 1 квартал 2018 года о наличии взаиморасчетов Компании «КТ» (РФ) и ТОО «F».

Согласно сведений Департамента государственных доходов представлена информация по ф.101.04 о взаиморасчетах Компании «КТ» (РФ) и Компании «А» за 2013-2017гг. А также о наличии зарегистрированного филиала Компании «КТТ» «Регион КЗ» статьи 673 Налогового кодекса направлено письмо в ДГД о проведении комплексной налоговой проверки филиалов Компании «КТТ» «Регион КЗ» и Компании «КТ» Ответ предоставлен 08.01.2019г. о том, что в отношении Филиала Компании «КТ» «Регион КЗ» на основании предписания от 20.09.2018 года проведена комплексная налоговая проверка за период с 01.04.2013 года по 31.03.2018 года.

ДГД по результатам проверки установлено, что деятельность филиала Компании «КТТ» «РП» приводит к образованию постоянного учреждения.

В соответствии с вышеизложенным нерезидент не имеет право на возврат подоходного налога в соответствии с положениями международного договора, т.к. деятельность нерезидента в Республике Казахстан через филиал в нарушение пункта 1 статьи Налогового кодекса (аналогично в редакции пункта 1 статьи 672 Налогового кодекса от 25.12.2017г.) приводит к образованию постоянного учреждения.

Кроме того, Филиал Компании «КТ» (далее – филиал) оказал услуги по предоставлению в аренду международного цифрового канала связи нескольким налогоплательщикам по 3 договорам о взаимном предоставлении услуг связи через организованный стык сетей связи сторон и определении условий взаимодействия сторон в процессе операторской деятельности. Данные договоры на оказание услуг связи с указанными налогоплательщиками заключены нерезидентом, исполнителем по договорам является филиал, при этом, полученный доход от предоставления указанных услуг отражен в совокупном годовом доходе филиала.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» (18.10.1996 года) (далее – Конвенция) термин «постоянное учреждение (представительство)» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность.

В рассматриваемой ситуации, нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через филиал, то нерезидент образует постоянное учреждение на территории Республики Казахстан по виду деятельности в сфере оказания услуг связи.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Конвенции, прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение. Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность как сказано выше, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к такому постоянному учреждению.

Пунктом 11 Комментариев ОЭСР к пункту 1 статьи 7 Модельной конвенции (далее – Комментарии ОЭСР) определено, что предприятие участвует в экономической жизни другого государства в той степени, в которой данное государство имеет право облагать его прибыль, только если оно образует постоянное учреждение в этом другом государстве.

В то же время, подпунктом 4) пункта 2 статьи 198 Налогового кодекса установлено, что если иное не предусмотрено настоящим пунктом, совокупный годовой доход юридического лица-нерезидента от осуществления деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение составляет доходы юридического лица-нерезидента, включая доходы его структурных подразделений в других государствах, получаемые от осуществления деятельности в Республике Казахстан, идентичной или однородной той, которая осуществляется через постоянное учреждение этого юридического лица-нерезидента в Республике Казахстан.

Таким образом, так как нерезидент образовал на территории Республики Казахстан постоянное учреждение, то в соответствии с вышеуказанными нормами Конвенции, Налогового кодекса и Комментариев ОЭСР, прибыль нерезидента должна облагаться в Республике Казахстан.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.3 Комментариев ОЭСР к статье 5 Модельной конвенции в случаях, когда место осуществления предпринимательской деятельности с самого начала было предназначено для краткосрочного временного пользования без образования постоянного учреждения, но данное место принадлежало компании в течение длительного периода времени, которое не расценивается как временное, то оно приобретает статус постоянного места осуществления предпринимательской деятельности, и следовательно, ретроспективно становится постоянным учреждением.

В случае признания деятельности нерезидента, образовавшей постоянное учреждение, идентичные (однородные) доходы нерезидента подлежат налогообложению в Республике Казахстан с момента начала такой деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 198 Налогового кодекса доходы постоянного учреждения юридического лица-нерезидента составляют виды доходов, связанных с деятельностью такого постоянного учреждения, полученных (подлежащих получению) с даты начала осуществления деятельности в Республике Казахстан.

Статья 200 Налогового кодекса  регламентирует, что юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, исчисляет корпоративный подоходный налог в ретроспективном порядке в соответствии со статьями 198 и 199 настоящего Кодекса начиная с даты начала осуществления предпринимательской деятельности, которая привела к образованию постоянного учреждения, и представляет декларацию по корпоративному подоходному налогу в налоговый орган по месту нахождения такого постоянного учреждения с включением указанных доходов.

Аналогичные нормы установлены статьями 651,653 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 653 Налогового кодекса, согласно которой налоговый агент, осуществляющий выплату доходов от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан, а также доходов, указанных в подпункте 4) пункта 1, пунктов 2, 3 статьи 651 Кодекса, производит исчисление, удержание и перечисление корпоративного подоходного налога с указанных доходов без осуществления вычетов по ставке 20 процентов при наличии одновременно следующих условий:

1) отсутствие контракта, заключенного со структурным подразделением юридического лица-нерезидента, постоянным учреждением юридического лица- нерезидента без открытия филиала, представительства;

2) отсутствие счета-фактуры по реализованным товарам, работам, услугам, выписанного филиалом, представительством юридического лица-нерезидента, постоянным учреждением юридического лица-нерезидента без открытия филиала, представительства.

Подпунктом 4) пункта 2 статьи 651 Налогового кодекса предусмотрено, что совокупный годовой доход постоянного учреждения юридического лица- нерезидента составляют доходы юридического лица-нерезидента, включая доходы его структурных подразделений в других государствах, получаемые от осуществления деятельности в РК, идентичной или однородной той, которая осуществляется через постоянное учреждение этого юридического лица- нерезидента в РК.

В соответствии с вышеизложенным, ввиду отсутствия за проверяемый период контракта, заключенного с постоянным учреждением юридического лица-нерезидента, а также отсутствия счета-фактуры по реализованным товарам, работам, услугам, выписанного филиалом юридического лица- нерезидента. подлежит удержанию КПН у источника из суммы выплаты доходов нерезиденту Компании «КТ» (РФ), имеющего постоянное учреждение на территории Республики Казахстан. В этой связи начисление КПН у источника выплаты доходов нерезиденту Компании «КТ» (РФ) за период 2014-2018гг., по результатам налоговой проверки признано обоснованным.