Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН рояли (вознаграждение за использование информации)

367

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС), налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «S» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление от 12.07.2018г. о начислении КПН в сумме 31 703,3 тыс.тенге и пени 17 928,1 тыс.тенге, НДС в сумме 490,6 тыс.тенге и пени 23,3 тыс.тенге, налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сумме 573,0 тыс.тенге и пени 135,9 тыс.тенге, об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 39 067,1 тыс.тенге.

Компания «S», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось занижение суммы КПН с нерезидентов, удерживаемого у источника выплаты от суммы начисленных и выплаченных доходов Компании «M» от роялти.

Компания «S» не согласна с начислением КПН с нерезидентов и при этом отмечает, что Компания «M» осуществляет международный характер деятельности, имеет высококвалифицированный персонал и предоставляет услуги каждому из своих дочерних предприятий, не обладающему (необходимыми) профессиональными знаниями и опытом.

Данные услуги в соответствии нормами статьи 192 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) являются консультационными услугами по доходам из казахстанского источника и не подлежат налогообложению в РК в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса и положениями Конвенции между Правительством РК и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 03.02.1998г. (далее - Конвенция от 03.02.1998г.), так как оказание данных услуг не приводит к созданию постоянного учреждения Компании «M» в РК.

По утверждению Компания «S» Соглашение от 01.07.2012г. не предусматривает передачу объекта интеллектуальной собственности или «ноу-хау» (нераскрытую информацию или секреты производства) для временного использования и не является лицензионным договором. Соглашение предусматривает лишь оказание поддержки и помощи в виде консультаций.

Кроме того, Компания «S» считает, что право налогообложения доходов в РК возникает на основании положений налогового законодательства РК, а международные соглашения в области налогообложения не создают, но могут ограничивать или изменять право налогообложения Договаривающихся государств, предусмотренного в национальном законодательстве этих государств. То есть, если определенные доходы иностранного лица не должны облагаться в Казахстане в соответствии с Налоговым кодексом, то Конвенция не может обязать страну облагать эти доходы.

Проверив доводы Компании «S», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются КПН у источника выплаты без осуществления вычетов.

Сумма КПН, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 194 Налогового кодекса, к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, указанных в статье 192 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в РК признаются виды доходов, указанные в подпунктах 1)-29) данного пункта.

В частности, подпунктом 12) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса предусмотрено, что доходами нерезидента из источников в РК признаются доходы в форме роялти.

В статье 12 Налогового кодекса приведены основные понятия, применяемые в Налогового кодексе для целей налогообложения.

Так, подпунктом 30) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса определено, что роялти - платеж за: право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований; использование или право на использование авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного оборудования, в том числе морских судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, и воздушных судов, арендуемых по договорам димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования; использование «ноу-хау»; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи.

Между тем, следует указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Налогового кодекса если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

В соответствии с положениями статьи 12 Конвенции от 03.02.1998г. роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Однако, такие роялти также могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является и фактическим владельцем роялти, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10 процентов общей суммы роялти.

Термин «роялти» при использовании в настоящей статье означает платежи какого-либо вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за право использования какого-либо авторского права на произведения литературы, художественной или научной работы, включая кинематографические фильмы, какой-либо патент, торговую марку, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау) и платежи за использование или за право использования промышленного коммерческого или научного оборудования.

Таким образом, положениями Налогового кодекса предусмотрено, что если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

В рассматриваемом случае, между Компанией «M» (резидент Французской Республики) и Компанией «S» заключено Соглашение от 01.07.2012г.

Из положений Соглашения от 01.07.2012г. следует, что Компания «M» является одним из ведущих мировых производителей особых солодов и имеет в своем распоряжении центральные службы, укомплектованные высококвалифицированным административным, руководящим и торговым персоналом, а также предоставляет услуги, включенные ниже в «Поток 1», каждому из своих дочерних предприятий, не обладающему профессиональными знаниями и опытом, необходимыми для Компании «M».

В соответствии со статьей 3 Соглашения от 01.07.2012г. Поставщик услуг (Компания «M») предоставляет Дочерней компании (Компании «S») Общие вышестоящие услуги и Общие нижестоящие услуги в следующих сферах деятельности: Штат отдела реализации предприятия; Агрономия; Контроль качества; Промышленная и технологическая сфера; Приобретение сырья; Администрирование и финансы; Административное управление; Управление; Организация; Развитие; Управление риском; Операционное вычисление.

Статьей 9 Соглашения от 01.07.2012г. предусмотрено, что каждая Сторона обязуется соблюдать самую строгую секретность относительно любой конфиденциальной информации, переданной ей другой Стороной или о которой ей стало известно во время выполнения обязательств по настоящему Соглашению.

При этом в пункте 4.2. Соглашения от 01.07.2012г. в прямой форме оговорено, что обязательства, возлагающиеся на Поставщика услуг согласно Соглашению от 01.07.2012г., являются всего лишь обязательствами по принятию максимально возможных усилий.

То есть, из положений Соглашения от 01.07.2012г. вытекает, что Компания «M» (Поставщик услуг) должна осуществлять деятельность, направленную на предоставление в адрес Компании «S», определенных профессиональных знаний и опыта, советов и рекомендаций в вышеназванных сферах деятельности, за определенное вознаграждение. Соответственно, платежи, полученные в качестве вознаграждения за использование информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау), подлежат рассмотрению как роялти и налогообложению в РК в соответствии с положениями статьи 193 Налогового кодекса.

Исходя из изложенного, результаты налоговой проверки по начислению КПН с нерезидентов за проверяемый период по доходам Компании «M», рассмотренные в качестве «роялти», являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.