Решение апелляционной комиссии МФ РК. Корректировка дохода постоянного учреждения

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Корректировка дохода постоянного учреждения

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Филиала «А» (далее – Филиал) на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Филиала по вопросу возврата уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании налогового заявления нерезидента и международного договора об избежании двойного налогообложения, правильности исчисления и своевременности уплаты КПН за период с 01.01.2012г. по 22.06.2017г., по результатам которой вынесено уведомление от 21.12.2017г. о начислении КПН в сумме (-2 123,2) тыс.тенге.

Филиал, не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось завышение Филиалом совокупного годового дохода (далее - СГД) за 2016 год на сумму возвращенного из бюджета излишне уплаченного КПН в размере 33 377,0 тыс.тенге, а также уплаченного КПН за 2014-2015 годы в размере 1 914,1 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Филиал не согласен и считает, что деятельность Филиала в РК не приводит к образованию постоянного учреждения, что подтверждается письмом Комитета государственных доходов (далее - КГД МФ РК), результатами налоговой проверки и решением налогового органа.

Филиалом отмечено, что согласно письменным и устным рекомендациям КГД МФ РК сдает налоговую отчетность (ФНО 100.00) с отражением сумм финансирования, полученного от Головного офиса, и понесенных расходов, в пределах данного финансирования, в этой связи, Филиал считает, что не может иметь убыток, как структурное подразделение нерезидента, не занимающееся предпринимательской деятельностью.

Денежные средства от финансирования за 2015 год в сумме 35 291,1 тыс.тенге, включенные в прочий доход в Декларации по КПН за 2015 год, не повлияли на сумму налогооблагаемого дохода 2015 года, так как на отчетную дату находились в бюджете. Данная сумма являлась условным активом в 2015 году и стала активом лишь в 2016 году в соответствии с МСФО 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». При этом по ошибочной рекомендации глобального налогового консультанта за 2015год в сумме 35 291,1 тыс.тенге был оплачен в бюджет.

В свою очередь, так как данная сумма в 2016 году возвращена из бюджета, то соответственно и отражена в Декларации по КПН за 2016 год как прочий доход, и использована для оплаты расходов в соответствии с пунктом 4 статьи 132 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс).

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам. 

Тематическая проверка Филиала проведена на основании налогового заявления от 22.06.2017г. Компании «А» (нерезидент) (далее - Компания) на возврат уплаченного подоходного из бюджета или условного банковского вклада на основании международного договора об избежании двойного налогообложения (КПН за 2016 год в сумме 2 123,2 тыс.тенге).

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса нерезидент имеет право на возврат подоходного налога в соответствии с положениями международного договора в порядке, установленном настоящей статьей, в случае осуществления нерезидентом деятельности в РК через филиал, представительство, не приводящей к образованию постоянного учреждения в соответствии с международным договором.

В рассматриваемом случае, из жалобы и акта налоговой проверки, следует, что Компания осуществляет деятельность на территории РК через Филиал, осуществляющий функции: по поиску студентов и их привлечению; по налаживанию деловых связей с регуляторами в РК, продвижению сертификата; по поиску новых учебных центров, организацией их аккредитации. При этом Филиал не выставляет счетов, не подписывает актов (ни от своего, ни от имени Компании), все финансовые средства, которые Филиал использует, поступают из Головного офиса Компании.

То есть, исходя из изложенного, следует, что таковая деятельность Филиала не приводит к образованию постоянного учреждения на территории РК.

В соответствии с пунктом 12 статьи 191 Налогового кодекса, в случае если нерезидент осуществляет деятельность через филиал или представительство, которые не приводят к образованию постоянного учреждения в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения или пунктом 4 настоящей статьи, то к такому филиалу или представительству нерезидента будут применяться положения Налогового кодекса, предусмотренные для постоянного учреждения нерезидента. При этом такой филиал или представительство имеют право на применение положений международного договора об избежании двойного налогообложения в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 198 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящей статьей и статьей 200 Налогового кодекса, определение налогооблагаемого дохода, исчисление и уплата КПН с дохода юридического лица-нерезидента от осуществления деятельности в РК через постоянное учреждение производятся в соответствии с положениями настоящей статьи и статей 83-149 Налогового кодекса.

При этом порядок налогообложения чистого дохода регламентирован положениями статьи 199 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, согласно информации работника, проводившего налоговую проверку, Филиалом по данным Декларации по КПН за 2016 год сумма дохода (прочий доход) составила 105 902,2 тыс.тенге, из них:

1) 69 788,2 тыс.тенге - денежные средства, поступившие на расчетный счет от Головной организации;

2) 413,0 тыс.тенге - положительная курсовая разница;

3) 409,9 тыс.тенге - списание кредиторской задолженности;

4) 33 377,0 - возврат из бюджета излишне уплаченной суммы КПН - 32 885,9 тыс.тенге, пени- 491,1 тыс.тенге;

6) 1 914,1 тыс.тенге - возврат уплаченного КПН;

Следует указать, что в 2015 году на расчетный счет Филиала от Головной организации поступили денежные средства в сумме 86 723,6 тыс.тенге, которые Филиалом отражены в налоговой отчетности за 2015 год как прочий доход. Из данных поступивших сумм в 2015 году Филиал 19.05.2015г. ошибочно уплатил в бюджет 35 311,3 тыс.тенге (КПН 34 800,0 тыс.тенге, пеня 511,3 тыс.тенге), из которых из бюджета в 2016 году произведен возврат денежных средств на сумму 33 377,0 тыс.тенге (платежное поручение от 06.05.2016г.) на основании заявления от 21.04.2016г. Филиала на возврат излишне (ошибочно) уплаченной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Так как денежные средства в сумме 33 377,0 тыс.тенге, возвращенные из бюджета в 2016 году, отражены Филиалом в Декларации по КПН за 2015 год, соответственно данная сумма не подлежат повторному включению в Декларацию по КПН за 2016 год.

Кроме того, согласно налоговому заявлению от 14.10.2016г. на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании международного договора об избежании двойного налогообложения Компании был произведен возврат налога за 2014-2015 годы в сумме 1 914,1 тыс.тенге (заключение от 21.10.2016г.) на расчетный счет Филиала. При этом данная сумма осталась у Филиала и подлежит рассмотрению, как поступившая в качестве финансирования от Головного офиса.

Исходя из изложенного, следует, что выводы, изложенные в акте налоговой проверки, в части уменьшения дохода и, соответственно, увеличения убытка на сумму 1 914,1 тыс.тенге, являются некорректными.

Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с нормами главы 21 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. регламентирован порядок обжалования уведомления о результатах проверки. Формы уведомлений установлены уполномоченным органом.

Так, в форме уведомления о результатах проверки, утвержденной приказом Министра финансов РК от 30.12.2008г. №637, не предусмотрен результат налоговой проверки по увеличению сумм убытка. Сумма увеличения убытка находит отражение только в акте налоговой проверки.

По обжалуемому уведомлению о результатах проверки произведено только начисление КПН в сумме (-2 123,2) тыс.тенге. Таким образом, уменьшение КПН за 2016 год на сумму 2 123,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - признать результаты налоговой проверки правомерными.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку