Решение апелляционной комиссии МФ РК. Начисление КПН на доходы нерезидента (отсутствие сертификатов резидентства)

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Начисление КПН на доходы нерезидента (отсутствие сертификатов резидентства)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «WS» от 28.10.2019г на уведомление о результатах налоговой проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган), о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «WS» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (далее-КПН) в сумме 6683,8 тыс.тенге и пени в сумме 1828,3 тыс.тенге, индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (далее – ИПН) в сумме 587,3 тыс.тенге и пени в сумме 219,5 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось что документ, подтверждающий резидентство налогоплательщика-нерезидента не соответствует статье 219 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г., так сертификаты Компаний «C» и «S» за 2016 год представлены 04.09.2017г., 09.06.2017г., при этом, в акте отмечено, что сертификат должен быть представлен нерезидентом налоговому агенту не позднее 31 марта года, налоговый агент обязан предоставить в налоговый орган не позднее пяти календарных дней с даты, установленной для предоставления налоговой отчетности.

В жалобе отмечено, что Компания «WS» в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса предоставило сертификат резидентства в установленные сроки, о чем свидетельствует письмо, направленное в УГД. На основании указанного документа, подтверждающего резидентство Компании «C» в 2016 году, Компания «WS» воспользовалась правом самостоятельно применить освобождение от налогообложения доходов вышеназванной компании.

Соответственно, результаты налоговой проверки по начислению КПН у источника выплаты за 3-4 кварталы 2016 года с доходов компании CNG являются, по мнению Компании, необоснованными.

Кроме того, Компания «WS» также не согласна с начислением КПН у источника за 1-3 кварталы 2017г. с доходов Компаний «C» и «S», где сертификаты с апостилем представлены также в сроки, установленные Налоговым кодексом.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Пунктами 1, 3 статьи 212 Налогового кодекса установлено, что налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является окончательным получателем дохода и является резидентом страны, с которой заключен международный договор.

Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующих требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса.

При этом документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи:

1) 31 марта года, следующего за налоговым периодом, определенным в соответствии со статьей 148 настоящего Кодекса, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты;

2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты;

3) не позднее пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 219 Налогового кодекса документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор.

Нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента.

Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан.

Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода.

Подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Положения настоящего пункта не применяются в случае, если иной порядок взаимного признания документов, подтверждающих резидентство, установлен:

международным договором, участником которого является Республика Казахстан;

между уполномоченным органом и компетентным органом иностранного государства в рамках процедуры взаимного согласования, проводимой в соответствии со статьей 226 настоящего Кодекса;

решением органа Евразийского экономического союза.

При этом резидент иностранного государства, являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года) (далее - Гаагская конвенция), вправе в отношении легализации подписи и печати компетентного органа иностранного государства, выдавшего документ, применить положения Гаагской конвенции.

В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьи 4 Гаагской конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Согласно статье 5 Гаагской конвенции, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Таким образом, в случае представления нотариально засвидетельствованной копии документов, апостилированию подлежат как подпись и печать иностранного нотариуса, так и подпись, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а также печать компетентного органа иностранного государства, выдавшего такой документ.

В рассматриваемом случае, к жалобе представлены документы:

- сертификат Службы регистрации о внесении Компании «C» в торговый реестр за 2016 и 2017 годы (данные сертификаты с апостилями были представлены налогоплательщиком в налоговый орган вместо документов, подтверждающих резидентство компании CNG;

- документ, подтверждающий резидентство Компании «C» за 2016 год от 04.09.2017 года (документ, подтверждающий резидентство за 2017 год отсутствует);

- документы, подтверждающие резидентство Компании «S» за 2016 год от 09.06.2017г., за 2017 год от 17.01.2017г.

Так, документ, подтверждающий резидентство Компании «C»за 2016 год датирован 04.09.2017 года, то есть, выдан позже установленной Налоговым кодексом даты представления нерезидентом документа налоговому агенту, также в нарушение пункта 5 статьи 219 Налогового кодекса документ не легализован в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Документ, подтверждающий резидентство компании CNG за 2017 год отсутствует.

Аналогично, документ, подтверждающий резидентство Компании «S» за 2016 год датирован 09.06.2017г., то есть, выдан позже установленной Налоговым кодексом даты представления нерезидентом документа налоговому агенту, также в нарушение пункта 5 статьи 219 Налогового кодекса документ не легализован в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Документ, подтверждающий резидентство Компании «S» за 2017 год выдан 17.01.2017г., при этом в нарушение пункта 5 статьи 219 Налогового кодекса документ не легализован в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Так как, представленные копии документов не соответствуют вышеуказанным положениям Гаагской конвенции и Налогового кодекса, то такие документы не могут быть применены для целей применения положений международного договора об избежании двойного налогообложения.

Следовательно, согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, от оказания услуг на территории Республики Казахстан должны облагаться корпоративным подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20 процентов, предусмотренной статьей 194 Налогового кодекса.

Таким образом, начисление КПН у источника выплаты за 3-4 кварталы 2016г. и 1-3 кварталы 2017г. налоговой проверкой произведено обосновано.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения


Рассказать друзьям:

Возврат к списку