Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, трансферт при экспорте металлолома в РФ

300

Министерством финансов Республики Казахстан (далее- Министерство), получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки департамента государственных доходов (далее-налоговый орган) о начислении о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), сообщает.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 5 645,5 тыс.тенге, пени в сумме 2 114,9 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 1 018,4 тыс.тенге, пени в сумме 361,0 тыс.тенге.

Компания не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой и привело следующие доводы в части корректировки дохода в соответствии с Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» от 05.07.2008г. №67-IV (далее – Закон о трансфертном ценообразовании).

Из жалобы следует, что при проведении корректировки объекта налогообложения проверяющим для определения рыночной цены товара не использован официальный источник информации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о трансфертном ценообразовании.

Компания в жалобе указывает, что в соответствии с перечнем официально признанных источников информации о рыночных ценах, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.03.2009г. №292, официально признанными источниками информации по рыночным ценам на черные и цветные металлы являются Журнал «Metal Bulletin» (издательство Bulletin Journals Ltd, Великобритания) и Журнал «Металлургический бюллетень» www.metaltorg.ru (издательство ООО «Мегасофт», Российская Федерация).

Вместо диапазона рыночных цен металлолома проверяющим для корректировки налогооблагаемого дохода использованы среднеарифметические значения цен, что по мнению Компании «А» нарушает принцип использования метода сопоставимой неконтролируемой цены и привело к необоснованной корректировке налогооблагаемого дохода. 

Кроме того, Компания «А»  указывает, что в ходе определения рыночной цены не учтен дифференциал (транспортные расходы, маржа трейдера, качества и условия оплаты). 

Из акта проверки следует, что согласно подпункту l) пункта l статьи 12 Закона о трансфертном ценообразовании произведена корректировка объекта налогообложения по КПН за 2015г. на сумму 1 025,2 тыс.тенге, за 2016г. на сумму 8 835,0 тыс.тенге, за 2017г. на сумму 9 981,9 тыс.тенге и за 2018г. на сумму 772,3 тыс.тенге.

При этом, для расчета рыночной цены был выбран метод сопоставимой неконтролируемой цены, который применяется путем сравнения цены сделки на товары с рыночной ценой с учетом диапазона цен по идентичным товарам в сопоставимых экономических условиях.

Также, из акта налоговой проверки следует, что для определения рыночной цены в качестве источника информации применены данные информационных агентств «Металл-Курьер» и «Металл Эксперт».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. уполномоченным органом назначена тематическая проверка Компании «А» по вопросу правильности корректировки дохода в соответствии с Законом о трансфертном ценообразовании.

По результатам тематической проверки Компании «А» составлен акт (далее - акт тематической проверки), из которого следует, что Компанией «А» в 2015-2018гг. экспортирован лом черных металлов и  лом алюминия в Российскую Федерацию, в частности компаниям  «Z», «Р» и «R» на условиях поставки DAP (Инкотермс 2010) граница Республики Казахстан и Российской Федерации. 

При этом, для определения рыночной стоимости лома черного металла применен метод сопоставимой неконтролируемой цены в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о трансфертном ценообразовании.

Метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется путем сравнения цены сделки на товары (работы, услуги) с рыночной ценой с учетом диапазона цен по идентичным (а при отсутствии – однородным) товарам (работам, услугам) в сопоставимых экономических условиях.

При определении рыночной ценой товара (работы, услуги) учитывается информация о ценах на товары (работы, услуги) на момент реализации данного товара(работы, услуги).

Также, в акте тематической проверки отмечено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о трансфертном ценообразовании для определения рыночной цены товара (работы, услуги) и иных данных, необходимых для применения методов определения рыночной цены, используются источники информации в следующей очередности:

 1) официально признанные источники информации о рыночных ценах;

 2) источники информации о биржевых котировках;

 3) данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;

 4) информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок, и иные источники информации.

При этом, пунктом 1 статьи 10 Закона о трансфертном ценообразовании предусмотрено, что при установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен в ходе проведения проверок уполномоченный орган производит корректировку объектов налогообложения и (или) объектов связанных с налогообложением, в порядке, предусмотренным Законом о трансфертном ценообразовании и иными законами Республики Казахстан.

Кроме того, пунктом 8 данной статьи Закона о трансфертном ценообразовании установлено, что корректировка производится объектов налогообложения и (или) объектов связанных с налогообложением, если такая корректировка приводит или может в дальнейшем привести к увеличению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Далее, из акта тематической проверки следует, что в рассматриваемом случае согласно Постановлению Республики Казахстан от 12.03.2009г. №292, при определении рыночной цены на лом черного металла и лом алюминия, использованы ценовые котировки, публикуемые из источника журнала «Металлургический бюллетень» www.metaltorg.ru (издательство ООО «Мегасофт», Российская Федерация).

1) Компанией осуществлен экспорт лома черного металла в адрес Компании «Р» по контракту:

за 2015г.

- категории 3А  – 291,82 тонн на сумму 2 499,6 тыс.рублей;

- категории 5А – 11,85 тонн на сумму 101,3 тыс.рублей.

за 2016г.

- категории 3А – 969,532 тонн на сумму 11 577,4 тыс.рублей;

- категории 3АН – 251,757 тонн на сумму 2 995,6 тыс.рублей;

- категории 3АЭ – 67,034 тонн на сумму 791,0 тыс.рублей;

- категории 5А – 13,396 тонн на сумму 146,7 тыс.рублей;

- категории 5АЖД –137,26 тонн на сумму 1 619,7 тыс.рублей;

- категории 5АН – 315,082 тонна сумму 3 607,7 тыс.рублей;

- категории 5АЭ – 315,967 тонн на сумму 3 715,8 тыс.рублей.

При этом, в ходе тематической проверки  по сделкам Компании «А» с  Компанией «Р» в 2015-2016гг. по вышеуказанному контракту положительной разницы между ценой сделки и рыночной ценой товаров не установлено.

Следовательно, тематической проверкой не подтверждены результаты налоговой проверки, в части корректировки объектов налогообложения и (или) объектов связанных с налогообложением за 2015г. в сумме 1025,2 тыс.тенге и 2016г. в сумме 4 901,2 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН за указанные периоды.

2) Компанией «А» осуществлен экспорт лома черного металла категории 3А в адрес Компании «Z» в 2016г. по контракту в объеме 543,17 тонн на сумму 5 490,9 тыс.рублей. 

При этом, в ходе тематической проверки  по сделке Компании «А» с Компанией «Z» в 2016г. по вышеуказанному контракту положительной разницы между ценой сделки и рыночной ценой товаров не установлено.

Следовательно,  тематической проверкой не подтверждены результаты налоговой проверки, в части корректировки объектов налогообложения и (или) объектов связанных с налогообложением за 2016г. в сумме 2 437,0 тыс.тенге и соответствующие начисления КПН за указанный период.

3) Компанией «А» осуществлен экспорт лома алюминия в адрес Компании  «R» по контракту:

- за 2016г. в объеме 116,165 тонн на сумму 132,1 тыс.долларов США;

- за 2017г. в объеме 42,864 тонн на сумму 57,9 тыс.долларов США;

- за 2018г.  в объеме 41,926 тонн на сумму 58,8 тыс.долларов США.

При этом, в ходе тематической проверки установлен факт отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен, в связи с чем, сумма корректируемого дохода с учетом дифференциала в 2016-2018гг. по сделкам Компании «А» с Компанией  «R» составила:

- в 2016г. - 1 496,8 тыс.тенге;

- в 2017г. - 8 927,8 тыс.тенге;

- в 2018г. -    772,3 тыс.тенге.

Тогда как согласно налоговой проверки сумма корректируемого дохода составила 12 161,0 тыс.тенге:

- в 2016г. - 1 496,8 тыс.тенге;

- в 2017г. – 9 891,9 тыс.тенге;

- в 2018г. -    772,3 тыс.тенге.

Следовательно, тематической проверкой не подтверждены результаты налоговой проверки, в части корректировки объектов налогообложения и (или) объектов связанных с налогообложением только за 2017г. в сумме 964,1 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН за указанный период.

Таким образом, начисление КПН в связи с проведением корректировки объектов налогообложения и (или) объектов связанных с налогообложением в соответствии с Законом о трансфертном ценообразовании за 2015г. в сумме 205,0 тыс.тенге, за 2016г. в сумме 1 467,6 тыс.тенге и за 2017г. в сумме 192,8 тыс.тенге являются необоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки, в части начисления КПН за 2015г. в сумме 205,0 тыс.тенге, за 2016г. в сумме 1 467,6 тыс.тенге и за 2017г. в сумме 192,8 тыс.тенге в результате проведения корректировки доходов в соответствии с Законом о трансфертном ценообразовании, в остальной части оставить без изменения. 

Теги: КПН НДС