Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС, не подтверждение взаиморасчетов при встречной проверке

299

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «D» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «D» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме налога 45 555,6 тыс.тенге и пени 4 980,0 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме налога 8 405,6 тыс.тенге и пени 1 614,2 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС в сумме налога – 4,8 тыс.тенге, в сумме уменьшенного убытка 746,9 тыс.тенге.

Компания «D», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налогов, соответствующих пеней явилось, что в результате налоговой проверки Компании «D» в нарушение пункта 3 статьи 100 и пункта 1 статьи 256 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) необоснованно отнесены на вычеты и НДС в зачет расходы по взаиморасчетам с Компании «А».

В жалобе Компания «D» отмечает, что основанием начисления КПН и НДС послужило то, что в ходе налоговой проверки было установлено, что поставщик Компании «А», являясь плательщиком НДС, не указал в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2017г. сумму реализованной продукции в адрес Компании «D», в связи с чем, начислен НДС в сумме 5 621,7 тыс.тенге.

Таким образом, Компания «D» считает, что обжалуемое уведомление о результатах проверки признать незаконным, поскольку на Компанию «D» неправомерно возложена обязанность по уплате налогов.

В ход разбирательства по жалобе уполномоченным органом  установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -5) данного пункта.

Основанием для отнесения в зачет НДС в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса является счет-фактура.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а НДС подлежит отнесению в зачет при использовании (будут использованы) в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

Необходимо указать, что в соответствии пунктами 1 и 2 статьи 143 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что согласно данным аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» выявлено отклонение по между данными Компании «D» и поставщика Компании «А» на сумму товаров 46 848,0 тыс.тенге.

В связи с чем, в ходе налоговой проверки направлен запрос на проведение встречной проверки в соответствующий налоговый орган. Из акта встречной проверки от 14.11.2019г. следует, что Компания «А» реализовало пшеницу 3 класса Компании «D» на сумму 108 363,1 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 11 610,3 тыс.тенге  согласно счетам-фактурам:

- от 07.03.2017г. на сумму 26 550,0 тыс.тенге, НДС в сумме 2 844,6 тыс.тенге;

- от 15.03.2017г. на сумму 29 168,4 тыс.тенге, НДС в сумме 3 125,2 тыс.тенге;

- от 05.05.2017г. на сумму 8 670,6 тыс.тенге, НДС в сумме 929,0 тыс.тенге;

- от 30.06.2017г на сумму 28 000,0 тыс.тенге, НДС в сумме 3 000,0 тыс.тенге;

- от 28.12.2017г на сумму 3 121,1 тыс.тенге, НДС в сумме 334,4 тыс. тенге;

- от 04.12.2017г на сумму 3 224,2 тыс.тенге, НДС в сумме 345,5 тыс.тенге;

- от 07.12.2017г на сумму 6 377,1 тыс.тенге, НДС в сумме 683,3 тыс.тенге ;

- от 26.12.2017г на сумму 3 251,6 тыс.тенге, НДС в сумме 348,4 тыс. тыс.тенге

В акте встречной проверки указано, что Компания «D» произвело оплату безналичным расчетом на сумму 185 268,4 тыс.тенге, при этом, Компания «А» произвело возврат денежных средств на сумму 24 435,6 тыс.тенге.

Соответственно, Компания «А» по состоянию на 31.12.2018г. имеет кредиторскую задолженность перед Товариществом на сумму 52 469,7 тыс.тенге.

Вместе с тем, кроме вышеуказанных счетов–фактур в запросе на проведение встречной проверки от 17.10.2019г. были указаны счета–фактуры от 03.07.2017г. на сумму 25 000,0 тыс.тенге, сумма НДС 3 000,0 тыс.тенге и 0 от 10.07.2017г. на сумму 21 848,0 тыс.тенге, сумма НДС 2 621,7 тыс.тенге, отражение которых в учетной документации и декларациях по НДС встречной проверкой не подтверждено.

Таким образом, по результатам встречной налоговой проверки не подтверждены взаиморасчеты с Компанией «А» на сумму 46 848,0 тыс.тенге и НДС на сумму 5 621,7 тыс.тенге.  

Учитывая вышеизложенное, исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «А» согласно счетам – фактурам №19 от 03.07.2017г., №20 от 10.07.2017г. и соответствующие начисление КПН и НДС в указанной части являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения

Теги: КПН НДС