Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС, исключение из вычетов стоимости импортированных товаров, уменьшение СГД по фиктивной сделке

294

Министерство финансов Республики Казахстан (далее - Министерство), получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), сообщает.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена документальная налоговая проверка Компании «А» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 28.05.2016г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 302 272,9 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 31 817,6 тыс.тенге.

Компания не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

1.Относительно исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по импортированным товарам из КНР, а также признание стоимости товаров безвозмездно полученным имуществом

Из жалобы следует, что Компанией «А» были импортированы товары из КНР, которые подтверждены первичными документами, в связи с чем, считает необоснованным исключение из вычетов вышеуказанных расходов, а также  признание данных расходов безвозмездно полученным имуществом на сумму 1 511 222,0 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией в нарушение статьи 100, 115 и 257 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) отнесены расходы на вычеты и НДС в зачет по импортированным товарам из КНР.

Также, по результатам налоговой проверки сумма вышеуказанных расходов на сумму 1 511 222,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки признана безвозмездно полученным имуществом в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 84 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе в виде безвозмездно полученного имущества.

Также, статьей 96 Налогового кодекса, если иное не установлено Налоговым кодексом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Доход в виде безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, признается в налоговом периоде, в котором такое имущество получено, работы выполнены, услуги оказаны.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, если выполняются условия подпунктов 1)-5) данного пункта.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов и НДС в зачет по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода и используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В рассматриваемом случае, как следует из акта проверки Компанией «А», заключен контракт №01 от 01.03.2017г. с Компанией «О» (КНР) на приобретение товаров народного потребления (запчасти для автомашин, аксессуары для мужчин и женщин, одежда, канцелярские товары и т.д.) на сумму 4 000 000 долларов США.

Согласно грузовым таможенным декларациям Компании «А» за 2017г. произведен ввоз товара от указанной поставщика из КНР всего на сумму 1 511 222,0 тыс.тенге, по данным бухгалтерского учета по состоянию на 31.12.2017г. имеется кредиторская задолженность перед Компанией «О» (КНР) в сумме 1 235 622,0 тыс.тенге.

В ходе проверки Комитетом государственных доходов направлен запрос в Государственное налоговое управление Китайской Народной Республики (далее - ГНУ КНР) для предоставления сведений о взаиморасчетах Компании «А» с Компанией «О» (КНР) за период с 28.05.2015г. по 31.12.2017г.

Из ответа ГНУ КНР следует, что Компания «О» (КНР) поставило в адрес Компании «А» в 2018г. трикотажные шторы в количестве 84 600 шт. (вес 28 490кг.) на общую стоимостью сделки 86 292 долларов США. Товары были доставлены в Республику Казахстан железнодорожным транспортом.

При этом, Компанией «О» (КНР) в качестве оплаты от Компании «А в течение 2018г. получено всего 90 000 долларов США», из которых 86 292 долларов США за товар и 3 708 долларов США были предоплаченной суммой, соответственно, ГНУ КНР не подтверждает поставку товаров Компанией «О» (КНР» в адрес Компании «А» в 2017г.

В этой связи, стоимость указанных товаров в сумме 1 511 222,0 тыс.тенге, полученных Компанией «А» от неустановленных поставщиков, подлежит признанию в качестве безвозмездно полученного имущества.  

Соответственно, исключение из вычетов вышеуказанных расходов и НДС из зачета, а также увеличение совокупного годового дохода на сумму безвозмездно полученного имущества 1 511 222,0 тыс.тенге и соответствующие начисление КПН являются обоснованными.

  1. Относительно уменьшения совокупного годового дохода и облагаемого оборота по взаиморасчетам с Компанией «K»»

Из жалобы Компании «А» следует, что по результатам налоговой проверки, необоснованно сделан вывод о том, что реализация товаров в адрес Компании «K»» была «бестоварной», поскольку, расходы по импорту данных товаров не были связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «А» в нарушение статей 85 и 230 Налогового кодекса отнесены на доходы от реализации и в облагаемый оборот суммы по взаиморасчетам с Компанией «K»».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 84 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от реализации.

Также, согласно пункту 1 статьи 86 Налогового кодекса доходом от реализации является стоимость реализованных товаров, работ и услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 97-98 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 2 статьи 111 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 111 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

Исходя из изложенного, следует, что в совокупный годовой доход и в облагаемый оборот включаются, в том числе стоимость реализованных товаров, работ и услуг.

Согласно договора №БАК/КСК-01 и счета-фактуры №1 от 26.06.2017г..Компания «А» в адрес ТОО «K» поставило товары на сумму 1 511 222,0 тыс.тенге

Следует указать, что согласно Постановлению судебной коллегии по гражданским делам суда г.N. от 13.11.2019г. признан недействительным договор поставки №БАК/КСК-01 от 26.06.2017г., заключенный между Компанией «А» и Компанией «К».

В Постановлении от 13.11.2019г. указано, что Компания «А» заключила сделку с ТОО «K» в рамках договора поставки от 26.06.2017г. и выписана счет-фактура от 26.06.2017г. Руководителем Компании «K» являлся гр.S.

В ходе судебного разбирательства гр.S. пояснил, что отношения к Компании «K» не имеет, предприятие зарегистрировано на него по просьбе малознакомого человека за денежное вознаграждение в размере 50 000 тенге, при этом он не имел цели ведения законной предпринимательской деятельности.

Судом достоверно установлено, что физическое лицо, которое согласно регистрационным данным на момент подписания договора на поставку товара, являлось руководителем Компании «K» - гр.S., непричастен к финансово-хозяйственной деятельности, а физическое лицо, подписавшее договор на поставку товара от имени Компании «K» - гр.H. не являлся на тот период руководителем и не имел каких-либо полномочий на подписание финасово-хозяйственных документов.

Кроме того, Компания «K» факт исполнения договора на поставку товара не подтвердило соответствующими декларациями по КПН и не представило декларацию по НДС, в которых отражены взаиморасчеты с Компанией «А».

Судом  установлено, что указанный договор на поставку товара  заключен  в обход налоговых норм, с целью уменьшения налоговых обязательств и соответственно подлежит признанию недействительным.

Следовательно, Компания «А» не поставляло товары в адрес Компании «K» на сумму 1 511 222,0 тыс.тенге, соответственно, указанная сумма не подлежит признанию в качестве дохода от реализации за 2017г.

Таким образом, уменьшение совокупного годового дохода и облагаемого оборота на сумму взаиморасчетов с Компании «K» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН НДС