Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС, исковая давность, фиктивные сделки

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС, исковая давность, фиктивные сделки

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора в сумме налога 177 844,4 тыс.тенге и пени 57 348,7 тыс.тенге, 101201 Индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у источника выплаты. в сумме налога 2 004,3 тыс.тенге, 103101 Социальный налог в сумме налога 2 778,5 тыс.тенге, 105101 Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме налога 141 863,0 тыс.тенге и пени 72 126,7 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно истечения срока исковой давности для начисления налогов за 2014г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось исключение расходы из вычетов и НДС из зачета в период 2014-2016гг. по взаиморасчетам с компаниями «К» и «М».

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что в соответствии со статьей 48 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) срок исковой давности составляет пять лет для категорий налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с Налоговым кодексом от 25.12.2017г. и считает, что на дату вынесения уведомления истек срок исковой давности для доначисления налогов за 2014-2016гг.

Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. (в редакции, действующей с 01.01.2020г.) если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусмотрено, что срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, для следующих категорий налогоплательщиков:1) подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с Налоговым кодексом от 25.12.2017г.; 2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.

Вместе с тем, положениями пунктов 9 и 10 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. установлены случаи продления и приостановления срока исковой давности.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 16 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.06.2017г. № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства» применительно к праву органа государственных доходов на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений.

При этом согласно пункта 1 статьи 159 Налогового кодекса решением по результатам налоговой проверки является уведомление о результатах проверки, выносимое по завершении налоговой проверки.

В рассматриваемом случае, налоговым органом по завершению акта налоговой проверки вынесено уведомление о результатах проверки от 11.02.2020г. Соответственно, на дату вынесения указанного уведомления о результатах проверки срок исковой давности составляет три года.

В свою очередь Компанией «Т» в ходе проведения налоговой проверки на предварительный акт налоговой проверки от 06.12.2019г. было подано возражение от 30.12.2019г., которое налоговым органом рассмотрено 03.02.2020г., то есть в рамках сроков, установленных «Правилами и сроками вручения налогоплательщику предварительного акта налоговой проверки, предоставления письменного возражения к предварительному акту налоговой проверки, рассмотрения такого возражения, а также категории налогоплательщиков, в отношении которых применяются нормы по предварительному акту налоговой проверки», утвержденным приказ от 12.01.2018г. №20 Министра финансов РК. В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет приостанавливается на период, в частности подготовки и подачи письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом.

В этой связи срок исковой давности подлежит приостановлению с 06.12.2019г. по 03.02.2020г., то есть на период подготовки и подачи письменного возражения на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. срок исковой давности продлевается на один календарный год - в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.

В рассматриваемом случае, Компанией «Т» 08.05.2019г. подана дополнительная Декларация по НДС за 2 квартал 2016 года, 10.05.2019г.- дополнительная Декларация по НДС за 3 квартал 2016 года, по которому срок исковой давности, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов. В этой связи срок исковой давности подлежит продлению.

В соответствии со статьями 314, 423 Налогового кодекса от 25.12.2017г. налоговым периодом для КПН является календарный год, для НДС - календарный квартал, следовательно, налоговый орган не вправе производить начисление КПН за 2014-2015 годы и НДС за 1-4 кварталы 2014 года, за 1-4 кварталы 2015 года и 1 квартал 2016 года.

Таким образом, исключение из вычетов расходов по приобретению товаров (работ, услуг) у компании «К» за период 2014-2015гг. и НДС из зачета НДС за 1-4 кварталы 2014 года, за 1-4 кварталы 2015 года и 1 квартал 2016 года по результатам налоговой проверки признано необоснованным в связи с истечением срока исковой давности

  1. Относительно исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с поставщиками.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 100, 256 Налогового кодекса необоснованно отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчётам с Компанией «К». С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что что взаиморасчеты фактически производились, в связи с чем не подлежат исключению расходов из вычетов и НДС из зачета в период 2014-2018гг.

Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, если выполняются условия подпунктов 1) -5) данного пункта.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона РК от 28.02.2007г. №234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать, в частности адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Таким образом, отнесение расходов по товарам (работам, услугам) на вычеты и в зачет по НДС производится при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

В соответствии со статьями 6 и 4 Закона о бухгалтерском учете операции и события в системе бухгалтерского учета должны подкрепляться оригиналами первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, а также НДС в зачет по таким расходам при условии, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.

В ходе разбирательства установлено, что

Компанией «К» в период 2016-2018гг. в адрес Компании «Т» выписаны счета-фактуры на поставку товаров (перчатки, бензин, эмаль, провод сип, кирпич, светильники, кабеля и другое) на общую сумму 422 930,3 тыс.тенге. Оплата за данный товар производилась в форме безналичного расчета.

По данным информационной системы «Система обработки налоговой отчетности» (далее – СОНО):

- декларации по КПН (ф.100.00) за 2016-2018гг. Компанией «К» представлена с нулевыми показателями; 

- декларации по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2016-2018гг. представлены с нулевыми показателями, соответственно не имеется материальных активов, складских помещений, транспортных средств и земельных участков.

- декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 2016-2018гг. представлены с нулевыми показателями.

Согласно данным приложения 300.08 к Декларации по НДС (ф.300.00) за 2016-2018гг. основными поставщиками Компании «К» являлись компании «Р» и «М», в отношении которых возбуждены уголовные дела по статье 216 части 3 Уголовного кодекса РК по факту выписки счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, который находится в статусе «досудебное расследование».

Также в ходе разбирательства по жалобе установлено, что в договорах на поставку товаров и счетах фактурах, выписанных Компанией «К» в период 2016-2018гг., в качестве руководителя указан гр.А, который не являлся руководителем Компанией «К» сведениям регистрирующего органа.     

Проведение встречной проверки не представилось возможным, так как согласно актам обследования Компания «К» отсутствует по месту нахождения.

Учитывая изложенное, а также учитывая, что документы, оформленные от Компании «К» в адрес Компании «Т» (договоры поставки, счета-фактуры, накладные на отпуск товаров на сторону) подписаны ненадлежащим лицом, указанные документы не могут являться доказательством подтверждения факта совершения операций.

Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств исключение из вычетов расходов за период 2016-2018гг. и НДС из зачета за 2-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года и 1-4 кварталы 2018 года по результатам налоговой проверки признано обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН за 2014-2015гг. и НДС за 1-4 кварталы 2014 года, за 1-4 кварталы 2015 года и 1 квартал 2016 года, а в остальной части оставить без изменения.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку

COVID-19&Бизнес