Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС - субсидии на приобретение удобрений, включение в доход кредитной задолженности

223

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «A» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 6 643,9 тыс.тенге, пени 310,4 тыс.тенге и НДС в сумме 2 213,6 тыс.тенге, пени 363,9 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе указано, что по результатам проверки необоснованно увеличены доходы по кредиторской задолженности, а также по субсидиям, полученных Компанией «А» для удешевления стоимости удобрений, необоснованно исключены расходы из вычетов и НДС из зачета по приобретению удобрений;

Из акта налоговой проверки следует, что за проверяемый налоговый период в соответствии с подпунктом 24) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса увеличен совокупный годовой доход (СГД) по доходам от субсидий для удешевления сельхозтоваропроизводителям стоимости удобрений. В соответствии с пунктом 1 статьи 100, статей 103, 114, 115 Налогового кодекса уменьшены суммы вычетов по расходам на реализованную продукцию и остаткам ТМЗ, не связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, по строительно-монтажным работам (СМР), по суммам вознаграждений, по налогам и спонсорской помощи. В соответствии со статьей 256, подпунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса исключен из зачета НДС по безвозмездно полученным товарам (работам, услугам) и использованным не в целях облагаемого оборота.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В целях вынесения мотивированного решения в ходе рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 186 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) Министерством финансов РК назначено проведение тематической проверки Компании «A» по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за проверяемый период.

Во исполнение данного письма, Комитетом государственных доходов МФ РК вынесено предписание на проведение тематической проверки Компании «A», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 21.02.2020г. (далее – акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

  1. Относительно увеличения СГД на сумму субсидий

В ходе тематической проверки направлен запрос в Управление сельского хозяйства, которым представлены сведения о выделенных бюджетных субсидиях на сумму 23 129,6 тыс.тенге за частичное удешевление стоимости удобрений, поставленных Компанией «F» и Компанией «Z»  в адрес Компании «A» за 2012-2014гг., за 2016г., а также сведения о суммах субсидий, перечисленных на удешевление стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ), гербицидов, удобрений и т.д.

Согласно сведениям Управления сельского хозяйства из государственного бюджета в адрес Компании «A» перечислено субсидий в сумме 93 639,6тыс.тенге, в том числе в:

 - 2012 году 10 052,6 тыс.тенге;

 - 2013 году 26 465,5 тыс.тенге;

 - 2014 году 31 146,0 тыс.тенге;

- 2016 году 25 975,5 тыс.тенге.

Кроме того, в адрес Компании «F» и Компании «Z» из государственного бюджета перечислены денежные средства в сумме 21 280,0 тыс.тенге (2012-2014 гг., 2016г.) и 1 849,6тыс.тенге (2014г.) от реализации Компании «A» удобрений.

Таким образом, Компанией «А»  получено субсидий в сумме 116 769,2 тыс.тенге, в том числе в:

- 2012 году в сумме 15 812,6тыс.тенге (10 052,6+5760,0);

- 2013 году в сумме 32 225,5тыс.тенге (26 465,5+5760,0);

- 2014 году в сумме 38 755,6тыс.тенге (31 146,0+7609,6);

- 2016 году в сумме 29 975,5тыс.тенге (25 975,5+4000,0).

Тогда как в Декларациях по КПН Компании «А»  доход по субсидиям отражен за 2012г. в сумме 10 052,6 тыс.тенге, за 2013г. в сумме 26 465,5 тыс.тенге, за 2014г. в сумме 31 146,0 тыс.тенге, за 2016г. в сумме 25 975,5 тыс.тенге.

По результатам тематической проверки установлено, что Компанией «А»  не включены в СГД полученные субсидии на сумму 23 129,6 тыс.тенге, выплаченные непосредственно Компании «F» в размере 21 280,0 тыс.тенге и Компании «Z» размере 1 849,6 тыс.тенге, за частичное удешевление стоимости удобрений, реализованных Компании «А». 

Таким образом, актом тематической проверки, назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой налоговой проверки по увеличению СГД на сумму полученных субсидий в размере 23 129,6тыс.тенге, подтверждены.

В соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок.

Исходя из изложенного, следует, что в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой налоговой проверки за проверяемый налоговый период по увеличению СГД на сумму  23 129,6 тыс.тенге, являются обоснованными.

  1. Относительно увеличения СГД за 2012 год по взаиморасчетам с Компанией «F» (кредиторская задолженность)

 В ходе проведения тематической проверки Компанией «А» представлены: оборотно-сальдовая ведомость по счету 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам», акт сверки от 04.01.2018г. Компании «F», Договор от 01.04.2011г. с Компанией «F», счет-фактура, накладная №90020173 от 15.04.2011г. на поставку аммофоса, платежное поручение №34 от 12.04.2011г.

По результатам тематической проверки установлено, что согласно данным бухгалтерского учета и первичным документам у Компании «А» по состоянию на 01.01.2012г. кредиторская задолженность перед данным контрагентом отсутствует.

Таким образом, актом тематической проверки, назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой налоговой проверки  по увеличению СГД за 2012г. на сумму кредиторской задолженности в размере    2 399,0 тыс.тенге перед Компанией «F», не подтверждены.

Исходя из изложенного, следует, что в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой налоговой проверки по увеличению СГД за 2012г. на сумму 2 399,0 тыс.тенге в части кредиторской задолженности по Компании «F», являются необоснованными.

  1. Относительно исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «F» и Компанией «Z»

В ходе проведения тематической проверки установлено, что в соответствии с «Правилами субсидирования из местных бюджетов на повышение урожайности и качества продукции растениеводства», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан (далее – постановление Правительства РК) от 04.03.2011г. №221 с изменениями и дополнениями, «Правил субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических)», утвержденных постановлением Правительства РК от 29.05.2014г. №574, «Правил субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических)», утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан (далее – МСХ РК) от 06.04.2015г. №4-4/305 (далее – Правила субсидирования) удешевление стоимости удобрений является субсидией, выделяемой государством сельхозтоваропроизводителям.

При этом к тематической проверке Компанией «А» представлены Договоры на поставку минеральных удобрений, счета-фактуры, накладные Компании «F», Компании «Z».

Компанией «А» за 2012-2014гг., 2016г. у Компании «F», Компании «Z» приобретены минеральные удобрения, что подтверждается первичными документами.

Во исполнение условий договоров, а также Правил субсидирования Компании «А» удешевлена стоимость удобрений на сумму 23 129,6 тыс.тенге. При этом по обжалованному акту проверки исключены из вычетов расходы по субсидиям на сумму 20 651,4 тыс.тенге (2012г. -5 142,8 тыс.тенге, 2013г. – 5 142,9 тыс.тенге, 2014г. – 6 794,3 тыс.тенге, 2016г. – 3 571,4 тыс.тенге).

По результатам тематической проверки установлено, что расходы по взаиморасчетам с Компанией «F», Компанией «Z» по приобретению минеральных удобрений подлежат отнесению на вычеты, так как подтверждены соответствующими документами и произведены в связи с деятельностью, направленной на получение дохода.

Таким образом, актом тематической проверки, назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой налоговой проверки  по исключению из вычетов сумм расходов по взаиморасчетам с указанными поставщиками в части стоимости удешевления минеральных удобрений, не были подтверждены.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 17 Правил составления налоговой отчетности Декларации по КПН в строке 100.00.009 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса.

В этой связи, в ходе тематической проверки проведена сверка данных бухгалтерского учета с данными налоговых регистров.

При этом по результатам тематической проверки №2 от 21.02.2020г. установлено, что Компанией «А» допущено завышение в строках 100.00.009 IIIA «Приобретено товаров» и 100.00.009IIIH «Приобретено прочих услуг и работ» Декларации по КПН за 2014г., в этой связи исключение расходов из вычетов за 2014г. в сумме 6 794,3 тыс.тенге, подтверждены. 

Исходя из изложенного, следует, что в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой налоговой проверки за проверяемый налоговый период по исключению из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «F», Компанией «Z» на сумму 13 857,1 тыс.тенге (20651,4-6794,3) в части стоимости удешевления минеральных удобрений, являются необоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН и НДС с учетом результатов акта тематической проверки от 21.02.2020г., назначенной в ходе рассмотрения жалобы.

Теги: КПН НДС