Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, исключение из вычетов сумм полученных субсидий

254

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная проверка Компании «Т» по вопросу неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 475 920,0 тыс.тенге и пени 45667,6 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 88 101,9 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе указано, начисление КПН произведено налоговым органом на выделенные субсидии из областного бюджета ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства» на приобретение топлива, которые были перечислены местным исполнительным органам по программе 113 специфика 339 «Текущие трансферты».

Однако из-за отсутствия соответствующей бюджетной программы по субсидированию топлива денежные средства перечисляются Компании «Т» через органы казначейства не как субсидии, а по договорам о государственных закупках за оказанные услуги для администратора бюджетных программ - ГУ «Отдел ЖКХ, ПТ, АД и ЖИ» по специфике 011 «Обеспечение бесперебойным теплоснабжением малых городов» специфика 159 «Прочие работы и услуги», что влечет исчисление и оплату налоговых и иных обязательств в бюджет.

Компания «Т» в жалобе поясняет, что действующей тарифной сметой выделенные средства на приобретение топлива предусмотрены именно как «Субсидии», а не как оказание услуг для Администратора бюджетных программ, более того данной статьи доходов нет в утвержденной тарифной смете.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно подпункту 2) статьи 95 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) к доходам, полученным в виде компенсаций по ранее произведенным вычетам, относятся также суммы, полученные из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов).

Кроме того, статьей 96 Налогового кодекса установлено, что стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

На основании изложенного, сумма бюджетных субсидий, полученная из государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), подлежит включению в СГД налогоплательщика в качестве компенсаций по ранее произведенным вычетам.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса, расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса в случае если одни и те же виды расходов предусмотрены в нескольких статьях расходов, то при расчете налогооблагаемого дохода указанные расходы вычитаются только один раз.

 Подпунктом 14) пункта 1 статьи 226 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусмотрено, что в СГД включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе, полученные компенсации по ранее произведенным вычетам.

К доходам, полученным в виде компенсации по ранее произведенным вычетам, относятся, в том числе суммы, полученные из средств государственного бюджета, на покрытие затрат (расходов). Полученная компенсация является доходом того налогового периода, в котором она была получена.

Следует отметить, что соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса от 25.12.2017г. расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса от 25.12.2017г., за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом от 25.12.2017г.

Пунктом 3 статьи 242 Налогового кодекса от 25.12.2017г. определено, что вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 6 статьи 242 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в случае, если одни и те же виды расходов предусмотрены в нескольких статьях расходов, то при расчете налогооблагаемого дохода указанные расходы вычитаются только один раз.

На основании вышеизложенного, субсидии, полученные из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов) подлежат включению в СГД и не подлежат отнесению на вычеты, в связи с тем, что получены из средств государственного бюджета, на покрытие понесенных и отнесенных на вычеты затрат (расходов).

В рассматриваемом случае, Компанией «Т» за период с 2014-2018гг. были получены субсидии на мазут из областного бюджета ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства» на приобретение топлива для бесперебойного проведения отопительного сезона, которые были перечислены местным исполнительным органам по программе 113 специфика 339 «Текущие трансферты».

Согласно подпункту 9) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 09.07.2004г. №588-II «Об электроэнергетике» (далее - Закон) передача тепловой энергии - услуга по транспортировке тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами.

В соответствии с подпунктом 10) статьи 1 1 Закона, розничный рынок тепловой энергии - система взаимоотношений участников производства, передачи тепловой энергии для осуществления теплоснабжения потребителей на основе договоров.

Согласно Правил субсидирования энергопроизводящих организаций на приобретение топлива для бесперебойного проведения отопительного сезона (далее - Правила) разработанных в соответствии с подпунктом 70-30) статьи 5 Закона определен порядок субсидирования энергопроизводящих организаций на приобретение топлива для бесперебойного проведения отопительного сезона.

Субсидирование энергопроизводящих организаций на приобретение топлива для бесперебойного проведения отопительного сезона осуществляется местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы (далее - местные исполнительные органы) за счет средств, предусмотренных в местном бюджете.

Энергопроизводящие организации осуществляют закупки топлива в порядке, установленном Законом Республики Казахстан от 09.07.1998г. «О естественных монополиях» и иными законодательными актами Республики Казахстан.

В соответствии с МСФО 20 «Государственная субсидия» возмещение затрат по займам признается доходом от государственных субсидий в момент получения такого возмещения.

Сумма бюджетных субсидий, полученная из бюджета на покрытие затрат, подлежит включению в СГД налогоплательщика в качестве компенсаций по ранее произведенным вычетам.

Таким образом, полученные субсидии на возмещение затрат по приобретению мазута Коммунальным предприятием были включены в СГД в размере полученных денежных средств по договорам о государственных закупках за оказанные услуги для администратора бюджетных программ ГУ «Отдел ЖКХ, ПТ, АД и ЖИ» по специфике 011 «Обеспечение бесперебойным теплоснабжением малых городов» специфика 159 «Прочие работы и услуги».

Согласно первичных документов и данных бухгалтерского учета Коммунального предприятия, за период с 2014г. по 2018г. мазут приобретался у Компании «P», Компании «G» и Компании «РА» и указанные расходы отнесены Компанией «Т» на вычеты в декларациях по КПН в соответствующие периоды.

Таким образом, затраты на приобретение мазута, компенсируемые государственными субсидиями, уже признаны в бухгалтерском и налоговом учетах в качестве расходов и отнесены на вычеты.

В этой связи, в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса, субсидии, полученные из средств государственного бюджета на возмещение расходов по приобретению мазута не подлежат отнесению на вычеты в декларациях по КПН за период 2014-2018гг.

Таким образом, исключение из вычетов сумм субсидий и начисление КПН по результатам налоговой проверки, является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН