Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, доход в связи с амортизацией ОС закрепленных на праве хозяйственного ведения

345

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - налоговый орган)

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «К» за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г. по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление от 22.12.2017г. о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 167646,3 тыс.тенге и пени 20265,1 тыс.тенге, уменьшение убытка в сумме 318168,3 тыс.тенге.

Компания «К»  не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, соответствующих пеней явилось, что Компания «К» в нарушение подпункта 23-1) пункта 1 статьи 85 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) не отражен доход, возникающий в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан в связи с амортизацией основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В жалобе отмечено, что проверяющим неправомерно отнесены на доходы суммы начисленных амортизаций по фиксированным активам.

Так, по мнению Компании «К», проверяющим органом необходимо было отнести на доходы суммы амортизации, исчисленные по бухгалтерскому учету, а не по налоговому учету. Соответственно, Компания просит отменить начисленные суммы по КПН за проверяемый период.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 10) пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса в целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются стоимость имущества, полученного государственным предприятием от государственного учреждения, в виде:

-основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за таким предприятием.

-денег на приобретение основных средств,  которые будут закреплены за таким предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включается доход государственного предприятия, возникающий в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан в связи с амортизацией основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за таким предприятием (введено в действие с 1 января 2009 г.).

При учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и при раскрытии информации о других формах государственной помощи применяется международный стандарт финансовой отчетности IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (далее - МСФО 20).

В соответствие с пунктом 3 МСФО 20 государственные субсидии – помощь, оказываемая государством в форме передачи предприятию ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью предприятия.

Пунктом 12 МСФО 20 определено, что государственные  субсидии следует систематически признавать в составе прибыли или убытка на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

Согласно пункту 17 МСФО 20 субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в составе прибыли или убытка на протяжении тех периодов и в тех пропорциях, в которых признаются расходы по амортизации данных активов.

Таким образом, в случае признания дохода в связи с амортизацией фиксированных активов в бухгалтерском учете и соответствия критериям признания доходов согласно с МСФО 20, такой доход в целях налогового учета подлежит включению в СГД предприятия.

В соответствии с пунктом 4-1 Статьи 118 Налогового кодекса при получении государственным предприятием от государственного учреждения фиксированных активов, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за таким предприятием, первоначальной стоимостью фиксированных активов является балансовая стоимость полученных активов, указанная в акте приема-передачи названных активов, с учетом фактических затрат, увеличивающих стоимость таких активов при первоначальном признании в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, за исключением затрат (расходов), не включаемых в первоначальную стоимость фиксированных активов на основании пункта 2 настоящей статьи.

Соответственно, при отнесении стоимости полученного государственного имущества в стоимостной баланс группы фиксированных активов, в целях налогообложения начисляются суммы амортизации, относимые на вычеты при исчислении КПН.

Из изложенного следует, что государственным предприятием по имуществу, полученному от государственного учреждения амортизация, относящаяся на вычеты по КПН, начисляется по налоговому учету, а начисленные суммы амортизации по бухгалтерскому учету, включаются в СГД такого предприятия.

Как было отмечено выше, в соответствии с пунктом 17 МСФО 20 периоды, на протяжении которых предприятие признает связанные с государственной субсидией затраты или расходы, легко определяются и в момент признания конкретных расходов субсидии признаются как доходы в тех же периодах, что и соответствующие расходы. Аналогично субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых признаются расходы по амортизации данных активов.

Соответственно, налоговому органу необходимо было учесть в СГД суммы амортизаций, начисленных за 2012-2016гг. по бухгалтерскому учету.

Таким образом, увеличение СГД на суммы амортизационных отчислений, произведенных по налоговому учету, налоговым органом произведено необоснованно.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа неправомерными.

Теги: доход КПН