Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, вычеты по убыли товаров не подтвержденные документально

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, вычеты по убыли товаров не подтвержденные документально

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «С» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организации нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам исполнения налоговых обязательств по налогам и обязательным платежам в бюджет  за период с 01.01.2013г. по 30.06.2017г., по результатам которой вынесено уведомление №379 от 11.01.2018г. о начислении КПН в сумме 2 298,0 тыс.тенге и пени в сумме 4,4 тыс.тенге, НДС в сумме 261,2 тыс.тенге и пени в сумме 55,8 тыс.тенге.

 Компания «С» не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.   

Относительно стоимости товароматериальных запасов (далее - ТМЗ) на конец 2013 года

В жалобе указано, что Компания «С» не согласна с уменьшением расходов по реализованным  ТМЗ, работам и услугам, в связи с неверным отражением в декларации по КПН стоимости ТМЗ на конец 2013 года.

При этом Компания «С» в жалобе указывает, что согласно Международному стандарту финансовой отчетности 41 «Сельское хозяйство» (МСФО 41) сельскохозяйственная продукция, полученная от биологических активов организации должна оцениваться по справедливой стоимости за вычетом затрат на продаж по состоянию на момент ее сбора. В соответствии с указанным МСФО, Компания «С» в 2013 году себестоимость  произведенной продукции (яйца) переоценил до справедливой стоимости на сумму 3 769,6 тыс.тенге.

Кроме того, Компания «С»  в жалобе отмечает, что согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 84 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) в целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются, в том числе, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, доход, возникающий в связи с изменением стоимости активов и (или) обязательств, признаваемый доходом в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме подлежащего получению (полученного) от другого лица.

На основании изложенного Компания «С» считает, что сумма переоценки произведенной продукции, в связи с доведением ее до справедливой стоимости не признается расходом для целей налогообложения и, соответственно, не отражается в декларации по КПН (форма 100.00) в разделе «Вычеты» в составе приобретенных ТМЗ.

Из акта налоговой проверки следует, что Компания «С» в нарушении статей 57 и 100 Налогового кодекса в декларации по КПН за 2013 год  неверно отражена стоимость ТМЗ на конец 2013 года, повлекшее необоснованному завышению вычетов на сумму 3 769,6 тыс.тенге.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 57 Налогового кодекса учет товарно-материальных запасов в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Пунктом 34.5 Международного стандарта финансовой отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса (МСФО для МСБ)  определено, что сельскохозяйственная продукция, полученная от биологических активов предприятия, должна оцениваться по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу, определяемых в момент получения продукции. Полученная в результате такой оценки величина является себестоимостью на ту дату, когда начинает применяться Раздел 13 «Запасы» или иной применимый стандарт МСФО для МСБ.

При этом согласно глоссарию терминов МСФО для МСБ: биологический актив - животное или растение; справедливая стоимость за вычетом расходов на продажу -  сумма, которую можно выручить от продажи актива, в результате сделки между независимыми, осведомленными и желающими заключить сделку сторонами, минус затраты на выбытие.

Также согласно пункту 34.2 МСФО для МСБ предприятие, применяющее МСФО для МСБ и занимающееся сельскохозяйственной деятельностью, должно установить свою учетную политику для каждого класса биологических активов.

В рассматриваемом случае, Компания «С» осуществляет сельскохозяйственную деятельность и согласно приложенной к жалобе учетной политике предприятия  Компания «С»  применяет МСФО для МСБ.

Из пункта 2.4 учетной политики Компании «С» следует, что запасы, произведенные внутри Компании «С», учитываются при поступлении по себестоимости.

Далее, из учетной политики Компании «С»  следует, что в течении года затраты собираются на счете 8111 – основное производство, где учитываются прямые затраты по содержанию кур-несушек, связанные с получением продукции, а именно: корма, амортизация, зарплата производственного персонала, текущий ремонт основных средств, аренда птичников, бой, падеж, накладные расходы. При закрытии счетов данная сумма относится на произведенную готовую продукцию, то есть на яйцо, в следствии чего формируется фактическая себестоимость и остатки на конец года учитываются по фактической себестоимости. На конец года фактическая  себестоимость готовой продукции доводится до справедливой стоимости.

Из приложенного к жалобе Компанией «С» регистра журнала проводок следует, что Компания «С»  31.12.2013г. в соответствии с  учетной политикой предприятия, себестоимость остатков готовой продукции (яйца) переоценил до справедливой стоимости, соответственно, себестоимость  продукции (яйца) на конец 2013 года увеличилась на 3 769,6 тыс.тенге. При этом произведена следующая бухгалтерская проводка Дт 1320 (готовая продукция - яйца) Кт 6280 (доходы от переоценки готовой продукции).

Согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса в целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются в том числе, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, доход, возникающий в связи с изменением стоимости активов и (или) обязательств, признаваемый доходом в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме подлежащего получению (полученного) от другого лица.

Таким образом, сумма 3 769,9 тыс.тенге возникшая в связи с переоценкой продукции, Компанией «С»  в бухгалтерском учете признана доходом, которая в соответствии с  подпунктом 5) пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса в целях налогообложения в качестве дохода не рассматривается.

Относительно определения расходов, подлежащих отнесению вычету, необходимо отметить, что согласно пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Пунктом 17 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан №1518 от 30.11.2012г. (далее – Правило) определено, что строка 100.00.009 II (ТМЗ на конец налогового периода) заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки стоимость ТМЗ на конец проверяемого периода была определена по данным бухгалтерского учета.

Так, из акта налоговой проверки следует, что по данным бухгалтерского учета Компании «С» стоимость ТМЗ на конец 2013 года составляет 175 300,7 тыс.тенге, при этом в декларации по КПН за 2013 год стоимость ТМЗ на конец 2013 года отражена  в размере 171 531,1 тыс.тенге, то есть на 3 769,6 тыс.тенге меньше. Следовательно, Компанией «С» сумма расходов подлежащих отнесению на вычеты  за 2013 год необоснованно завышена на 3 769,6 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая, что Компанией «С» допущены нарушения статей 57 и 100 Налогового кодекса, результаты налоговой проверки в части начисления КПН за 2013 год являются обоснованными, а жалоба в указанной части не подлежит удовлетворению.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.

Относительно убыли пшеницы на сумму 10 563,1 тыс.тенге

Компания «С»  несогласно с уменьшением вычетов за 2014 год на стоимость 264,1 тонн пшеницы в размере 10 563,1 тыс.тенге, при этом указывает, что согласно пункту 10 МСФО 2 «Запасы» себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов.

Следовательно, по мнению Компании «С» снижение физического веса пшеницы в результате усушки и подработки элеватором, являются затратами которые относятся к себестоимости данной пшеницы. В связи с чем, Компания «С» считает, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов данные расходы.

По результатам налоговой проверки в соответствии со статьями 100 и 115 Налогового кодекса исключена из вычетов стоимость 264,1 тонн пшеницы в размере 10 563,1 тыс.тенге, которая не использована в целях деятельности, направленной на получение дохода.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии со статьей 4 Закона о бухгалтерском учете первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам (работам, услугам) производится на основании подтверждающих документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода.

Следует указать, что порядок оформления и учета операций по приемке, взвешиванию, очистке, сушке, хранению и отгрузке зерна на хлебоприемных предприятиях, определения количества зерна, хранящегося в зернохранилищах регулируются Правилами ведения количественного-качественного учета зерна, утвержденного Постановлением Правительства №1676 от 30.12.2011г. (далее – Правила №1676).

Пунктом 37 Правил №1676 определено, что расчет обоснованности убыли зерна по влажности, сорной и зерновой примеси по каждому владельцу оформляется актом-расчетом по форме, согласно приложению 15 к Правилам №1676. Акт-расчет составляется на израсходованную партию зерна с указанием качества зерна по приходу (при приемке) и по расходу с учетом фактического качества при отгрузке. Акт-расчет рассчитывается и оформляется ответственным работником хлебоприемного предприятия, подписывается главным бухгалтером хлебоприемного предприятия, заведующим производственно-технологической лаборатории, материально-ответственным лицом и после утверждения руководителем хлебоприемного предприятия передается владельцу зерна.

Таким образом, из изложенного следует, что документом, подтверждающий обоснованность убыли зерна является акт-расчет, подписанный соответствующими работниками хлебоприемного предприятия и утвержденный руководителем хлебоприемного предприятия.

Необходимо указать, что в соответствии со статьей 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.

В рассматриваемом случае, из жалобы следует, что Компания «С» в 2014 году в хлебоприемное предприятие «А» для хранения сдана пшеница в количестве 826,8 тонн, из которой в связи с влажностью, сорностью и зерновой примеси, не подлежало к получению пшеницы в размере 264,1 тонн, что составляет 32% от всего объема.

Согласно карточки счета 1310 «Пшеница» приложенного к жалобе, Компания «С»  пшеницу в количестве 264,1 тонн на сумму 10 563,1 тыс.тенге списало на затраты Дт 8111 (производство) - Кт 1310 (запасы - пшеница). При этом Компания «С»  в качестве подтверждения убыли пшеницы к жалобе прилагает реестры накладных на принятое автомобильным транспортом зерна с определением качества по среднесуточной пробе (далее - реестр).

Необходимо отметить, что согласно положениям Правил №1676, вышеуказанный реестр является документом, подтверждающее принятие хлебоприемным предприятием пшеницы с определением качества по среднесуточной пробе. Тогда как, согласно пункту 37   Правил №1676 документом, подтверждающий обоснованность убыли зерна по влажности, сорной и зерновой примеси  является акт-расчет, выданный хлебоприемным предприятием владельцу зерна.

Кроме того, необходимо отметить, что Компанией «С» в ходе рассмотрения жалобы была предоставлена (по электронной почте) переписка между Компанией «С» и хлебоприемным предприятием «А», о предоставлении последним Компании «С»  дубликатов актов – расчета обоснованности убыли, на  принятое в ноябре 2014 года пшеницы в количестве 826,8 тонн (письмо №103 от 14.02.2018г.). При этом из ответа хлебоприемного предприятия «А» (письмо №76 от 19.02.2018г.) на указанное письмо следует, что представление акта – расчета не представляется возможным.

Таким образом, из изложенного следует, что Компанией «С» в нарушение пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса на вычеты отнесены расходы по убыли пшеницы на сумму 10 563,1 тыс.тенге, без документов, подтверждающих убыль пшеницы, соответственно, результаты налоговой проверки по исключению из вычетов расходов в сумме 10 563,1 тыс.тенге и начисление КПН в указанной части по результатам налоговой проверки являются правомерными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку