Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, уменьшение вычетов по прочим расходам

258

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «ZH» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (далее - КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (далее - НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «ZH» по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2012г. по 30.06.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 29.06.2017г. о начислении КПН в сумме 1 856,6 тыс.тенге, пени 562,8 тыс.тенге и НДС в сумме 920,9 тыс.тенге, пени 232,7 тыс.тенге.

Компания «ZH», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Относительно уменьшения вычетов по прочим расходам

Основанием для исключения из вычетов по результатам налоговой проверки послужило отнесение Компанией «ZH», в нарушение пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса, на вычеты расходов на медицинские услуги, туристические путевки и подарки, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, которые Компанией «ZH» включены в доходы работников, и с указанных доходов исчислены соответствующие налоги и отчисления.

С данным выводом налогового органа Компания «ZH» не согласна, и в качестве доказательств приводит нормы пункта 1 статьи 110 и статьи 163 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс), а также статьей 19, 21 Трудового кодекса РК, согласно которым расходы работодателя по доходам работника в связи с наличием трудовых отношений подлежат отнесению на вычеты.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

При этом согласно пункту 1 статьи 110 Налогового кодекса вычету подлежат расходы работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению, указанным в пункте 2 статьи 163 Налогового кодекса (в том числе, расходы работодателя по доходам работника, указанным в подпунктах 18), 19), 20) и 21) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса).

В пункте 2 статьи 163 Налогового кодекса установлено, что если иное не предусмотрено настоящей статьей, начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы работника, в том числе признанные в бухгалтерском учете работодателя в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

1) подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

2) доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса;

3) доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса.

Подпунктом 4) статьи 164 Налогового кодекса предусмотрено, что доходом работника в натуральной форме, подлежащим налогообложению, является оплата работодателем работнику или третьим лицам стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных работником от третьих лиц.

Таким образом, расходы работодателя по оплате работнику или третьим лицам стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных работником от третьих лиц, подлежат отнесению на вычеты.

В рассматриваемом случае, в проверяемом периоде Компанией «ZH» произведены расходы по оплате стоимости медицинских услуг, туристических путевок и подарков, которые в последующем были использованы сотрудниками Компании. При этом, данные расходы, были включены Компанией «ZH»  в облагаемый доход работников с удержанием и начислением индивидуального подоходного налога, облагаемого у источника выплаты, социального налога, социальных отчислений и обязательных пенсионных взносов.

Соответственно, поскольку, указанные расходы Компанией «ZH» произведены в пользу работников, и признаны доходом работников с исчислением соответствующих налогов и отчислений, следовательно, исключение из вычетов данных расходов на основании подпункта 1) статьи 115 Налогового кодекса  по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части неправомерными.

Относительно взаиморасчетов с Компанией «U»

Основанием для исключения из вычетов расходов по результатам налоговой проверки является не в полном объеме предоставление Компанией «ZH» документов, подтверждающих расходы по взаиморасчетам с Компанией «U».

С данным выводом налогового органа Компания «ZH» не согласна и считает, что к налоговой проверке Компанией «ZH» представлены все необходимые документы по взаиморасчетам с контрагентом, который не признан решением суда лжепредприятием, а также отсутствует в списке неблагонадежных налогоплательщиков, размещенных на интернет-сайте Комитета государственных доходов МФ РК.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняются условия подпунктов 1) - 5) данного пункта.

Пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Таким образом, отнесение расходов на вычеты и НДС в зачет производится при наличии подтверждающих документов, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, а также, если используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом, ведение учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете.

В рассматриваемом случае, из документов, представленных работником, проводившим налоговую проверку, следует, что согласно пункту 1.1. договора от 11.08.2015г. Поставщик обязуется поставить и передать в собственность Компании «ZH» продукцию (кабель АСБ 3*240 мм2) в количестве 2160 метров, согласно Спецификации, указанной в приложении №1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора, а Компания «ZH» обязуется принять продукцию и оплатить ее на условиях настоящего договора.

Пунктами 5.3 и 6.1 договора от 11.08.2015г. установлено, что продукция считается поставленной с момента передачи Покупателю. Приемка поставленной продукции осуществляется Покупателем путем осмотра и на основании счет-фактуры, товарной накладной, сертификата соответствия, и других документов (по требованию покупателя).

Согласно вышеуказанному договору и счет-фактуре от 07.09.2015г., Компанией «ZH» был приобретен товар (кабель АСБ 3*240 мм2), который на основании накладной на отпуск на сторону от 07.09.2015г. был получен.

При этом из информации работника, проводившего налоговую проверку, следует, что исключение из вычетов и НДС из зачета расходов по взаиморасчетам с Компанией «U» произведено в результате не представления к налоговой проверке товарно-транспортной накладной с указанием марки транспортного средства, водительского удостоверения, доверенности. Кроме того, службой экономических расследований ДГД в отношении руководителя Компании «U» проводится досудебное расследование по факту лжепредпринимательства.

Вместе с тем, относительно уголовного дела, расследуемого по признакам лжепредпринимательства в деятельности Компании «U»  следует отметить, что согласно Постановлению о переквалификации уголовного правонарушения следователя «Т» от 05.10.2016г. уголовное дело переквалифицировано со статьи 215 часть 1 Уголовного кодекса РК на статью 245 часть 2 Уголовного кодекса РК.

Приговором суда г.Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области от 17.02.2017г. (далее - Приговор суда от 17.02.2017г.) установлено, что гражданин «М», являясь единственным руководителем Компании «U», решил при осуществлении своей коммерческой деятельности уклониться от уплаты налогов с организаций в крупном размере, путем внесения в налоговые декларации заведомо искаженные данные о доходах.

Из приговора суда от 17.02.2017г. следует, что гражданин «М» в 2014-2016г.г. покупал фиктивные счета-фактуры без фактической поставки товаров от других Поставщиков, однако фактически товар он покупал у частных лиц и на рынках города без документов, после чего реализовывал данный товар контрагентам-покупателям.

Таким образом, Приговором суда от 17.02.2017г. гражданин «М» признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 части 2 пункта 1 (Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций) Уголовного кодекса РК.

Также следует указать, что ДГД в отношении Компании «U»  проведена тематическая налоговая проверка за период с 11.11.2013г. по 30.09.2016г. по вопросу исполнения налогового обязательства по НДС, при этом, счет - фактура от 07.09.2015г., выписанная в адрес Компании «ZH» отражена в приложении 300.07 декларации по НДС за 3 квартал 2015г.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30 Закона РК «Об автомобильном транспорте» от 04.07.2003г. № 476-II (далее-Закон) по договору автомобильной перевозки груза перевозчик обязуется в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за автомобильную перевозку груза плату согласно договору или тарифу.  

Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной.

Следовательно, согласно положению указанного Закона, товарно-транспортная накладная составляется при осуществлении перевозки грузов по договору автомобильной перевозки грузов.

В рассматриваемом случае, предметом договора является передача поставщиком в собственность и принятие покупателем товара, реализация и получение которого подтверждается документами, представленными к проверке. Согласно условиям договора, поставка товара производится поставщиком, при этом условия осуществления доставки, а также вид транспорта договором не предусмотрен, следовательно, в данном случае, отсутствие товарно-транспортной накладной по указанной сделке не может служить основанием для исключения расходов из вычетов и НДС из зачета.

Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки в части исключения из вычетов и НДС из зачета расходов по взаиморасчетам с Компанией «U» являются необоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в указанной части неправомерными.

Теги: КПН НДС