Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, доход по безвозмездно полученному имуществу, завышение расходов без подтверждающих первичных документов

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, доход по безвозмездно полученному имуществу, завышение расходов без подтверждающих первичных документов

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «N» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «N» по вопросам исполнения налогового обязательства по КПН и НДС за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 27.07.2017г. о начислении КПН в сумме 33 962,4 тыс.тенге и пени 4 777,2 тыс.тенге, НДС в сумме 1 367,1 тыс.тенге и пени 148,0 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 2 118,6 тыс.тенге.

Основанием для начисления налогов явилось то, что Компания «N» в нарушение статьи 96 Налогового кодекса занижен СГД за 2015 год на сумму безвозмездно полученного имущества в размере 96 894,7 тыс.тенге. Также в нарушение пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса и пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса необоснованно отнесены на вычеты за 2015 год и в зачет НДС расходы по реализованным товарам на сумму 45831,4 тыс.тенге.

Компания «N» указывает, что на момент проведения налоговой проверки в наличии договора займов денежных средств, которые были заключены между Компанией «N» и его единственным учредителем «Д. А.А.», однако, по утверждению Компании «N», данные договоры не запрашивались, требование о предоставлении договоров не выставлялось.

Относительно пояснений данных в ходе проведения проверки представителем по доверенности Компании «N»  гражданина «Л.С.В» Компания «N»  поясняет, что он не мог знать о договорах займа по этим операциям, в виду того, что это является коммерческой тайной, а об этом знали только директор и бухгалтер Компании «N». Данное доверенное лицо не было уполномочено давать какие-либо пояснения по налоговой проверке, а только имел право получить уведомление и акт налоговой проверки, в связи с выездом директора за пределы области и отсутствием бухгалтера.

Компания «N» в жалобе считает неверным включение в совокупный годовой доход (СГД) в декларации по КПН за 2015 год суммы в размере 96 894,7 тыс.тенге согласно статьи 96 Налогового кодекса как безвозмездно полученное имущество

Компания «N»  приводит пункт 3 статьи 12 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), согласно которому понятие гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом Компания «N»  указывает, что понятие «финансовая помощь» Налоговым кодексом не регламентировано. Имущественные отношения в виде займа регламентируются главой 36 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК).

Далее, Компания «N»  приводит, что согласно пункта 1 статьи 715 ГК РК по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных ГК РК или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.

Статьей 718 ГК РК установлено, что если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, за пользование предметом займа заемщик выплачивает вознаграждение заимодателю в размерах, определенных договором.

Кроме того, на основании статьи 722 ГК РК, заемщик обязан возвратить предмет займа в порядке и сроки, предусмотренные договором. Предмет займа, предоставленный без условия о выплате вознаграждения, может быть возвращен досрочно. Предмет займа, предоставленный с условием выплаты вознаграждения, может быть возвращен досрочно с согласия заимодателя, либо если эго предусмотрено договором.

Компания «N»  делает вывод, что нормы ГК РК допускают предоставление займа без условий выплаты вознаграждения, то есть «финансовая помощь» классифицируется, как «займ» без условия выплаты вознаграждения».

В случае если физическое лицо осуществляет данную операцию без получения какого-либо вознаграждения, то есть не в качестве предпринимательской деятельности, то, соответственно, такой договор не противоречит статье 715 ГК РК.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

Согласно статьи 13 Закона РК от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале.

Таким образом, при наличии обязанности по возврату полученной финансовой помощи суммы денежных средств подлежат признанию в бухгалтерском учете в качестве обязательств, которые, в свою очередь, будут уменьшены при возврате денежных средств лицу, оказавшему такую помощь на возвратной основе.

Следовательно, Компания «N»  считает, что сумма финансовой помощи, подлежащая возврату, не признается доходом, и в налоговых целях не подлежит включению в совокупный годовой доход.

Также в совокупный годовой доход получателя займа включается стоимость услуги в виде безвозмездного пользования займом. При этом размер такого дохода определяется по данным бухгалтерского учета получателя займа, определяемым в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Далее, Компания «N»  отмечает, что согласно статьи 8 Налогового кодекса нарушение налогового законодательства Республики Казахстан, допущенное налогоплательщиком (налоговым агентом), должно быть описано в ходе проведения налоговых проверок. Обоснование доводов и раскрытие обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, возлагаются на налоговые органы.

При рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства Республики Казахстан толкуются в пользу налогоплательщика (налогового агента).

Также Компания «N»  обращает внимание, что не в полном объеме раскрыты причины начисления налогов. Так, в акте налоговой проверки, отражено, что Компанией «N»  без подтверждающих документов отнесены на вычеты суммы расходов за 2012 год — в размере 80195,4 тыс.тенге, за 2013 год - в размере 1415,2 тыс.тенге, за 2014 год — в размере 24492,9 тыс.тенге, за 2015 год — в размере 615,8 тыс.тенге, за 2016 год - в размере 2006,3 тыс.тенге. При этом по акту налоговой проверки не указаны взаиморасчеты с контрагентами, которые были исключены из вычетов.

Относительно, допущенной арифметической ошибки при заполнении очередной ФНО Компания «N»  отмечает, что им в сроке 100.00.009.IX «Стоимость работ, услуг себестоимость ТМЗ, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды» указал сумму минусовым значением — 45 831,4 тыс.тенге. После чего, данная сумма в дополнительной ФНО Компания «N» была верно указана в строке 100.00.009.V «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признанные расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относимые на вычеты в отчетном налоговом периоде». При этом Компания «N» указывает, что является ошибкой бывшего бухгалтера, и ущерба бюджету не было причинено, что и нашло своё отражение в приложении №4 акта налоговой проверки, при этом указанная сумма не начислялась.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 3 настоящей статьи уполномоченным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (налоговым агентом) представлять его интересы в отношениях с органами налоговой службы, иными участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан.

Уполномоченный представитель налогоплательщика действует на основе учредительных документов налогоплательщика (налогового агента) и (или) нотариальной удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, выданной налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстана, в которой указывается конкретный перечень полномочий уполномоченного представителя.

Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному).

В рассматриваемом случае, из доверенности от 01.03.2017 года, выданной директором «Д.А.А.» Компании «N»  следует, что Компания «N»  доверяет гражданину «Л.С.В.» представлять интересы в налоговом органе, сдавать налоговую отчетность, подавать заявления и жалобы, получать крипто ключ, получать справки об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, получать акты сверок, выписки с лицевых счетов, уведомления, протокола и постановления, знакомится с актами проверки, расписываться за меня во всех документах и уведомлениях, а так же совершать все действия, связанные с этим поручением». Данная доверенность была действительна до 31 декабря 2018г. и предоставлена в целях получения предписания №249 от 14.08.2017г. для проведения проверки и, которое было вручено гражданину «Л.С.В.» 31.08.2017г.

Также следует отметить, что ранее 09.11.2015г. гражданин «Л.С.В.», как бухгалтеру Компании «N», была выдана аналогичная доверенность сроком на три года, то есть до 09.11.2018г.

Кроме того, согласно Трудового договора №2 от 01.01.2013г. работодатель принимает на должность бухгалтера «Л.С.В.» с установлением ему должностного оклада согласно штатному расписанию. Данный факт подтверждает гражданин «Л.С.В.» в своем пояснении относительно ведения бухгалтерского учета и применимой версии программы «1С».

Таким образом, бухгалтер имеет право представлять интересы налогоплательщика (налогового агента) в отношениях с органами налоговой службы при наличии доверенности, в которой указывается конкретный перечень его полномочий. В этой связи доводы Компании «N»  о том, что гражданин «Л.С.В.» как представитель по доверенности, имел право лишь на получение уведомления и акта налоговой проверки, является необоснованным.

Относительно включения в совокупный годовой доход суммы 92 182,3 тыс.тенге как безвозмездно полученного имущества.

Следует отметить, что в 2015 году от покупателей и заказчиков поступили наличные денежные средства на общую сумму 106 479,4 тыс.тенге. Далее, подотчетному лицу «Д.А.А.» было выдано денежных средств на общую сумму 104 832,3 тыс.тенге. в том числе из кассы 92 182,3 тыс.тенге и с расчетного счета 12 650,0 тыс.тенге. После чего, гражданин «Д.А.А.» в течение 2015 года внес денежные средства на расчетный счет Компании «N» на общую сумму 201 727,0 тыс.тенге, или на 96 894,7 тыс.тенге больше, чем ранее было получено от Компании «N». В рассматриваемом случае, бухгалтером «Л.С.В.» было дано пояснение, о том, что происхождение вышеуказанной суммы внесенных денег ему неизвестно.

В ходе проверки в адрес Компании «N» было выставлено требование о необходимости предоставления документов, в том числе договоров займа при их наличии. В ответ на требование налогоплательщиком представлено пояснение о предоставлении документов, с отметкой о том, что не представленные документы, будут представлены по месту нахождения проверяемого субъекта. Вышеуказанные договоры не были представлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 715 ГК РК по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных ГК или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.

В соответствии со статьей 96 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Доход в виде безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, признается в налоговом периоде, в котором такое имущество получено, работы выполнены, услуги оказаны.

В рассматриваемом случае, к жалобе приложены копии Договоров займа, заключенных в 2015 году между единственным учредителем «Д.А.А.» (займодателем) и Компанией «N» (заемщиком) о передаче в заем денежных средств на общую сумму 96 894,7 тыс.тенге. Однако, в соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью за 2015 год краткосрочные (долгосрочные) займы у Компании «N» не числятся. Кроме того, согласно карточке счета 3300 «Краткосрочная кредиторская задолженность» также не числится кредиторская задолженность у Компании «N»  перед гражданином «Д.А.А.»

Таким образом, Компанией «N»  получен доход в виде безвозмездно полученного имущества на сумму 96 894,7 тыс.тенге, который в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса подлежит включению в СГД в декларации по КПН за 2015 год. В этой связи результаты налоговой проверки являются правомерными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - признать действия налоговых органов правомерными.

Относительно исключения из вычетов и из зачета НДС расходов по приобретению товарно-материальных запасов (ТМЗ) в связи с отсутствием первичных документов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняются условия подпунктов 1)-5) данного пункта.

Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 56 Налогового кодекса учетная документация включает в себя бухгалтерскую документацию, являющуюся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налоговых обязательств.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года №234 (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать, в частности адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий; приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).

В рассматриваемом случае за период 2012-2016гг. были выявлены расхождения по стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Так, за 2012 год общая стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) согласно первичным документам составила 346 210,9 тыс.тенге, тогда как, в предоставленной налоговой отчетности Компания «N» указало сумму 426406,2 тыс.тенге. В этой связи расхождение составило сумму 80 195,4 тыс.тенге, которую в ходе проверку исключены из вычетов в декларации по КПН за 2012 год. Аналогично, за 2013 год расхождение составило сумму 1 415,2 тыс.тенге, за 2014 год сумму 24 492,9 тыс.тенге, за 2015 год сумму 615,8 тыс.тенге, за 2016 сумму 2 006,3 тыс.тенге. Данный факт отсутствия документов подтвержден письменным пояснением от 06.11.2017г. бухгалтера Компании «N»  .

В соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования и иные документы, имеющие отношение к делу.

В рассматриваемом случае не приложены документы, подтверждающие расходы за период 2012-2016гг. (счета-фактуры, акты выполненных работ, договоры и иные первичные документы).

Таким образом, учитывая отсутствие подтверждающих документов, исключение из вычетов расходов по реализованным товаров (работ, услуг) и из зачета НДС по результатам налоговой проверки является правомерным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - признать действия налоговых органов правомерными.

Относительно арифметической ошибки при определении расходов по реализованным товарам.

Согласно подпункта 1 пункта 16 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) от 25.12.2014г. №587 в строке 100.00.009 раздела «Вычеты» указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса. Определяется как 100.00.009 I - 100.00.009 II + 100.00.009 III + 100.00.009 IV + 100.00.009 V - 100.00.009 VI - 100.00.009 VII - 100.00.009 VIII - 100.00.009 IX;

в строке 100.00.009 V указываются стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относятся на вычеты в отчетном налоговом периоде;

в строке 100.00.009 IX указываются стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны в отчетном налоговом периоде расходами будущих периодов и подлежат отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды.

В рассматриваемом случае в очередной декларации по КПН за 2015 год в строке 100.00.009 IX была указана стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны в отчетном налоговом периоде расходами будущих периодов и подлежат отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды со знаком «-» 45831,4 тыс.тенге. Позднее, в дополнительной декларации по КПН за 2015 год от 15.03.2017г. указанная сумма была отражена в строке 100.00.009 V со знаком «плюс». Тем самым стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны в отчетном налоговом периоде расходами будущих периодов, подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды, была учтена в расходах по реализованным товарам дважды. В этой связи исключение данной суммы по результатам налоговой проверки из вычетов при определении налогооблагаемого дохода является правомерным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - признать действия налоговых органов правомерными.

Относительно включения в совокупный годовой доход суммы 92 182,3 тыс.тенге как безвозмездно полученного имущества.

Следует отметить, что в 2015 году от покупателей и заказчиков поступили наличные денежные средства на общую сумму 106 479,4 тыс.тенге. Далее, подотчетному лицу было выдано денежных средств на общую сумму 104 832,3 тыс.тенге.  в том числе из кассы 92 182,3 тыс.тенге и с расчетного счета 12 650,0 тыс.тенге. После чего, подотчетное лицо в течение 2015 года внес денежные средства на расчетный счет Компании «N» на общую сумму 201 727,0 тыс.тенге. При этом на сумму 96 894,7 тыс.тенге большую, чем было выдано Компанией «N». В рассматриваемом случае, бухгалтером было дано пояснение, о том, что происхождение вышеуказанной суммы внесенных денег ему неизвестно.

В ходе проверки  в адрес Компании «N»  было выставлено требование о  необходимости предоставления документов, в том числе договоров займа при их наличии. В ответ на требование налогоплательщиком представлено пояснение о предоставлении документов, с отметкой о том что, не представленные документы, будут представлены по месту нахождения проверяемого субъекта. Вышеуказанные договоры не были представлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 715 ГК РК по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных ГК или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.

В соответствии со статьей 96 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Доход в виде безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, признается в налоговом периоде, в котором такое имущество получено, работы выполнены, услуги оказаны.

В рассматриваемом случае, к жалобе приложены копии Договоров займа, заключенных в 2015 году между единственным учредителем (займодателем) и Компанией «N» (заемщиком) о передаче в заем денежных средств на общую сумму 96 894,7 тыс.тенге. Однако, в соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью за 2015 год краткосрочные (долгосрочные) займы не числятся у Компании «N». Кроме того, согласно карточке счета 3300 «Краткосрочная кредиторская задолженность»   также не числится кредиторская задолженность  у Компании «N»  перед подотчетным лицом.

Таким образом, Компанией «N»  получен доход в виде безвозмездно полученного имущества на сумму  96 894,7 тыс.тенге, который в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса подлежит включению в СГД в декларации по КПН за 2015 год. В этой связи результаты налоговой проверки являются правомерными.

Согласно Протокола  заседания Апелляционной комиссии принято решение признать правомерным уведомление о результатах  проверки.

Относительно исключения из вычетов и из зачета НДС расходов  по приобретению товарно-материальных запасов (ТМЗ) в связи с отсутствием первичных документов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса  вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняются условия подпунктов 1)-5) данного пункта.

Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 56 Налогового кодекса учетная документация включает в себя бухгалтерскую документацию, являющуюся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налоговых обязательств.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года №234 (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать, в частности адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий; приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).

В рассматриваемом случае за период 2012-2016гг. были выявлены расхождения по стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Так, за 2012 год общая стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) согласно первичным документам составила 346 210,9 тыс.тенге, тогда как, в предоставленной налоговой отчетности Компания «N» указало сумму 426406,2 тыс.тенге.  В этой связи расхождение составило сумму 80 195,4 тыс.тенге, которую в ходе проверку исключены из вычетов в декларации  по КПН за 2012 год.  Аналогично, за 2013 год расхождение составило сумму 1 415,2 тыс.тенге, за 2014 год сумму 24 492,9 тыс.тенге, за 2015 год  сумму 615,8 тыс.тенге, за 2016 сумму 2 006,3 тыс.тенге. Данный факт отсутствия документов подтвержден письменным пояснением от 06.11.2017г. бухгалтера Компании «N».

В соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования и иные документы, имеющие отношение к делу.

В рассматриваемом случае не приложены документы, подтверждающие расходы за период 2012-2016гг. (счета-фактуры, акты выполненных работ, договоры и иные первичные документы).

Таким образом, по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган вынес мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии признать правомерным уведомление о результатах  проверки.

Относительно арифметической ошибки при определении расходов по реализованным товарам.

Согласно подпункта 1 пункта 16 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) от 25.12.2014г. №587 в строке 100.00.009 раздела «Вычеты» указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса. Определяется как 100.00.009 I - 100.00.009 II + 100.00.009 III + 100.00.009 IV + 100.00.009 V - 100.00.009 VI - 100.00.009 VII - 100.00.009 VIII - 100.00.009 IX;

в строке 100.00.009 V указываются стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относятся на вычеты в отчетном налоговом периоде;

в строке 100.00.009 IX указываются стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны в отчетном налоговом периоде расходами будущих периодов и подлежат отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды.

В рассматриваемом случае в  очередной декларации по КПН за 2015 год в строке 100.00.009 IX была указана стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны в отчетном налоговом периоде расходами будущих периодов и подлежат отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды со знаком «-» 45831,4 тыс.тенге. Позднее, в дополнительной декларации по КПН за 2015 год от 15.03.2017г. указанная сумма была отражена  в строке 100.00.009 V со знаком «плюс». Тем самым стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны в отчетном налоговом периоде расходами будущих периодов, подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды, была учтена в расходах по реализованным товарам дважды. В этой связи исключение данной суммы по результатам налоговой проверки из вычетов при определении налогооблагаемого дохода является правомерным.

Таким образом, по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган вынес мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии признать правомерным уведомление о результатах  проверки. 


Рассказать друзьям:

Возврат к списку