Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, доход в связи с амортизацией ОС закрепленных на праве хозяйственного ведения

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, доход в связи с амортизацией ОС закрепленных на праве хозяйственного ведения

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «K» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН)  и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) 25.12.2017г.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «K» по вопросу исполнения налогового обязательства за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление начислении КПН в сумме 188078,9 тыс.тенге и пени 32817,9 тыс.тенге и НДС в сумме 67225,1 тыс.тенге и пени 26583,8 тыс.тенге.

Основанием для начисления налогов явилось то, что  Компания «К» при определении СГД за проверяемый период, в нарушение подпункта 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса не включена сумма дохода, возникающая в связи с начислением амортизации основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения в размере 3 960 980,3 тыс.тенге, в том числе за 2012г.- 541 998,8 тыс.тенге, 2013г.- 702 160,1 тыс.тенге, 2014г.- 1 009 099,1 тыс.тенге, 2015г.- 939 025,6 тыс.тенге, 2016г.- 768 696,8 тыс.тенге.

Компания «K», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.

 Компания «K» приводит в жалобе, что по результатам проверки в декларациях по КПН за 2012-2016гг. включен доход, возникающий в соответствии с положениями международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) и требованиями законодательства Республики Казахстан в связи с амортизацией основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения, что повлекло уменьшение налоговых убытков и начисление КПН. В качестве указанного дохода, возникающего в связи с амортизацией основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения, принята сумма налоговой амортизации, рассчитанной в декларациях по КПН по предельным нормам амортизации, по основным средствам, переданным представителем собственника Компании «К» - Акиматом в качестве вклада в уставный капитал, в данном вопросе Компания «К»  возражает по позиции и способу (размеру) определения данного вида дохода.

Компания «K» считает, что размер дохода, предусмотренного подпунктом 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса, который Компания «K» не включило в доход, не может быть определен в размере налоговой амортизации, как это сделали специалисты налогового органа.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK в СГД включается доход государственного предприятия, возникающий в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан в связи с амортизацией основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за таким предприятием.

Указанная норма предусматривает, что начисленные суммы амортизации государственного предприятия по государственной собственности, относимые в вычеты включаются в  СГД  как доходы таких предприятий, возникающие в соответствии с бухгалтерским учетом.

Согласно пункту 3 статьи 127 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» (далее - Закон) имущество государственного юридического лица формируется за счет имущества, переданного ему собственником, имущества, приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона государственное имущество может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество государственного предприятия, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, независимо от способа его приобретения (получения) является государственной собственностью.

При этом, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных предприятий осуществляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан и учетной политикой, утверждаемой директором государственного предприятия по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли (либо местным исполнительным органом) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

При учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и при раскрытии информации о других формах государственной помощи применяется МСФО IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (далее - МСФО 20).

Согласно пункту МСФО 20 государственные субсидии - помощь, оказываемая государством в форме передачи предприятию ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью предприятия. К государственным субсидиям не относятся те формы государственной помощи, стоимость которых не поддается обоснованной оценке, а также такие операции с правительством, которые нельзя отличить от обычных коммерческих операций предприятия. Субсидии, относящиеся к активам, это государственные субсидии, основное условие предоставления которых состоит в том, что предприятие, которое имеет право на их получение, должно купить, построить или иным образом приобрести долгосрочные активы. Могут существовать также дополнительные условия, ограничивающие вид активов или их местонахождение, либо период, в течение которого их следует приобрести или временные рамки владения ими.

Пунктом 12 МСФО 20 определено, что государственные субсидии следует систематически признавать в составе прибыли или убытка на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

Пунктом 24 МСФО 20 государственные субсидии, относящиеся к активам, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, представляются в отчете о финансовом положении либо путем отражения субсидии в качестве отложенного дохода (доходов будущих периодов), либо путем ее вычитания при определении балансовой стоимости актива.

Согласно пункту 17 МСФО 20 в большинстве случаев, периоды, на протяжении которых предприятие признает связанные с государственной субсидией затраты или расходы, легко определяются и, таким образом, в момент признания конкретных расходов субсидии признаются как доходы в тех же периодах, что и соответствующие расходы. Подобным образом субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых начисляется амортизация на данные активы.

Таким образом, в случаях соответствия критериям признания государственных субсидий, установленных МСФО 20, принятые государственным предприятием основные средства, а также средства на материально-техническое оснащение могут учитываться в соответствии с данным стандартом.

В рассматриваемом случае, согласно приложенных к жалобе копий документов, за период с 2012г. по 2016г. Постановлениями Акимата были переданы в коммунальную собственность А 10 объектов  городских объектов водного хозяйства.

Согласно представленной Компанией «K» оборотно-сальдовой ведомости с января 2012г. по декабрь 2016г., указанные объекты принимались на баланс Компании «K» и производилось начисление амортизационных отчислений по бухгалтерскому учету.

На основании пункта 4-1 статьи 118 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK, при получении государственным предприятием от государственного учреждения фиксированных активов, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за таким предприятием, первоначальной стоимостью фиксированных активов является балансовая стоимость полученных активов, указанная в акте приема-передачи названных активов, с учетом фактических затрат, увеличивающих стоимость таких активов при первоначальном признании в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, за исключением затрат (расходов), не включаемых в первоначальную стоимость фиксированных активов на основании пункта 2 данной статьи.

Стоимость фиксированных активов относится на вычеты в налоговом учете посредством амортизации, которая исчисляется в соответствии с положениями статьи 120 Налогового кодекса.

В результате применения разных норм амортизации в бухгалтерском учете и для налоговых целей в финансовой и налоговой отчетности возникает разница между остаточной стоимостью основных средств.

Для целей подпункта 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK в совокупный годовой доход включаются все виды доходов, в том числе доход государственного предприятия, возникающий в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан в связи с амортизацией основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за таким предприятием.

В данном случае, в ходе проведения проверки в СГД Компании «K» за период с 2012-2016гг. включена сумма амортизационных отчислений в размере 3960980,3 тыс.тенге, рассчитанных по ставкам, предусмотренным в налоговом учете, и установленных статьей 120 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK, что является нарушением пункта 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK.

Согласно данным, представленным Компании «K» к рассмотрению жалобы, сумма  амортизационных отчислений по бухгалтерскому учету составила 2008496,6 тыс.тенге, в том числе по годам: 2012г.-185007,6 тыс.тенге, 2013г.-356355,4 тыс.тенге, 2014г.- 430597,7 тыс.тенге, 2015г.-513932,8 тыс.тенге и 2016г.-522603,1 тыс.тенге.

Исходя из изложенного, включение по результатам налоговой проверки в СГД суммы дохода в размере суммы амортизационных отчислений, рассчитанных по ставкам, предусмотренным для налоговых целей статьей 120 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK, является необоснованным и подлежит уменьшению. 

Также, в соответствии с подпунктом 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK в СГД следует отразить сумму амортизационных отчислений, рассчитанных по бухгалтерскому учету Компании «К»  в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы  по акту проверки от 25.12.2017г. необходимо произвести перерасчет размера СГД.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа неправомерными. 


Рассказать друзьям:

Возврат к списку