Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, доход по безвозмездно полученному имуществу, субсидии, НДПИ

610

Министерством финансов РК(далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС) и налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (НДПИ).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление от 20.08.2018г. о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 11367,0 тыс.тенге и пени 466,1 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 12114,5 тыс.тенге и пени 551,0 тыс.тенге, налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (НДПИ) в сумме 9882,5 тыс.тенге и пени 4465,6 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 84355,4 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно начисления КПН.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени, уменьшение переносимого убытка явилось то, что Компанией «А», при определении СГД за проверяемый период, Предприятием в нарушение подпункта 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса не включена сумма дохода, возникающая в связи с начислением амортизации основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения в размере 158460,6 тыс.тенге, в том числе за 2013г.-31638,8 тыс.тенге, 2014г.- 30994,0 тыс.тенге, 2015г.- 27768,9 тыс.тенге, 2016г.- 28919,7 тыс.тенге, 2017г.- 39639,2 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна, по мнению Компании «А» сумма амортизационных отчислений уже включена в действующий тариф, по которому производятся все расчеты выполненных услуг по подаче воды по магистральному трубопроводу, в соответствии с подпунктом 23-1) пункта 1 статьи 85Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс).

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 3 статьи 127 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» (далее-Закон) имущество государственного юридического лица формируется за счет имущества, переданного ему собственником, имущества, приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона государственное имущество может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество государственного предприятия, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, независимо от способа его приобретения (получения) является государственной собственностью.

В рассматриваемом случае, Постановлением Акима области от 12.10.2012г.в коммунальную собственность Компании «А» на безвозмездной основе с 2012г. передавались объекты водного хозяйства.

Подпунктом 12 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» предусмотрено, что к сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся услуги (товары, работы), в том числе по водоснабжению и (или) водоотведению.

Оплата потребителями за оказание услуг производится по тарифам, утвержденным Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - ведомство уполномоченного органа) в соответствии с подпунктом 17) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 года № 272-I.

В соответствии с подпунктами 20) и 21) статьи 3 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях»:

- тариф (цена, ставка сбора) - денежное выражение стоимости регулируемых услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии, утвержденное уполномоченным органом;

- тарифная смета - утверждаемые уполномоченным органом в разрезе регулируемых услуг (товаров, работ) показатели о статьях доходов и расходов, об объемах оказываемых регулируемых услуг (товаров, работ) и другие экономические показатели деятельности субъекта естественной монополии по форме, утвержденной уполномоченным органом.

Таким образом, тарифная смета должна содержать экономические показатели деятельности Предприятия для расчета тарифа, то есть стоимости регулируемых услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии на единицу объема оказываемых услуг.

При этом, в подпункте 3) раздела I «Затраты на производство товаров и предоставление услуг» тарифной сметы, приложенной к Приказу от 17.06.2015г. «Об утверждении тарифа и тарифной сметы, в качестве чрезвычайной регулирующей меры, Компании «А» на услуги по подаче воды по магистральным трубопроводам» указана сумма амортизации в сумме 18459,0тыс.тенге.

Следовательно, Компания «А» указало в затратах для расчета тарифа начисленную сумму амортизационных отчислений по основным средствам, переданным на баланс Компании «А» на безвозмездной основе.

При этом подпунктом 8) пункта 1 статья 5 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» субъекту естественной монополии запрещается: включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением.

Вместе с тем, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных предприятий осуществляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан и учетной политикой, утверждаемой директором государственного предприятия по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли (либо местным исполнительным органом) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Учет и раскрытие информации о государственных субсидиях и при раскрытии информации о других формах государственной помощи производится с применением МСФО IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (далее - МСФО 20).

Пунктом 24 МСФО 20 государственные субсидии, относящиеся к активам, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, представляются в отчете о финансовом положении либо путем отражения субсидии в качестве отложенного дохода (доходов будущих периодов), либо путем ее вычитания при определении балансовой стоимости актива.

Согласно пункту 17 МСФО 20 в большинстве случаев, периоды, на протяжении которых предприятие признает связанные с государственной субсидией затраты или расходы, легко определяются и, таким образом, в момент признания конкретных расходов субсидии признаются как доходы в тех же периодах, что и соответствующие расходы. Подобным образом субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых начисляется амортизация на данные активы.

При этом, в соответствии с подпунктом 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включается доход государственного предприятия, возникающий в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан в связи с амортизацией основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за таким предприятием.

Указанная норма предусматривает, что начисленные суммы амортизации по ставкам бухгалтерского учета государственного предприятия по государственной собственности, включаются в совокупный годовой доход как доходы таких предприятий.

Также, в налоговом учете стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством амортизации, которая исчисляется в соответствии с положениями статьи 120 Налогового кодекса.

В результате применения разных норм амортизации в бухгалтерском учете и для налоговых целей в финансовой и налоговой отчетности возникает разница между остаточной стоимостью основных средств.

Следовательно, по основным средствам, переданным Компании «А», согласно Постановлениям Акима области в коммунальную собственность на безвозмездной основе, суммы амортизационных отчислений признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых начисляется амортизация на данные активы.

Таким образом, в соответствии требованиями положений подпункта 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса и МСФО IAS 20 включение суммы амортизационных отчислений, рассчитанных по бухгалтерскому учету, в совокупный годовой доход Компании «А» по результатам налоговой проверки за период с 2013-2017гг. в размере 158460,6 тыс.тенге, рассчитанных по ставкам, предусмотренным в бухгалтерском учете Компании «А», и начисление КПН, является обоснованным.

  1. Относительно начисления НДС.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени, явилось то, что Компанией «А» в нарушение 231 Налогового кодекса в декларациях по НДС за период 2016 – 2017гг. занижен облагаемый оборот в декларациях по НДС на сумму выделенных субсидий стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых локальных систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения.

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна, по мнению Компании «А» поступающие денежные средства для обеспечения населения качественной питьевой водой по утвержденным тарифам по соглашениям о результатах по целевым трансфертам, являются субсидией и, соответственно, согласно подпункту 26) пункта 5 статьи 372 Налогового кодекса не является оборотом по реализации.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пунктам 3, 5 и 7 Постановления Правительства Республики Казахстан от 05.04.2006г. №248 «Об утверждении Правил субсидирования стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых и локальных систем водоснабжения, являющиеся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения» (далее - Правила):

Суммы субсидий оплачиваются вододателям за фактически оказанные услуги по подаче питьевой воды в точки выдела водопользователей по тарифам с учетом субсидирования, в пределах установленного для них лимита водопотребления.

Вододатель для получения субсидий на услуги по подаче питьевой воды ежемесячно представляет в областное Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (города республиканского значения, столицы) сводный реестр фактически оказанных услуг по подаче питьевой воды по тарифам с учетом субсидирования в разрезе водопользователей согласно приложению к настоящим Правилам с приложением актов оказания услуг по подаче питьевой воды по тарифам с учетом субсидирования, согласованных с районными отделами строительства и жилищно-коммунального хозяйства (городов областного значения) и составленных в трех экземплярах (для вододателя, водопользователя, областного Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (города республиканского значения, столицы).

Согласно, представленных к проведению проверки Сводных реестров фактически оказанных услуг по подаче питьевой воды по субсидированному тарифу водопользователей Компании «А» установлено, что в колонке 9, 10 размер субсидий указывается в процентном соотношении от затрат, учтенных в тарифных сметах в тенге с НДС, в колонке 11 указан показатель выплаченных субсидий с начало года в тенге с НДС и в колонке 12 указана сумма, подлежащая к выплате в тенге с НДС.

Таким образом, в соответствии с данными первичных документов установлено, что субсидии на услуги по подаче питьевой воды выплачиваются Компании «А» с учетом НДС за фактически оказанные услуги.

В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса объектами обложения НДС является облагаемый оборот. Согласно пункту 1 статьи 230 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан. В соответствии с пунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса оборот по реализации товаров означает передачу прав собственности на товар, в том числе продажу товара.

Согласно пункту 2 статьи 231 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.

Пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них НДС.

Таким образом, облагаемым оборотом по НДС является оборот по реализации товаров, работ, услуг, определяемых на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг.

В рассматриваемом случае, полученные Компанией «А» бюджетные субсидии на частичное возмещение затрат (удешевление стоимости услуг) вододателям, обслуживающим особо важные групповые и локальные системы водоснабжения по подаче питьевой воды водопользователям являются субсидиями, направленными на компенсацию стоимости реализуемых товаров и услуг предоставляемых с учетом НДС.

Исходя из изложенного, включение в облагаемый оборот по НДС, полученных Компанией «А» сумм бюджетных субсидий на возмещение затрат(удешевление стоимости услуг)и начисление НДС по результатам проверки, является обоснованным.

  1. Относительно включения в налоговую базу по НДПИ фактической цены реализации.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось то, что Компанией «А», в нарушение 2 статьи 341 Налогового кодекса при исчислении НДПИ не верно определена средневзвешенная цена реализации подземных вод, что повлекло начисление НДПИ.

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна, по мнению Компании «А» целевым назначением деятельности Предприятия является обеспечение питьевой и хозяйственной водой населения двух районов и согласно Постановления и Приказа №67 от 02.02.2010г. Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан средневзвешенная цена реализации подземных вод является за 1 (один) кубометр воды 40,01 тенге. Таким образом, НДПИ следует исчислять по этой базовой цене 40,01 тенге.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 341 установлено, что налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и лечебные грязи является стоимость объема добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей.

Налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды является объем добытых недропользователем за налоговый период подземных вод.

В целях настоящей статьи средневзвешенная цена реализации за налоговый период определяется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 341 Налогового кодекса.

 Согласно пункту 2 статьи 341 Налогового кодекса в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых стоимость добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации, определяемой за налоговый период. Средневзвешенная цена реализации для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых определяется по следующей формуле: Ц ср. = (V1 р.п. х Ц1 р. + V2 р.п. х Ц2 р. … + Vnр.п. х Цn р.)/V общ. реализации, где: V1 р.п., V2 р.п., … Vnр.п. - объемы каждой партии общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей, реализуемых за налоговый период; Ц1 р., Ц2 р., … Цn р. - фактические цены реализации общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей по каждой партии в налоговом периоде; n - количество партий реализованных общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей в налоговом периоде; V общ. реализации - общий объем реализации общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей за налоговый период.

Следовательно, в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых стоимость добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации, которая в свою очередь определяется исходя из фактических цен реализации (Ц1 р., Ц2 р., … Цn р.) общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей по каждой партии в налоговом периоде.

В рассматриваемом случае, Компания «А» осуществляет обеспечение питьевой и хозяйственной водой.

Исходя из изложенного, средневзвешенная цена реализации питьевой и хозяйственной воды для целей определения объекта обложения НДПИ в соответствии с положениями пункта 2 статьи 341 Налогового кодекса с учетом объема и фактической цены реализации, включающую сумму НДС, актом проверки пересчитана. В этой связи, по результатам проверки обосновано произведено начисление НДПИ в сумме 9882,5тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» №120-VI от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.