Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, амортизационные отчисления, капитальный ремонт

398

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о уменьшении переносимого убытка.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «Е» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 30.05.2013г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление от 06.09.2018г.обуменьшении убытка в сумме 33008,1тыс.тенге.

Компания «Е», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для уменьшения суммы переносимого убытка явилось то, что в нарушение пункта 3 статьи 122 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс)Компанией «Е» отнесены на вычеты последующие расходы по капитальному ремонту фиксированных активов (вагонов) в сумме 44010,8тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «Е» не согласна, по мнению Компании «Е» действуя в соответствии с нормами законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными стандартами и собственной учетной политикой, признало расходы по проведению капитального ремонта в 2017г. (без продления срока службы) своих вагонов, понесенные в соответствии с законодательством в сфере железнодорожного транспорта, в качестве текущих затрат периода, не увеличивающих балансовую стоимость активов.

Проверив доводы Компании «Е», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с положениями статей 1Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон) юридические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, стандартами бухгалтерского учета.

Согласно статье 15 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).

В пункте 12 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» приведено, что согласно принципу отражения в учёте, изложенному в пункте 7, предприятие не признает в балансовой стоимости объекта основных средств затраты на повседневное техническое обслуживание объекта. Эти затраты признаются в составе прибыли или убытка по мере их возникновения. Затраты на повседневное техническое обслуживание состоят главным образом из затрат на оплату труда и приобретение расходных материалов, а также могут включать затраты на приобретение мелких комплектующих частей. Назначение этих затрат часто описывается как «ремонт и текущее обслуживание» объекта основных средств.

При этом согласно пункту 7 МСФО (IAS) 16 себестоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в случае, если: существует вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом, будущие экономические выгоды и себестоимость данного объекта может быть надежно оценена.

МСФО 16 не рассматривает отдельно критерии отнесения на стоимость актива последующих затрат, в связи с чем данные расходы должны признаваться исходя из критериев признания актива согласно пункту 7 указанных стандартов.

Также, пунктом 1 статьи 6 Закона установлено, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Закона учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

Исходя из вышеизложенного, в целях правильного расчета налогов, подлежащих уплате при осуществлении предпринимательской деятельности, налогоплательщику необходимо руководствоваться нормами Налогового кодекса, требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами и типовым планом счетов бухгалтерского учета, при этом налогоплательщик самостоятельно разрабатывает и утверждает налоговую учетную политику.

В рассматриваемом случае в разделе 3.1.5. «Последующие капитальные и текущие затраты» учетной политики Компании «Е» предусмотрено, что последующие капитальные вложения в основные средства увеличивают первоначальную стоимость при условии увеличения будущей экономической выгоды от использования (увеличивается срок полезной службы основных средств) оцененной в начале срока полезной службы. Все другие последующие затраты признаются как расходы периода, в котором они были произведены.

Последующие затраты Компании «Е», связанные с эксплуатацией основных средств после их приобретения, классифицируются как:

- содержание, техническое обслуживание и ремонт – последующие затраты для поддержания объекта в рабочем состоянии с целью сохранения или восстановления будущих экономических выгод, ожидаемых в соответствии с первоначально рассчитанными нормативными показателями его функционирования;

- модернизация, реконструкция – последующие затраты, направленные на улучшение состояния объекта для продления срока полезной службы и/или повышения производительности сверх первоначально рассчитанных нормативных показателей (ведет к увеличению будущих экономических выгод).

В соответствии со статьей 122 Налогового кодекса последующими расходами признаются фактические расходы, понесенные при эксплуатации, ремонте, реконструкции, модернизации, содержании и ликвидации активов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Последующие расходы, за исключением указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, а также последующих расходов, увеличивающих в соответствии с пунктом 4 статьи 87Налогового кодекса первоначальную стоимость активов, не подлежащих амортизации, подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены.

Пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса установлено, что если иное не предусмотрено настоящей статьей, сумма последующих расходов, подлежащая отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, указанных в подпункте 12) пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса, подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, а также последующих расходов, указанных в пункте 5 статьи 125Налогового кодекса: увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы); при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) формирует соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода.

Таким образом, в соответствии требованиями законодательства Республики Казахстан, МСФО и учетной политики Компании «Е», последующие затраты, направленные на увеличение будущих экономических выгод от использования объекта основных средств, улучшение состояния объекта, продление срока его полезной службы и/или на повышение производительности сверх первоначально рассчитанных нормативных показателей подлежат капитализации.

В рассматриваемом случае, согласно данных бухгалтерского учета, счетов-фактур, актов выполненных работ, дефектных ведомостей и сведений, изложенных в жалобе Компании «Е» в 2017г. производился капитальный ремонт грузовых вагонов, то есть ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, в том числе колесных пар, боковых рам и над рессорных балок.

В бухгалтерском учете Компании «Е», указанные расходы проведены как капитальный ремонт вагонов, отдельно от деповского ремонта вагонов по счету 8410 «Ремонт вагонов сторонними организациями».

Согласно Руководству по капитальному ремонту грузовых вагонов (далее - Руководство) Согласованного Комиссией Совета полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций, протокол №50 от 09.12.2010г. и утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протоколом №54 от 18-19 мая 2011г., капитальный ремонт грузовых вагонов выполняется на специализированных вагоноремонтных предприятиях, имеющих право на данный вид деятельности. Капитальный ремонт производится с целью восстановления эксплуатационного ресурса вагона с проведением ремонта узлов и деталей вагона по ремонтной документации, разработанной в соответствии с требованиями руководящих документов, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества, и согласованной Комиссией совета полномочных специалистов вагонного хозяйства.

Пунктами 3.1 и 3.3 Руководства предусмотрено, что в капитальный ремонт отправляются грузовые вагоны:

- с использованным лимитом эксплуатации до капитального ремонта;

- поврежденные или имеющие износы более допустимых, установленных нормативными документами, устранение которых невозможно в текущем или деповском ремонте. На поврежденный вагон составляется акт формы ВУ-25.

- вагоны грузовые с не истекшим сроком эксплуатации до капитального ремонта, допускается направлять в капитальный ремонт только с разрешения собственника вагона.

Таким образом, вышеуказанным Руководством предусмотрено, что капитальный ремонт производится с целью восстановления эксплуатационного ресурса грузовых вагонов с использованным лимитом эксплуатации.

Исходя из изложенного, расходы Компании «Е» по капитальному ремонту грузовых вагонов, направленные на улучшение качественных характеристик вагонов, для восстановления эксплуатационного ресурса вагона и продления срока полезной службы, приводящие к увеличению будущих экономических выгод, увеличивают их балансовую стоимость. При этом стоимость указанных работ, в случае фактической приемки и наличия подтверждающих документов, может быть надежно измерена, что соответствует требованиям, установленными МСФО, учетной политикой Компании «Е» и пунктами 3.1 и 3.3 Руководства.

Таким образом, согласно пункту 7 МСФО 16 вышеуказанные работы соответствуют критериям признания актива и в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 122 Налогового кодекса сумма расходов на капитальный ремонт грузовых вагонов, отнесенная на вычеты в декларациях по КПН как текущие расходы, подлежит отнесению на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов. В этой связи, уменьшение вычетов в декларации по КПН за 2017г. на сумму последующих расходов в размере 44010,8 тыс.тенге, подлежащих отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН