Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении КПН, НДС.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период за период с 01.01.2012г. по 31.12.2014г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении: КБК 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора в сумме налога 49 438,0 тыс.тенге и пени 28 027,5 тыс.тенге, 105101 Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме налога 29 112,0 тыс.тенге и пени 18 072,0 тыс.тенге.
Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход (СГД) включена положительная курсовая разница, из-за неверного расчета.
Кроме того, нарушение статей 100 и 256 Налогового кодекса исключены из вычетов расходы по реализованным товарам, работам и услугам на сумму оборота без НДС 2 214,0 тыс.тенге, в связи с отсутствием документов.
Также исключены из вычетов расходы по взаиморасчетам с Компанией «А» и из зачета НДС по данным расходам и суммы компенсаций при служебных командировках.
С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна так как был представлен расчет курсовых разниц за 2012 год без учета которого в ходе проверки проведена замена отрицательной курсовой разницы, на положительную курсовую разницу. Также, с уменьшением вычетов по расходам на реализованные товары (работы, услуги) на сумму 2 214,0 тыс.тенге, тогда как, все документы были предоставлены к проверке, с исключением за 2013 год из вычетов расходы по взаиморасчетам с поставщиком Компания «А» и из зачета НДС по ним, тогда как документы, являющиеся подтверждением расходов были представлены.
Проверив доводы Компания «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) Министерством финансов Республики Казахстан в ходе рассмотрения жалобы письмом 16 октября 2018 года назначена тематическая налоговая проверка Компании «Т» за период с 01.01.2012г. по 31.12.2014г. по вопросам правильности исчисления КПН и НДС.
Комитетом государственных доходов МФ РК на основании предписания от 31 октября 2018 года проведена тематическая проверка, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 29.01.2020г. (далее – акт тематической проверки), из которого следует.
- Относительно увеличения СГД за 2012 год на сумму 7519,5 тыс.тенге и уменьшения вычетов по превышению отрицательной курсовой разницы над положительной на сумму 17 1478,3 тыс.тенге.
Согласно данным Декларации по КПН (ф.100.00) за 2012 год:
-строка 100.00.011 «Превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы» - без показателя;
-строка 100.00.030 «Превышение суммы отрицательной курсовой разницы над суммой положительной курсовой разницы» 17 148,3 тыс.тенге.
Согласно предоставленной оборотно-сальдовой ведомости за 2012 год, заверенной печатью Компании «Т», сумма доходов по курсовой разнице по дебету счету №6250 составляет 70 416,6 тыс.тенге, сумма расходов по курсовой разнице по дебету счета №7430 составляет 62 897,1 тыс.тенге.
Сумма превышения положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы составляет 7 519,5 тыс.тенге (70 416,6– 62 897,1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (Налоговый кодекс) учет курсовой разницы в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности с применением рыночного курса обмена валют.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы.
На основании вышеизложенного, обоснованность увеличения СГД на сумму 7 519,5 тыс.тенге и уменьшения вычетов по превышению отрицательной курсовой разницы над положительной на сумму 17 148,3 тыс.тенге по акту проверки от 28 декабря 2017 года подтверждается.
Таким образом, с учетом результатов тематической проверки, увеличение СГД на сумму 7 519,5 тыс.тенге и уменьшение вычетов по превышению отрицательной курсовой разницы над положительной на сумму 17 148,3 тыс.тенге по акту проверки от 28 декабря 2017 года является обоснованным.
- Относительно уменьшения расходов по реализованным товарам (работам, услугам) на сумму 2 214,0 тыс.тенге.
Из акта тематической проверки от 20 апреля 2017 года №1166 следует: согласно декларации по КПН (ф.100.00) за 2012 год расходы по реализованным товарам, работам и услугам составили 7 700 025,8 тыс.тенге. По данным проверки 7 697 781,8 тыс.тенге. Расхождение в сумме 2 214,0 тыс.тенге произошло по причине отсутствия отсутствует подтверждающих документов.
Согласно данным Декларации по КПН (ф.100.00) за 2012 год:
строка 100.00.018 «Расходы по реализованным товарам, работам и услугам» 7 700 025,8 тыс.тенге :
-100.00.018 I «ТМЗ на начало налогового периода» 0 тенге.
-100.00.018 II «ТМЗ на конец налогового периода» 0 тенге.
-100.00.018 III «Приобретено ТМЗ, работ и услуг всего 7697314,9 тыс.тенге,
в том числе:
A «приобретено товары, сырье, материалы» 7 295 822,3 тыс.тенге;
С «рекламные услуги» 52,6 тыс.тенге;
D «консультационные услуги» 40,0 тыс.тенге;
Н «прочие услуги и работы» 401 400,1 тыс.тенге.
-100.00.018 IV «Расходы по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам» 2 710,8 тыс.тенге.
Согласно пунктами 1, 3 статьи 100 расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода.
Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Согласно предоставленной оборотно-сальдовой ведомости за 2012 год, карточке счета №1300 и №3310 за 2012 год, заверенной печатью Компании «Т» расходы по реализованным товарам, работам и услугам составил 7 700 025,8 тыс.тенге, в том числе:
-сумма приобретенных запасов (товаров, работ, услуг) 7 295 822,3 тыс.тенге;
-сумма рекламных услуг 52,6 тыс.тенге;
-консультационные услуги 40,0 тыс.тенге;
-сумма прочих услуг и работ 401 400,1 тыс.тенге.
Предоставлены договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные на отпуск товаров.
На основании вышеизложенного, обоснованность уменьшения расходов по реализованным товарам, работам и услугам на сумму 2 214,0 (7 700 025,8-7 697 781,8) тыс.тенге по акту проверки от 28 декабря 2017 года №1166 не подтверждается.
Таким образом, с учетом результатов тематической проверки, уменьшение расходов по реализованным товарам, работам и услугам на сумму 2 214,0 тыс.тенге по акту проверки от 28 декабря 2017 года является необоснованным.
3.Относительно взаиморасчетов с ТОО «А».
Управлением государственных доходов подано исковое заявление в Специализированный межрайонный экономический суд (далее–СМЭС) о признании сделки между Компанией «Т» и Компанией «А» недействительным.
Решением СМЭС сделка на сумму 242 600,1 тыс.тенге заключенная между Компанией «Т» и Компанией «А» признана недействительной.
На основании вышеизложенного, обоснованность исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «А» на сумму 242 600 101 тенге, НДС 29 112 012 по акту проверки от 28 декабря 2017 года подтверждается.
Таким образом, с учетом результатов тематической проверки, исключение расходов из вычетов по взаиморасчетам с Компанией «А» в сумме 242 600 ,1 тыс.тенге, и НДС из зачета НДС в сумме 29 112,0 тыс.тенге по акту проверки от 28 декабря 2017 года признано обоснованным.
- Относительно уменьшения расходов из вычетов по начисленным доходам работников и иным выплатам.
Статьей 101 Налогового кодекса предусмотрен вычет сумм компенсаций при служебных командировках.
Согласно подпункту 1 пункта 17 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (ф.100.00) (далее-Правила) утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2012 года №1518 в строке 100.00.009 IV Декларации по КПН указывается сумма расходов по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам, относимые на вычет в соответствии со статьей 110 Налогового кодекса, за исключением сумм компенсаций при служебных командировках и представляющих собой превышение размеров суточных.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 17 Правила в строке 100.00.020 Декларации по КПН указывается сумма прочих расходов, относимая на вычеты в соответствии с Налоговым кодексом. По данной строке отражаются вычеты компенсации при служебных командировках, относимые на вычеты в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса.
В свою очередь, согласно строке 100.00.020 Декларации по КПН за 2013 год прочие расходы Компании «Т» составляют 168,8 тыс.тенге, за 2014 год 155,7 тыс.тенге.
Согласно предоставленной оборотно-сальдовой ведомости за 2013 год и карточки счета №1251 за 2013 год, заверенной печатью Компании «Т», сумма краткосрочной задолженности подотчетных лиц по дебету счета №1251 составляет 3 186,8 тыс.тенге, в том числе сумма командировочных расходов составляет 2 018,4 тыс.тенге. За 2014 год командировочных расходов составляет 433,8 тыс.тенге.
При этом, Компанией предоставлены документы по командировочным расходам за 2013 год на сумму 2 018,4 тыс.тенге и на сумму 433,8 тыс.тенге за 2014 год.
Компанией сумма компенсаций при служебных командировках ошибочно отражены в строке 100.00.009 IV Декларации по КПН за 2013-2014 годы.
Согласно подпункта 1) пункта 20 Правил в разделе «Расчет налогооблагаемого дохода» в строке 100.00.025 указывается налогооблагаемый доход (убыток) и определяется как 100.00.008 – 100.00.021 + 100.00.022 + 100.00.023 - 100.00.024.
В соответствии с пунктами 18-19 Правил в строке 100.00.022 указывается сумма корректировок доходов и вычетов, определяемая в соответствии со статьями 131, 132 Налогового кодекса.
В строке 100.00.023 указывается сумма корректировки доходов и в строке 100.00.024 указывается сумма корректировки вычетов, определяемые в соответствии с Законом о трансфертном ценообразовании.
В рассматриваемом случае, в связи с отсутствием сумм корректировок доходов и вычетов, определяемых в соответствии со статьями 131, 132 Налогового кодекса, сумм корректировок доходов и сумм корректировок вычетов, определяемых в соответствии с Законом о трансфертном ценообразовании, налогооблагаемый доход (убыток) определяется как 100.00.008 – 100.00.021.
В соответствии с подпунктом 7) пункта 16 Правил в строке 100.00.008 указывается сумма совокупного годового дохода с учетом корректировок.
Согласно подпункта 13) пункта 17 Правил в строке 100.00.021 указывается итоговая сумма вычетов и определяется как 100.00.009 + 100.00.010 + 100.00.011 + 100.00.012 + 100.00.013 + 100.00.014 + 100.00.015 + 100.00.016 + 100.00.017 + 100.00.018 + 100.00.019 + 100.00.020.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1) пункта 17 Правил строка 100.00.009 определяется как 100.00.009 I – 100.00.009 II + 100.00.009 III + 100.00.009 IV + 100.00.009 V – 100.00.009 VI – 100.00.009 VII – 100.00.009 VIII – 100.00.009 IX.
Исходя из вышеизложенного, сумма налогооблагаемого дохода (убытка) не меняется при отражении сумм компенсации при служебных командировках в строке 100.00.009 IV, вместо строки 100.00.020.
На основании вышеизложенного, обоснованность уменьшения расходов из вычетов по начисленным доходам работников и иным выплатам физических лицам на сумму 1 945,4 тыс.тенге за 2013 год и 433,8 тыс.тенге за 2014 год по акту проверки от 28 декабря 2017 года не подтверждаются.
Таким образом, с учетом результатов тематической проверки, уменьшение расходов из вычетов сумм компенсаций при служебных командировках на сумму 1 945,4 тыс.тенге за 2013 год и 433,8 тыс.тенге за 2014 год по акту проверки от 28 декабря 2017 года признано необоснованным.