Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН - доход от списания обязательств при ликвидации

300

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «F» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении о начислении корпоративного подоходного налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 28.06.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 18 365,8 тыс.тенге и пени 1 573,6 тыс.тенге.

Компания «F» 28.06.2019г. проинформировало УГД о добровольной ликвидации. Далее, Компания «F» решает возобновить свою деятельность и письмом  от 10.10.2019г. отзывает письмо от 28.06.2019г. о ликвидации Компании «F», в связи с возобновлением деятельности.

Из жалобы следует, что Компания «F» деятельность возобновлена с 10.10.2019г. и суммы кредиторской задолженности будут погашены Компанией «F».

Согласно акту налоговой проверки следует, что по представленным бухгалтерским документам у налогоплательщика имеется периода непогашенная кредиторская задолженность в размере 91 828,9 тыс.тенге, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 229 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) подлежит включению в СГД.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 229 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» №120-VI от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) к доходу от списания обязательств относится размер не востребованного кредитором обязательства на дату представления ликвидационной налоговой отчетности при ликвидации налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

В случае, когда при ликвидации налогоплательщика в соответствии с настоящим Кодексом предусмотрены проведение ликвидационной налоговой проверки или выдача заключения по результатам камерального контроля, размер такого обязательства определяется как: сумма обязательств (за исключением суммы налога на добавленную стоимость), подлежавшая выплате в соответствии с первичными документами налогоплательщика и подлежащая отражению (отраженная) в промежуточном ликвидационном балансе, на день утверждения такого баланса, минус сумма обязательств, которые будут удовлетворены в период со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса и до дня завершения ликвидационной налоговой проверки или камерального контроля.

По результатам ликвидационной налоговой проверки размер обязательства определяется налоговым органом исходя из фактической суммы удовлетворенных обязательств за указанный период. Размер такого обязательства отражается в акте налоговой проверки.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки сумма обязательств, подлежавшая выплате в соответствии с первичными документами Компании «F» и отраженная в оборотно-сальдовой ведомости составляет 91 828,9 тыс.тенге по счетам:  

- 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам» 2 598,9 тыс.тенге;

- 3330 «Краткосрочная кредиторская задолженность ассоцированным и совместным организациям» 1 520,0 тыс.тенге;

- 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда» 0,8 тыс.тенге;

- 3390 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность» 87 709,2 тыс.тенге.

При этом, Компанией «F» в налоговые органы за проверяемый период декларации по КПН (ф.100.00) и по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ИПН) (ф.200) за 2015-2016гг. не были представлены, за другие проверяемые периоды сдавались с нулевыми показателями.

Декларации по НДС (ф.300.00) за 1, 2, 4 кварталы 2014 года сданы с нулевыми показателями, а за 3 квартал 2014 года декларация по НДС не представлялась.

Согласно статье 13 Закона Республики Казахстан от 10.07.1998г. № 281- I «Об акционерных обществах» (далее-Закон об АО) устав общества является учредительным документом, определяющим правовой статус общества как юридического лица и при государственной регистрации общества рассматривается в качестве учредительного документа. Устав должен быть подписан уполномоченными представителями учредителей общества и подлежит нотариальному удостоверению.

Согласно статье 99 Закона об АО решение о добровольной ликвидации общества принимается общим собранием акционеров, которое определяет ликвидационную процедуру по соглашению с кредиторами и под их контролем в соответствии с законодательными актами.

Следует отметить, что 28.06.2019г. Компанией «F» сданы ликвидационные декларации по КПН за 2019 год и по ИПН за 2 квартал 2019 года на основании заявления о ликвидации Компании «F» №3 от 28.06.2019г., отчета о финансовом положении и решение единственного акционера Компании «F».

Далее, Компанией «F» письмом №5 от 10.10.2019г. возобновляет свою деятельность с 10.10.2019г. и отзывает письмо №3 от 28.06.2019г. о ликвидации  Компании «F».

При этом, Компанией «F» к письму №5 от 10.10.2019г. не приложено к отзыву решение Единственного акционера и протокол собрания о возобновлении деятельности Компании «F», поскольку подобной процедуры в Законе об АО не предусмотрено.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Однако Компанией «F» к жалобе не приложены подтверждающие бухгалтерские документы по образованию кредиторской задолженности, решение Единственного акционера о возобновлении деятельности, устав общества.

Необходимо отметить, что Компанией «F» сданные ликвидационные декларации в системе ИНИС по КПН и ИПН отзывает лишь 06.01.2020г., при этом ликвидационная налоговая проверка завершена 25.11.2019г.

Таким образом, начисление КПН по результатам комплексной проверки, проведенной на основании заявления Компании «F» о проведении комплексной налоговой проверки в связи с ликвидацией и с учетом представленной ликвидационной налоговой отчетности, является обоснованным.

Теги: КПН