Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, исключение из вычетов нереализованных ТМЗ и консультационных услуг

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, исключение из вычетов нереализованных ТМЗ и консультационных услуг

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «G» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 17.02.2015г. по 14.09.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора в сумме 40 150,5 тыс.тенге и пени 5 434,0 тыс.тенге, 104309 Земельный налог, за исключением земельного налога на земли населенных пунктов в сумме 1,8 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 145 834,5 тыс.тенге.

Компания «G», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно исключения из вычетов стоимости нереализованных билетов.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось исключение из расходов по реализованным товарам (работам, услугам) стоимость нереализованных билетов на сумму 71 948,2 тыс.тенге

С данным выводом налогового органа Компания «G» не согласна с начислением по результатам налоговой проверки КПН из-за того, что затратила сумму в размере 101 363,4 тыс.тенге на приобретение билетов 1050 штук у Компании «SRS» (нерезидент) для последующей их реализации в целях исключительно получения дохода от перепродажи. Реализация билетов проведена по 438 билетам себестоимость, которых составила 29 415,2 тыс.тенге. В остальной части билеты остались не реализованными на сумму 71 948,2 тыс.тенге.  Компания считает, что деятельность направлена на получение дохода.

Проверив доводы Компании «G», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI ЗРК.

Компанией «G» заключено соглашение от 05.05.2017г. с Компанией «SRS» (нерезидент), согласно которому Компания «G» осуществляет продажу билетов в количестве 1050 штук на мероприятие «Новые потенциалы». Согласно первичной документации и выписки с банка общая сумма приобретения билетов составила 101 363,4 тыс.тенге. Данная сумма Компанией «G» была отражена в декларации по КПН за 2017 год по строке «Прочие услуги», тем самым полностью включена в расходы по реализованным товарам (работам, услугам). Однако следует отметить, что в рассматриваемом случае, из 1050 билетов было реализовано 438 билета на сумму 29415,2 тыс.тенге.

Пунктом 16 в разделе «Вычеты» Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00), утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 октября 2016 года №579 установлено:

1) в строке 100.00.009 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса. Определяется как 100.00.009 I - 100.00.009 II + 100.00.009 III + 100.00.009 IV + 100.00.009 V - 100.00.009 VI - 100.00.009 VII - 100.00.009 VIII - 100.00.009 IX;

в строке 100.00.009 I указывается балансовая стоимость товарно-материальных запасов на начало налогового периода. Указанная строка заполняется согласно данным, определенным по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода. У налогоплательщика, представляющего свою первоначальную декларацию, ТМЗ на начало налогового периода могут отсутствовать;

строка 100.00.009 II заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода. В ликвидационной декларации, представляемой налогоплательщиком в течение налогового периода, строка 100.00.009 II заполняется на основании данных ликвидационного баланса;

в строке 100.00.009 III указывается стоимость:

поступивших в течение налогового периода ТМЗ, в том числе приобретенных, полученных безвозмездно, в результате реорганизации путем присоединения, в качестве вклада в уставный капитал, а также поступивших по иным основаниям;

выполненных работ и оказанных услуг сторонними организациями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами, физическими лицами.

Таким образом, из Правил следует, что при определении себестоимости реализованных (использованных) товаров, относимых на вычеты, из балансовой стоимости товарно-материальных запасов (ТМЗ) на начало налогового периода подлежит исключению стоимость ТМЗ на конец налогового периода и включению сумма приобретенных товаров (работ, услуг).

В рассматриваемом случае, согласно данным бухгалтерского учета ТМЗ на начало 2017 года отражен в сумме 1722,3 тыс.тенге, ТМЗ на конец 2017 года отражен в сумме 191,3 тыс.тенге. Тогда, как указано выше, из 1050 билетов на общую сумму 101 363,4 тыс.тенге было реализовано 438 билета на сумму 29415,2 тыс.тенге, при этом остаток нереализованных билетов на сумму 71 948,2 тыс.тенге в количестве 617 штук Компанией «G» не отражен в составе ТМЗ на конец 2017 года. В результате завышены расходы по реализованным товарам (работам, услугам) на сумму 71 948,2 тыс.тенге и, соответственно, вычеты в декларации по КПН за 2017 год.

Таким образом, поскольку нереализованная часть билетов на сумму 71 948,2 тыс.тенге не учтена в остатках ТМЗ на конец 2017 года, что привело к завышению расходов по реализованным товарам (работам, услугам), соответственно, исключение их из вычетов при определении налогооблагаемого дохода по результатам налоговой проверки признано обоснованным.

  1. Относительно исключения из вычетов расходов на консультационные услуги.

 Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 100 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы по договорам №б/н от 02.10.2015г., №б/н от 15.08.2015г., №б/н. от 25.04.2016г., №б/н от 07.06.2016н. на сумму 73886,3 тыс.тенге, АА0916 от 01.09.2016г. без подтверждающих документов.

С данным выводом налогового органа Компания «G» не согласна из-за того, что документы по договорам консалтинговых услуг были представлены в ходе налоговой проверки.

Проверив доводы Компании «G», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, согласно декларации по КПН за 2017-2018 годы Компанией «G» отражена сумма приобретения услуг от нерезидентов - компаний «GBF» и «CA» в размере 73 886,3 тыс.тенге в 2017 году и 10 430,2 тыс.тенге в 2018 году, согласно договоров №б/н от 02.10.2015г., №б/н от 15.08.2015г., №б/н. от 25.04.2016г., №б/н от 07.06.2016н. на оказание консалтинговых услуг по автоматизации бизнес процессов и маркетинга. Также, между Компанией «G» и компанией «GBF» был заключен договор на оказание услуг №АА0916 от 01.09.2016г. Данные расходы были отнесены на вычеты.

В акте налоговой проверки указано, что были предоставлены договора №б/н от 02.10.2015г., №б/н от 15.08.2015г., №б/н. от 25.04.2016г., №б/н от 07.06.2016н. на оказание консалтинговых услуг по автоматизации бизнес процессов и маркетинга между Компанией «G» и компаниями «GBF» и «CA». Согласно информации проверяющего Компании «G» было вручено требование от 22.10.2018г. о предоставлении первичных документов, отраженных в вышеуказанных договорах в пункте 4.1.4 касательно отчета по исполнению оказания услуг, разработанное ИС (на электронных носителях), акты приемки оказанных услуг, счет-фактуры. На полученное требование вышеуказанные документы получены не были.

Согласно пункту 2 статьи 56 Налогового кодекса, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается   законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.      

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события в системе бухгалтерского учета должны подкрепляться оригиналами первичных документов. 

Согласно подпункту 23) статьи 12 Налогового кодекса консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.

Вместе с тем, Методическими рекомендациями по проведению налоговых проверок, утвержденными приказом НК МФ РК от 24.06.2011г. №248 определено, что при отнесении на вычеты консультационных, дизайнерских, инжиниринговых и прочих услуг и работ необходимо проверить наличие договора на оказание услуг, счетов-фактур, актов выполненных работ. Данные услуги, работы могут быть отнесены на вычеты при условии, что предоставляемые услуги связаны с текущей производственной деятельностью и реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), то есть данные расходы понесены для целей получения СГД.

Согласно подпункту 27) статьи 12 Налогового кодекса маркетинговые услуги - услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию лучших экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.

Вместе с тем, Методическими рекомендациями по проведению налоговых проверок, утвержденными приказом Председателя НК МФ РК от 24.06.2011г. №248 определено, что при отнесении на вычеты маркетинговых услуг необходимо проверить наличие следующих документов: договора на оказание маркетинговых услуг, акты выполненных работ, отчет о маркетинговых исследованиях. Маркетинговые исследования включают прогноз спроса, цен, предложения фирм-конкурентов (на базе анализ-синтез, социологические опросы, экономические эксперименты (пробные продажи, реклама); используется аппарат экономико-математической статистики и тому подобное. Маркетинговые услуги могут быть отнесены на вычеты при условии, что предоставляемые услуги связаны с текущей производственной деятельностью и реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), то есть данные расходы понесены для целей получения СГД, а так же при наличии правильно оформленного договора на оказание маркетинговых услуг, подтвержденного актом сдачи-приемки и отчетом о маркетинговых исследованиях, из которых виден состав и характер оказания услуг, или иным документом, указывающим факт совершения хозяйственной операции.

В рассматриваемом случае, к жалобе приложен акт выполненных работ по оказанию консультационных услуг, однако при этом отчеты по результатам маркетингового исследования, а также документы, подтверждающие конкретный объем, характер оказанных услуг или иной документ, указывающие на факт совершения хозяйственной операции, в том числе по договору №АА0916 от 01.09.2016г. отсутствуют. В этой связи, исключение данных расходов из вычетов при определении налогооблагаемого дохода по результатам налоговой проверки признано обоснованным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии приято решение -  оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку

COVID-19&Бизнес