Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН трансферт, определение цены зерна

592

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «А» по вопросу трансфертного ценообразования, правильности исчисления и своевременности уплаты КПН за период с 01.01.2013г. по 31.12.2014г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 8 230,1 тыс.тенге и пени 3 698,3 тыс.тенге, об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 2 764,8 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и при этом приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки корректировка цен произведена на основании рыночных цен, предоставленных ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана», признанного официальным источником информации.

Однако, из письма от 19.04.2019г. №02-05/228 ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана» следует, что рыночная цена реализации за 2014 год указана с учетом налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи, Компания «А» считает, что в ходе налоговой проверки при определении дохода от реализации необходимо было применить цену без НДС.

Как следует из акта налоговой проверки, в соответствии со статьей 10 Закона РК «О трансфертном ценообразовании» от 05.07.2008г. (далее - Закон от 05.07.2008г.) по экспорту зерна в Республику Узбекистан у Компании «А» установлен факт отклонения цен сделок от рыночных цен, опубликованных ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана», признанного официальным источником информации в соответствии с постановлением от 12.03.2009г. №292 Правительства РК, более чем на 10%. В связи с чем, по результатам налоговой проверки произведена корректировка дохода от реализации за 2014 год.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.) доходом от реализации является стоимость реализованных товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 87-98 Налогового кодекса от 10.12.208г., а также доходов, указанных в пункте 2 статьи 111 Налогового кодекса от 10.12.2008г., в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 111 Налогового кодекса от 10.12.2008г., если иное не предусмотрено законодательством РК о трансфертном ценообразовании.

В стоимость реализованных товаров, работ, услуг не включаются суммы НДС и акциза.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 3 Закона от 05.07.2008г. контроль при трансфертном ценообразовании (далее - контроль) осуществляется по международным деловым операциям.

При этом для целей настоящего подпункта:

экспорт товаров - вывоз товаров с территории РК, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза (далее - ЕвразЭС) и (или) РК, а также вывоз товаров с территории РК на территорию другого государства - члена ЕвразЭС.

В рассматриваемом случае, Компания «А» осуществляла сделки по экспорту пшеницы и ячменя в адрес Компаний «E», «S» и «P» (резиденты Республики Узбекистан) в Республику Узбекистан.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 4 Закона от 05.07.2008г. уполномоченные органы для целей осуществления контроля имеют право осуществлять мониторинг сделок.

Так, пунктами 2, 3 статьи 6 Закона от 05.07.2008г. определено, что мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом.

По результатам мониторинга сделок в случае установления отклонения цены сделки от рыночной цены уполномоченными органами проводится проверка по вопросам трансфертного ценообразования.

В «Перечень товаров (работ, услуг), международные деловые операции по которым подлежат мониторингу сделок», утвержденным постановлением от 12.03.2009г. №293 Правительства РК, входит пшеница.

При этом пунктами 1, 3 статьи 10 Закона от 05.07.2008г. предусмотрено, что при установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен в ходе проведения проверок уполномоченные органы производят корректировку объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными законами РК.

По сделкам с сельскохозяйственной продукцией корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены более чем на десять процентов, если иное не предусмотрено в пункте 4 настоящей статьи.

Следует указать, что согласно пункту 1 статьи 18 Закона от 05.07.2008г. для определения рыночной цены товара (работы, услуги) и иных данных, необходимых для применения методов определения рыночной цены, используются источники информации в следующей очередности:

1) официально признанные источники информации о рыночных ценах;

2) источники информации о биржевых котировках;

3) данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;

4) информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок, и иные источники информации.

В пункте 2 статьи 18 Закона от 05.07.2008г. указано, что перечень официально признанных источников информации о рыночных ценах утверждается Правительством РК.

В данной случае, для зерновых культур в перечень официально признанных источников информации о рыночных ценах, утвержденным постановлением от 12.03.2009г. №292 Правительства РК, входит «Обзор рынка зерна» издательства ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана».

Наряду с изложенным, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса от 10.12.2008г. размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них НДС, если иное не предусмотрено настоящей статьей и законодательством РК о трансфертном ценообразовании.

Статьей 242 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что оборот по реализации товаров на экспорт облагается по нулевой ставке.

Экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством РК.

В рассматриваемом случае, из письма от 19.04.2019г. ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана», следует, что средние экспортные цены на пшеницу мягкую на условиях поставки DAP ст.Сары-Агаш в направлении Республики Узбекистан, в том числе за 2014 год, указаны в долларах США на тонну с НДС, без указания ставки налога.

При этом учитывая, что оборот по реализации товаров на экспорт облагается по нулевой ставке, то и экспортная цена реализации будет включать сумму НДС в стоимостном эквиваленте равном нулю.

В свою очередь Комитетом государственных доходов МФ РК письмом от 14.06.2019г. направлен запрос в ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана» о представлении обоснования на формирование средней экспортной цены на зерновую продукцию с учетом НДС.

Согласно письму от 14.06.2019г. ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана» средние экспортные цены на пшеницу мягкую на условиях поставки DAP ст.Сары-Агаш в направлении Республики Узбекистан представлены с учетом НДС по нулевой ставке.

По результатам налоговой проверки установлены факты отклонения цен сделок Компании «А» по экспорту пшеницы в Республику Узбекистан от рыночных цен, опубликованных ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана», более чем на 10%, в связи с чем произведена корректировка сумм доходов от реализации товаров (пшеница) на экспорт за 2014 год.

Учитывая изложенное, доводы Компании «А» о том, что в ходе налоговой проверки должны быть применены цены без НДС, являются некорректными.

Таким образом, результаты налоговой проверки по проведению корректировки дохода от реализации товаров (пшеница) в связи с отклонением цены сделки по экспорту от рыночной цены более чем на 10% и, соответственно начисление КПН и уменьшение сумм убытка за 2014 год, являются обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.