Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС, исковая давность, отзыв ФНО по НДС

635

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС), об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «А» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты КПН и НДС за период с 01.01.2014г. по 31.03.2019г., по результатам которой вынесено уведомление от 17.01.2020г. о начислении КПН в сумме 139 029,4 тыс.тенге и пени 12 104,2 тыс.тенге, НДС в сумме 3 538,3 тыс.тенге и пени 778,8 тыс.тенге, об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 2 595,9 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно срока исковой давности

В жалобе указано, что с 01.01.2020г. в соответствии со статьей 48 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) срок исковой давности составляет три года, за который налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.

По результатам налоговой проверки, проведенной за период с 01.01.2014г. по 31.03.2019г., Компании «А» начислены следующие налоги:

- КПН за 2014 год в сумме 2 672,6 тыс.тенге, за 2015 год 22 170,4 тыс.тенге, за 2016 год 32 774,8 тыс.тенге, за 2017 год 25 575,7 тыс.тенге, за 2018 год 55 835,9 тыс.тенге, всего 139 029,4 тыс.тенге;

- НДС за 2 квартал 2016 года в сумме 219,6 тыс.тенге, за 2 квартал 2017 года (-1 782,3) тыс.тенге, за 3 квартал 2017 года 1 782,3 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 год 3 318,7 тыс.тенге, за 2 квартал 2018 года 281,1 тыс.тенге, за 3 квартал 2018 года (-281,1) тыс.тенге, всего 3 538,3 тыс.тенге;

- уменьшен убыток за 2014 год на сумму 2 595,9 тыс.тенге, всего 2 595,9 тыс.тенге;

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. (в редакции, действующей с 01.01.2020г.) если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусмотрено, что срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, для следующих категорий налогоплательщиков:

1) подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с Налоговым кодексом от 25.12.2017г.;

2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.

Вместе с тем, положениями пунктов 9 и 10 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. установлены случаи продления и приостановления срока исковой давности.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 16 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.06.2017г. № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства» применительно к праву органа государственных доходов на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений.

В рассматриваемом случае, налоговым органом по завершению акта от 17.01.2020г. налоговой проверки вынесено уведомление о результатах проверки от 17.01.2020г.

Соответственно, на дату вынесения указанного уведомления о результатах проверки срок исковой давности составляет три года.

Компания «А» в ходе проведения налоговой проверки на предварительный акт от 04.12.2019г. налоговой проверки подано возражение (письмо от от 26.12.2019г.), которое налоговым органом рассмотрено 17.01.2020г., то есть в рамках сроков, установленных «Правилами и сроками вручения налогоплательщику предварительного акта налоговой проверки, предоставления письменного возражения к предварительному акту налоговой проверки, рассмотрения такого возражения, а также категории налогоплательщиков, в отношении которых применяются нормы по предварительному акту налоговой проверки», утвержденным приказ от 12.01.2018г. №20 Министра финансов РК.

В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет приостанавливается на период, в частности подготовки и подачи письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом.

В этой связи срок исковой давности подлежит приостановлению с 04.12.2019г. по 17.01.2020г., то есть на период подготовки и подачи письменного возражения на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрением.

Кроме того, Компанией «А» 24.06.2019г. подана дополнительная декларация по НДС за 2 квартал 2016 года, по которому срок исковой давности, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. срок исковой давности продлевается на один календарный год - в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.

В этой связи срок исковой давности по НДС за 2 квартал 2016 года подлежит продлению на один календарный год.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства и то, что в соответствии со статьями 314, 423 Налогового кодекса от 25.12.2017г. налоговым периодом для КПН является календарный год, для НДС - календарный квартал, следовательно, налоговый орган в ходе проверки вправе был начислить налоги за налоговые периоды:

- по КПН начиная с 01.01.2016г.;

- по НДС начиная с 01.04.2016г.

Таким образом, результаты налоговой проверки по уменьшению сумм убытка за 2014 год, по начислению сумм КПН за 2014-2015 годы в связи с истечением срока исковой давности, являются необоснованными.

  1. 2. Относительно начисления НДС в сумме 3 318,7 тыс.тенге

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки начисление НДС в сумме 3 318,7 тыс.тенге произведено на основании уведомления от 08.08.2018г. по результатам камерального контроля.

По мнению Компании «А», в ходе проверки в нарушение статьи 256 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.) не учтены первичные документы поставщиков товаров, работ, услуг, а также заявление на отзыв декларации по НДС в связи с ошибочным отражением контрагента.

Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «А» в нарушение статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г. без наличия подтверждающих документов отнесены в зачет суммы НДС по взаиморасчетам с Компанией «Z» на сумму 2 360,4 тыс.тенге, Компанией «F» на сумму 480,0 тыс.тенге, Компанией «Х» на сумму 478,3 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г., при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса от 10.12.2008г., имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия подпунктов 1) - 5) данного пункта.

Согласно статье 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г. основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура.

Выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 263 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Вместе с тем пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 3 статьи 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Таким образом, НДС подлежит зачету по полученным товарам (работам, услугам), использованным (будут использованы) в целях облагаемого оборота, при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении требований, установленных законодательством РК.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» в налоговый орган направлено письмо от 25.04.2019г. об отзыве методом удаления налоговой отчетности (ф.300) за 4 квартал 2017 года (вх. №0) в связи с ошибочным отражением контрагента в Приложении 300.08.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 4 статьи 210 Налогового кодекса от 25.12.2017г. не допускается отзыв представленной налоговой отчетности по уведомлениям об устранении нарушений, выявленных налоговым органом по результатам камерального контроля.

Следует указать, что дополнительная декларация по НДС за 4 квартал 2017 года, по которой Компанией «А» подано заявление на отзыв, представлена по уведомлению от 08.08.2018г. №0 об устранении нарушений, выявленных налоговым органом по результатам камерального контроля, соответственно налоговым органом не был произведен отзыв данной декларации из ИС СОНО.  

Таким образом, доводы Компании «А» о том, что в ходе налоговой проверки не учтено заявление на отзыв указанной налоговой отчетности по НДС являются некорректными.

Более того Компанией «А» в Приложении 300.08 «Реестр счетов-фактур (документов на выпуск товаров из госматрезерва) по приобретенным товарам, работам, услугам в течение отчетного налогового периода» отзываемой налоговой отчетности по НДС за 4 квартал 2017 года отражены поставщики, по которым в ходе налоговой проверки из зачета исключен НДС в сумме 3 318,7 тыс.тенге, в том числе:

- по Компании «Z» - 2 360,4 тыс.тенге;

- по Компании «F» - 480,0 тыс.тенге;

- по Компании «Х» - 478,3 тыс.тенге.

При этом, ни в ходе налоговой проверки, ни в ходе рассмотрения жалобы документы, подтверждающие взаиморасчеты с указанными Компаниями «Z», «F», «Х» не предоставлялись.

Исходя из изложенного следует, что расходы по взаиморасчетам с Компаниями «Z», «F», «Х», при отсутствии их документального подтверждения, не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций. Соответственно, суммы НДС по данным расходам не могут быть отнесены в зачет согласно налоговому законодательству РК.

Таким образом, результаты налоговой проверки по исключению из зачета НДС в сумме 3 318,7 тыс.тенге по расходам в части взаиморасчетов с Компаниями «Z», «F», «Х», являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части уменьшения убытка за 2014 год, начислений по КПН за 2014-2015 годы, а в остальной части обжалуемое уведомление оставить без изменения.