Учёт

КПН, ИПН, исключение из вычетов, перенос убытков, начисление ИПН по доходам работников. Решение апелляционной комиссии от 25 февраля 2020 года

1784

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «K» от 03.12.2019г на уведомление о результатах налоговой проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган), о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «K» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 82178,3 тыс.тенге и пени 13762,6 тыс.тенге, НДС в сумме 15,3 тыс.тенге, ИПН в сумме 11179,7 тыс.тенге и уменьшения убытка в сумме 25897,1 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

1. Относительно занижения расходов.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что Компанией в нарушение пункта 3 статьи 100, подпункта 2) пункта 1 статьи 256 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. необоснованно отнесены на вычеты и в зачет НДС, расходы без подтверждающих документов.

В жалобе указано, что налоговой проверкой неправомерно уменьшены расходы на сумму 227,2 тыс.тенге, так как у Компании имеются все подтверждающие документы, при этом в акте не отражено по какой строке в декларации по КПН за 2018г. были завышены вычеты на данную сумму.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в целях исчисления КПН расходы подлежат отнесению на вычеты при наличии первичных документов, соответствующих требованиям законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также самостоятельно разработанных налогоплательщиком документов, подтверждающих данные расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов, и факт приобретения таких товаров, работ, услуг.

Относительно расхождений по вычетам следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 163 Налогового кодекса 25.12.2017г., при определении объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, расходы налогоплательщика (налогового агента), не подтвержденные первичными документами, не относятся на вычеты для исчисления корпоративного подоходного налога.

При этом, как к налоговой проверке, так и к жалобе не были приложены первичные документы, подтверждающие расходы, относимые на вычеты в 2016 году на 25,9 тыс.тенге, в 2017 году на 48,2 тыс.тенге, в 2018 году на сумму 235,4 тыс.тенге.

Поскольку у Компании отсутствуют первичные документы, подтверждающие расходы по реализованным товарам (работам, услугам) за 2016-2017гг., 1-2 квартал 2018г., соответственно, указанные расходы по приобретению товаров, сырья, материалов, услуг без подтверждающих документов не подлежат отнесению на вычеты.

3.Относительно корректировок переносимых убытков.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что Компанией в нарушение статьи 137 Налогового кодекса Компанией некорректно перенесены суммы убытков из предыдущих налоговых периодов.

Из жалобы следует, что убытки образовались в предыдущих налоговых периодах, которые были перенесены на последующие налоговые периоды. При этом в жалобе отмечено, что убытки не завышены, а занижены Компанией на 1265,4 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 136 Налогового кодекса убытком от предпринимательской деятельности признается превышение вычетов над совокупным годовым доходом с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Налогового кодекса убытки от предпринимательской деятельности, а также убытки от выбытия фиксированных активов I группы переносятся на последующие десять лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода данных налоговых периодов.

Таким образом, убытки от предпринимательской деятельности, переносятся на последующие десять лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода данных налоговых периодов.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки произведен анализ представленных деклараций по КПН за период с 2009-2015гг.

Так, по данным декларации за 2012г. Компанией начислен КПН в сумме 189,0 тыс.тенге, соответственно убытки, перенесенные из предыдущих налоговых периодов в 2012г. отсутствуют. При этом, в декларации по КПН за 2013г. в строке 100.00.067 «убытки, перенесенные с предыдущих налоговых периодов», Компанией перенесен убыток в сумме 27991,2 тыс.тенге, которого в предыдущем налоговом периоде не имелось в наличии (за 2012г. начислен КПН с положительным значением).

При этом, согласно декларации по КПН за 2013-2015гг. налогооблагаемый доход с учетом перенесенных убытков составляет - 1455,5 тыс.тенге, -1486,9 тыс.тенге, -1567,9 тыс.тенге соответственно.

Следует отметить, что по результатам налоговой проверки за 2016г. определен налогооблагаемый доход, следовательно, отсутствует сумма убытка, подлежащего переносу из предыдущих налоговых периодов на 2017-2018гг., в этой связи доводы Товарищества в указанной части являются некорректными.

2. Относительно начисленного ИПН.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что Компанией в нарушение пункта 1 статьи 160, 161-165 Налогового кодекса, Компанией произведена выплата денежных средств для выдачи заработной платы, без внесения в кассу предприятия и подтверждающих документов на выдачу авансовых подотчетных сумм.

Из жалобы следует, что в 2016г. с расчетного счета предприятия производилось снятие денежных средств по статье «выдача на оплату труда, пенсий и пособий», но на самом деле денежные средства были направлены на другие нужды предприятия, такие как расчеты по кредиторской задолженности, арендные платежи и так далее. Также в жалобе указано, что Компанией в 2016г. заработная плата не начислялась, что подтверждается представленной декларацией по ИПН за 1-4 кварталы 2016г. ФНО 200.00.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 162 Налогового кодекса от 25.12.2017г. определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов налоговые органы в зависимости от обстоятельств, характера и рода деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента) могут использовать также сведения по выпискам банков второго уровня и при этом источники информации могут различаться в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств, характера и рода деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента).

Кроме того, пунктом 8 статьи 163 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусмотрено, что объектом обложения индивидуальным подоходным налогом, социальным налогом также могут служить деньги при установлении фактов снятия денег с банковского счета на выплату заработной платы и (или) перечисления денег с банковского счета на банковские счета физических лиц.

В ходе проверки направлен запрос в ДБ АО «Сбербанк», согласно данным банка, Компанией произведено обналичивание денежных средств за 2016 год по статье «выдача на оплату труда, пенсий и пособий» в сумме 111797,0 тыс.тенге.

При этом данная сумма на выплату заработной платы не направлена и с данной суммы ИПН не исчислен. Так, декларации по ИПН (ФНО 200.00) за 1-4 кварталы 2016г. представлены с нулевыми показателями, то есть в графах «фонд оплаты труда» и «количество работников» проставлены нулевые значения.

Согласно подпунктам 1) и 2) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Следует отметить, что Компания в жалобе указывает, что данные денежные средства направлены на расчеты по кредиторской задолженности, произведена оплата арендных платежей.

Между тем, документы, подтверждающие факт оплаты кредиторской задолженности, Компанией не представлялись.

Таким образом, определение фонда оплаты труда согласно банковским сведениям, в связи с отсутствием первичных бухгалтерских документов и соответствующее начисление ИПН, налоговым органом произведено обоснованно.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.