Возврат НДС, отказ в возврате по причине неисполнения поставщиками налоговых обязательств. Решение апелляционной комиссии от 25 февраля 2020 года

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Возврат НДС, отказ в возврате по причине неисполнения поставщиками налоговых обязательств. Решение апелляционной комиссии от 25 февраля 2020 года

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя Р. на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка индивидуального предпринимателя Р. с 01.04.2017г. по 30.06.2018г. по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 111 172,3 тыс.тенге.

Индивидуальный предприниматель Р., не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и при этом приводит следующие доводы.

Из жалобы следует, что индивидуальный предприниматель Р. зарегистрирован в качестве плательщика НДС с 18.04.2017г. Согласно протоколу о результатах электронного аукциона №1 индивидуальный предприниматель Р. заключил с Компанией «С» договор купли-продажи от 29.11.2017г. о приобретении пряжи на общую сумму 1 007 115,8 тыс.тенге, который в дальнейшем был экспортирован в Узбекистан, Россию и Украину.

При этом, индивидуальный предприниматель Р. отмечает, что Компания «С» приобрела реализуемый товар (пряжа) в 2016г. у другого поставщика. Следовательно, специалисты, проводившие налоговую проверку, должны были проверить первичные бухгалтерские документы, декларации на товары, контракты по экспорту, банковские документы, а не ссылаться на данные аналитического отчета «Пирамида».

Также в жалобе индивидуальный предприниматель Р. приводит норму пункта 7 статьи 152 Налогового кодекса согласно которому возврат НДС, производится с учетом экспорта товаров по которому поступила валютная выручка на банковский счет налогоплательщика. 

Из акта налоговой проверки следует, что сумма превышения НДС к возврату, неподтвержденная по результатам проверки составила 111 172,8 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В ходе рассмотрения жалобы в целях вынесения мотивированного решения по жалобе в соответствии со статьями 181, 186 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г., (Налоговый кодекс) уполномоченным органом назначено проведение тематической проверки индивидуального предпринимателя Р. за период с 01.04.2017 по 30.06.2018гг. по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

Во исполнение данного поручения Комитетом государственных доходов МФ РК вынесено предписание на проведение тематической проверки, по результатам которой составлен акт тематической проверки (далее – акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует, что индивидуальный предприниматель Р. в декларации по НДС за 2 квартал 2018г. предъявил требование о возврате превышения НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога за период с 01.10.2017г. по 31.03.2018г. в размере 111 172,3 тыс.тенге, которая по результатам акта налоговой проверки от 17.06.2019г. №79 не подтверждена к возврату.

При этом, причинами не подтверждения к возврату сумм НДС согласно акту налоговой проверки от 17.06.2019г. послужило:

- недопоступление валютной выручки на банковский счет налогоплательщика на сумму 45 802,9 тыс.тенге;

-  сумма НДС в размере 111 610,6 тыс.тенге в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления риска (СУР).

Из акта тематической проверки следует, что на основании контракта №1 от 11.12.2017г. покупателю - ООО «N» (Узбекистан) были экспортированы товары на общую сумму 143 151,09 долларов США, в том числе;

-по декларации на товары (ДТ) №55509/180118/2000312 от 18.01.2018г. на сумму 24 727,26 долларов США;

-по ДТ №55509/180118/2000310 от 18.01.2018г. на сумму 11 674,98 долларов США;

-по ДТ №55509/080118/2000069 от 08.01.2018г. на сумму 59 615,52 долларов США;

-по ДТ №55509/291217/0015099 от 29.12.2017г. на сумму 17 247,45 долларов США;

-по ДТ №55509/271217/0014952 от 27.12.2017г. на сумму 29 885,88 долларов США, по которым общая валютная выручка, поступившая на банковский счет составила 149 971 долларов США.

Согласно контракту №1-ЕХ-AGT от 10.01.2018г. покупателю - ООО «N» (Узбекистан) экспортированы товары на общую сумму 460 654,12 долларов США, в том числе;

-по ДТ №55509/250118/20000456 от 25.01.2018г. на сумму 33 752,99 долларов США;

-по ДТ №55509/220118/2000373 от 22.01.2018г. на сумму 426 901,13 долларов США, по которым общая сумма валютной выручки, поступившая на банковский счет составила 460 604,12 долларов США, или недопоступившая сумма составила 50 долларов США.

На основании контракта от 06.12.2017г. покупателю - ООО «Ч» (Украина) экспортированы товары согласно ДТ №55509/151217/0014407 от 15.12.2017г. на сумму 38 993,96 долларов США, по которому сумма поступившей валютной выручки составила 38983,96 долларов США, или недопоступившая сумма составила 10 долларов США.

Следовательно, сумма НДС, не подлежащая возврату в связи недопоступлением валютной выручки по результатам тематической проверки составила 6,0 тыс.тенге (111 172,3*0,0054%).

Далее из акта тематической проверки следует, что в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса, Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев риска утвержденный приказом министра финансов РК от 02.02.2018г. №117 (далее - Правила от 02.02.2018г.), показатели деятельности оценены с использованием критериев риска, по результатам которого суммарный итог составил 50 баллов, в связи с чем, индивидуальный предприниматель Р. отнесен к категории налогоплательщика, находящихся в зоне риска.

Тематической проверкой установлено, что поставщик - Компания «C» реализовала индивидуальному предпринимателю Р. товар (пряжи, угары) на сумму 1 007 115,8 тыс.тенге, в том числе НДС 107 905,2 тыс.тенге, что подтверждено результатами акта встречной проверки.

Вместе с тем, экспортированный товар (пряжи, угары) числился у Компании «C» по данным бухгалтерского учета на 01.04.2017г. в остатках товаро-материальных запасов, который в свою очередь был приобретен у Компании «U» в 1 квартале 2016г.

По данным лицевого счета Компании «U» сумма НДС к уплате за 1 квартал 2016г. составил 137 065,2 тыс.тенге, указанная сумма налога не уплачена в бюджет, при этом недоимка по НДС (с учетом превышения НДС, отнесенного в зачет) составил 60 408,2 тыс.тенге. 

Согласно решения Специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) от 30.01.2018г. Компания «U» в связи несостоятельностью и неплатежеспособностью признана банкротом, по причине наличия налоговой задолженности перед бюджетом в размере 259455,8 тыс.тенге.

При этом, из документов, представленных банкротным управляющим Компании «U» на запрос налогового органа установлено, что расчеты между Компанией «С» и Компанией «U» производились по бартеру (взаимозачет).

По данным налоговой отчетности Компания «U» отнесла НДС в зачет в 1 квартале 2016г. в сумме 177 212,3 тыс.тенге от поставщика Компании «М», который в свою очередь, решением СМЭС 09.02.2018г., также признан банкротом, сумма задолженности перед бюджетом составил 136 597,2 тыс.тенге. Более того, Компания «М» решением налогового органа снят с регистрационного учета по НДС с 16.02.2017г. по причине отсутствия по месту нахождения.

Далее из акта налоговой проверки следует, что непосредственный поставщик Компания «А» реализовал индивидуальному предпринимателю Р. в 4 квартале 2017г. товар (угары) на сумму 31 500,0 тыс.тенге, в том числе НДС 3 375,0 тыс.тенге. При этом, согласно данным аналитического отчета «Пирамида» поставщиком Компании «А» являлась вышеуказанная Компания «С», которая в свою очередь, приобретала товары у Компании «U».

Таким образом, тематической проверкой установлено, что поставщиками 2 и 3 уровня (Компании «U» и Компания «М») не исполнены налоговые обязательства по уплате исчисленных сумм налогов в бюджет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, что является нарушением требований статей 31, 36 и  136 Налогового кодекса.

Согласно пункту 13 Правил № 117 от 02.02.2018 года, в случае выявления по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС производится в пределах сумм, указанных в требовании о возврате НДС и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, с учетом положений статьи 152 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» и не подтверждена достоверность сумм НДС.

Учитывая изложенное, тематической проверкой не подтверждена достоверность сумм НДС предъявленной к возврату в размере 111 172,3 тыс. тенге, соответственно, результаты обжалуемой налоговой проверки в указанной части признаны обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Рассказать друзьям:

Возврат к списку