Учёт

Возврат НДС при отказе в возврате при экспорте ТМЦ в РФ (неполное заполнение CMR). Решение апелляционной комиссии от 28 января 2020 года

2363


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость (НДС) и о превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденным к возврату, не подлежащим уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «S» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.07.2018г. по 31.03.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о начислении НДС в сумме 6 тенге, о превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденным к возврату, не подлежащим уплате в бюджет в сумме 548 985,7 тыс.тенге.

Компания «S», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе указано, что в результате импортно-экспортных операций на лицевом счете Компании «S» образовалось превышение НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога, связанного с оборотами товаров, облагаемых по нулевой ставке, в этой связи заявлено требование о возврате суммы превышения НДС. По результатам тематической проверки, подтверждающей достоверность суммы превышения НДС вынесено уведомление об отказе в возврате НДС.

Компания «S» отмечает, что основанием для отказа возврата превышения НДС согласно акту проверки явилось не подтверждение достоверности сумм НДС по причине «некорректного содержания копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих экспорт товаров». По результатам налоговой проверки определено, что товаросопроводительные документы не соответствуют требованиям Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), а именно не заполнена графа 21 CMR-накладной, указывающей населенный пункт, где составлялась накладная, тогда как некорректное заполнение товарно-транспортных накладных не является основанием для исключения суммы НДС к возврату.

Компания «S» указывает, что превышение НДС образовано в результате приобретения товара из КНР и реализации этого же товара в РФ. Обстоятельствами, не подтверждающими достоверность сумм НДС по операциям между Компанией «S» и российским покупателем, могут являться: факт не поставки товара покупателю, либо факт не уплаты НДС покупателем, либо отсутствие документов подтверждающих экспорт товаров. В данном случае, произведен экспорт товара в РФ, покупателем товар получен и уплачен НДС при его импорте.

Компания «S» приводит нормы пункта 1 статьи 446 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (далее - Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) и отмечает, что в ходе налоговой проверки в соответствии с требованиями данной статьи для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС им предоставлялись договоры и копии товарно-транспортных накладных. Налоговым органом подтверждено применение нулевой ставки НДС при экспорте товара, однако в возврате из бюджета суммы превышения НДС отказано. Вместе с тем, в пункте 2.7 акта налоговой проверки указан факт экспорта товаров на территорию РФ (общая сумма реализованных товаров и номера заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).

Компания «S» утверждает, что согласно нормам налогового законодательства, основанием для невозврата сумм превышения НДС является нарушение норм налогового законодательства. В данном случае, отсутствует нарушение норм налогового законодательства. Конвенция о договоре международной перевозки грузов и образец заполнения накладной, на который ссылается налоговый орган в акте проверки, не имеет отношения к налоговому законодательству.

Проверив доводы Компании «S», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Налогового кодекса, документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронной форме);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

В случае экспорта товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

4) подтверждение уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости - в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности.

Согласно пункту 6 Конвенции о договоре международной перевозки грузов, накладная (CMR) должна содержать следующие сведения:

a) место и дата ее составления;

b) имя и адрес отправителя;

c) имя и адрес транспортного агента;

d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;

e) имя и адрес получателя;

f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;

g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;

h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

i) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);

j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие;

к) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

В рассматриваемом случае, тематическая проверка Компании «S» произведена на основании требования о возврате превышения НДС в сумме 548 985,7 тыс.тенге за период с 01.07.2018г. по 31.03.2019г.

Основным видом деятельности Компании «S» является оптовая торговля запасными частями и принадлежностями для автомобилей.

Согласно акту налоговой проверки превышение образовано в связи с:

- приобретением товаров (работ, услуг) на сумму 548 982,7 тыс.тенге, в том числе приобретенных в РК на сумму 1 506,9 тыс.тенге, ТРУ, приобретенных от нерезидента на сумму 407,7 тыс.тенге, а также в связи с уплатой НДС на импортируемые товары на сумму 547 068,1 тыс.тенге;

- поставкой алюминиевых дисков в адрес Компании «М» на сумму 4 699 568,0 тыс.тенге (12 633 252 долларов США) на основании Контракта №10 от 10.07.2018г., заключенного с Компанией «М».

В акте проверки указано, что согласно ответа АО «Народный Банк Казахстана» за период с 01.07.2018г. по 17.06.2019г. всего поступило валютной выручки в размере 12 921,9 тыс.долларов США (с учетом переходящего сальдо), соответственно, недопоступившая валютная выручка отсутствует.

По итогам проверки сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составила 548 985,7 тыс.тенге, в том числе:

1) сумма НДС, не подлежащая к возврату в связи с неполным подтверждением экспорта – 548 982,7 тыс.тенге;

2) излишне предъявленная сумма НДС – 3,0 тыс.тенге;

В разделе 2.7 акта проверки указано, что 548 982,7 тыс.тенге не подлежат возврату по причине неполного подтверждения экспорта в связи с тем, что в представленных накладных CMR не заполнена графа 21 «Наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения».

При этом проверяющим не принято во внимание, что в представленных к проверке накладных CMR заполнена графа 4 «Место и дата погрузки» и имеются соответствующие печати в графах 22 «Печать отправителя», 23 «Печать перевозчика», 24 «Печать получателя после разгрузки».

Также в указанном разделе 2.7 акта проверки отражена информация о 8 заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленных Компанией «М» в налоговые органы РФ, согласно которых реализовано товара в количестве 319 479 штук на сумму 12 633,3 тыс.долларов США, однако проверяющим данные документы не исследованы в ходе проверки.

Кроме того, из пояснения, проверяющего следует, что по сумме экспорта, указанной в разделе 2.7 акта проверки в размере 12 633,3 тыс.долларов США допущена ошибка, фактический экспорт по данным проверки составляет 12 626,8 тыс.долларов США.

Следует указать, что согласно Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (г. Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года), налоговые органы РБ, РК и РФ обмениваются информацией, содержащейся в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Согласно данных ИС «Конструктор аналитических отчетов» (далее – ИС «КАО») Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, по указанному контракту имеются 8 заявлений Компании «М» о ввозе товаров в количестве 319 479 штук на сумму 12 626,8 тыс.долларов США или 4 707 610,5 тыс.тенге по курсу №5903261020180000 от 26.10.2018г., №5903021120180000 от 02.11.2018г., №5903201120180000 от 20.11.2018г.,  №5903251220180000 от 25.12.2018г., №5903180120190000 от 18.01.2019г., №5903200220190000 от 20.02.2019г., №5903040420190000 от 04.04.2019г., № 5903190420190000 от 19.04.2019г., и соответствующие уведомления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, поступившие от налоговых органов РФ.

При этом, номера и даты счетов-фактур, а также стоимость товаров, указанные в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, соответствуют данным, указанными в приложении 300.09 к Декларации по НДС Компании «S» за период с 01.07.2018г. по 31.03.2019г.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в период с 01.07.2019г. по 31.03.2019г. Компанией «S» осуществлен экспорт товаров (дисков алюминиевых) на территорию РФ, который подтверждается контрактом, перечнем заявлений в электронной форме, имеющимся в ИС «КАО», и копиями товаросопроводительных документов. Соответственно, отказ в возврате превышения НДС в сумме 548 982,7 тыс.тенге в связи с не заполнением Компанией «S» графы 21 в накладной CMR по результатам проверки не обоснован.

На основании изложенного, Компания «S» в жалобе требует отменить обжалуемое уведомление полностью и вернуть НДС в сумме 548 985,7 тыс.тенге, указанных в требовании в Декларации по НДС за 1 квартал 2019г.   

При этом, Компанией «S» в строке 300.00.030II «Превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога» Декларации по НДС за 1 квартал 2019г. указано 245 092,5 тыс.тенге, при этом в приложении 300.10 к данной декларации в строке 300.10.001II «Предъявлено к возврату по оборотам, облагаемым по нулевой ставке в рамках Евразийского экономического союза» за 1 квартал 2019г. указано 245 095,5 тыс.тенге, соответственно Компанией «S» излишне предъявлена сумма НДС к возврату в размере 3,0 тыс.тенге за 1 квартал 2019г.

Согласно пункту 1 статьи 182 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части неподтверждения суммы превышения НДС в размере 548 982,7 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.