Учёт

Отнесение на вычеты расходов без подтверждающих документов. Решение апелляционной комиссии от 28 января 2020 года

973

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя «G» (далее - ИП «G») на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты (ИПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка ИП «G» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых обязательств за период с 11.02.2015г. по 26.06.2019г., по результатам которой вынесено уведомление от 09.10.2019г. о начислении ИПН  в сумме 1 677,2 тыс.тенге, пени в сумме 660,5 тыс.тенге и НДС сумме 482,1 тыс.тенге, пени в сумме 251,1 тыс.тенге.

ИП «G», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.

В жалобе указано, что согласно акту налоговой проверки начисление ИПН произведено в связи с отнесением ИП «G» на вычеты расходов без подтверждающих документов на сумму 16 771,8 тыс.тенге.

Вместе с тем, в жалобе указано, что проверяющим не учтены расходы ИП «G» по превышению отрицательной курсовой разницы над положительной, образовавшейся в результате получения финансового беспроцентного займа от физического лица, что подтверждается договором займа и оборотно-сальдовой ведомостью по учету курсовой разницы, копии которых приложены к жалобе.

ИП в жалобе отмечает также, что займ был использован для приобретения первой партии мобильных туалетов, которые были куплены в EURО, сумма курсовой разницы всего составила 12 209,3 тыс.тенге.

Также в жалобе указано о несогласии с начислением НДС в сумме 482,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «А», так как имеются все подтверждающие первичные документы.

Из акта налоговой проверки следует, что ИП «G» в нарушение статьи 100 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. в Декларации по индивидуальному подоходному налогу (ф.220.00) за 2015 год на вычеты отнесены расходы без подтверждающих документов на сумму 16 771,8 тыс.тенге, а также в нарушение статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г. отнесены в зачет НДС в сумме 482,1 тыс.тенге за ТМЦ, приобретенные у Компании «А».

Проверив доводы индивидуального предпринимателя «G», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Относительно начисления ИПН

ИП «G» осуществляет предпринимательскую деятельность на основании Свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя от 11.02.2015г. Вид деятельности – «Предоставление прочих услуг, не включенных в другие группировки».

ИП «G» в период с 11.02.2015г. по 31.08.2015г. применял специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, с 01.09.2015г. применяет общеустановленный режим.

Налоговая проверка произведена на основании заявления ИП «G»» на прекращение деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса от 10.12.2008г. облагаемый доход индивидуального предпринимателя определяется в порядке, установленном для определения объекта обложения корпоративным подоходным налогом в соответствии со статьями 83 - 133, 136, 137 и 224 Налогового кодекса, а также с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса, и налоговыми вычетами, установленными пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса.

Пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. предусмотрено, что расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, как указано в акте налоговой проверки в Декларации по индивидуальному подоходному налогу (ф.220.00) за 2015 год на вычеты отнесены расходы без подтверждающих документов на сумму 16 771,8 тыс.тенге.

Следует отметить, что согласно содержания жалобы ИП «G»» подтверждает отсутствие первичных документов на сумму 16 771,8 тыс.тенге, при этом считает необходимым дополнительно отнести на вычеты расходы, связанные с превышением отрицательной курсовой разницы над положительной, по займу, полученному от физического лица в иностранной валюте.

В соответствии с нормами главы 21, статьи 159 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. налогоплательщиком обжалуется уведомление о результатах проверки, вынесенное по выявленным нарушениям, приведших в частности к начислению налогов и уменьшению убытков.

В данном случае, в обжалуемом уведомлении о результатах проверки начисление ИПН произведено по основаниям (причинам), которые указаны в акте налоговой проверки. По результатам налоговой проверки вычеты за 2015 год были уменьшены на сумму 16 771,8 тыс.тенге в связи с отсутствием подтверждающих документов, при этом корректировок по суммам курсовой разницы не производилось, соответственно, по указанной причине ИПН не начислялся.

Необходимо отметить, что согласно пункту 1, подпункту 3) пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса от 25.12.2017г. исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Следовательно, ответственность за достоверность и полноту сведений, отраженных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика.

В данном случае, обжалуется уведомление о результатах проверки, вынесенное по выявленным нарушениям, тогда как в части не отнесения на вычеты расходов по превышению отрицательной курсовой разницы над положительной, не отнесенных самим ИП «G» на вычеты, по результатам налоговой проверки нарушений не установлено, то доводы ИП «G»» в указанной части, являются некорректными.

Вместе с тем, относительно представленного к жалобе копии договора  финансового займа в иностранной валюте (Евро) от физического лица, следует отметить следующее.

Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) от 2 июля 2018 года к валютным операциям относятся операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства.

При этом пунктом 1 статьи 6 Закона валютные операции между резидентами на территории Республики Казахстан запрещены.

Соответственно, заключение договора займа в иностранной валюте между физическими лицами, резидентами Республики Казахстан является незаконным.

На основании изложенного, исключение из вычетов расходов без подтверждающих документов на сумму 16 771,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки на основании статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. и соответствующее начисление ИПН, является обоснованным.

Относительно начисления НДС

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г. если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -5) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 263 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Согласно пункту 8 статьи 263 Налогового кодекса от 10.12.2008г., если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется: для юридических лиц - подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, согласно акту налоговой проверки Компания «А» выставило в адрес ИП «G» в 2015 году следующие счета-фактуры – №4432 от 26.06.2015г., №4603 от 30.06.2015г. и  №4472 от 29.06.2015г. на общую сумму 4500,0 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 482,1 тыс.тенге. При этом, в указанных счетах-фактурах в строке «Руководитель, фамилия и инициалы» отражено физическое лицо «К».

Необходимо отметить, что Решением Специализированного межрайонного экономического суда от 21.08.2019г. (далее – Решение СМЭС от 21.08.2019г.) государственная перерегистрация Компании «А» от 09.12.2014г. и от 01.09.2015г. признаны недействительными.

В Решение СМЭС от 21.08.2019г. указано, что допрошенный в рамках  досудебного расследования по уголовному делу в качестве подозреваемого физическое лицо «К» пояснило, что он совместно с друзьями и знакомыми с целью заработать, договорились между собой о возможном заработке путем выписки счет-фактур от фирм без фактического выполнения работ, оказания услуг и отгрузки товаров.

Также в Решении СМЭС от 21.08.2019г. указано, физическое лицо «К» формально числясь учредителями и руководителями Компании «А», какого-либо отношения к данному предприятию не имеют, предпринимательскую деятельность не осуществляли и не осуществляют.

Таким образом, судом установлено, что Компания «А» была перерегистрировано незаконно, на подставное лицо, соответственно, его государственная перерегистрация произведена с существенными нарушениями законодательства Республики Казахстан, которые носят неустранимый характер.

Необходимо указать, что в соответствии с частью 2 статьи 21 ГПК РК вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РК.

Таким образом, судебное решение об отмене государственной перерегистрации Компании «А», вступившее в законную силу, в соответствии с частью 2 статьи 21 ГПК РК является обязательным и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РК для всех без исключения, в том числе государственными органами, другими юридических лицами и гражданами.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 3) пункта 6 статьи 85 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. плательщик НДС по решению налогового органа признается снятым с регистрационного учета в качестве плательщика НДС с даты перерегистрации в регистрирующим органе, осуществляющем ведения Национального реестра бизнес-идентификационных номеров, признаны недействительной на основании, вступившего в законную силу решения суда – для лица, указанного в подпункте 5) пункта 4 настоящей статьи.

При этом, согласно подпункту 5) пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса от 25.12.2017г. снятие с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа по форме, установленной уполномоченным органом, производится без уведомления налогоплательщика в случае признания недействительной перерегистрации юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда.

В рассматриваемом случае, Компаниия «А» была снята с регистрационного учета по НДС с 09.12.2014г.

Следовательно, поскольку Компания «А» на момент выписки вышеуказанных счетов-фактур не являлась плательщиком НДС, то сумма НДС, указанная в них не подлежит отнесению в зачет.

На основании изложенного, исключение НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «А» по результатам налоговой проверки на основании статей 256 и 257 Налогового кодекса от 10.12.2008г. и соответствующее НДС, является правомерным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.