Учёт

Отказ в возврате НДС при экспорте в страны ЕврАзЭС. Решение апелляционной комиссии от 25 ноября 2019 года

1052

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «К» от 07.06.2019г. на уведомление о результатах налоговой проверки от 25.04.2019г. Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «К» по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату за период (далее – превышение по НДС) с 01.07.2016г. по 30.09.2018г., по результатам которой вынесено уведомление, где отказано в возврате суммы 42 902,1 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в возврате суммы превышения НДС в размере 17 385,2 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что Компанией в нарушение Правил составления налоговой отчетности (декларации) по НДС (форма 300.00), утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.10.2016г. №579 (далее-Правила составления декларации по НДС) Компанией не верно заполнена декларация по КПН за 3 квартал 2016г., в связи с чем, не подлежит возврату сумма 17 385,2 тыс.тенге.

Основным видом деятельности, как отмечает Компания, является оптовая торговля запчастями. Превышение сумм НДС образовалось за 3-4 кварталы 2016г., 1 квартал 2017г., в связи с импортом запчастей из стран, не входящих в ЕАЭС. При этом, как отмечает Компания, сумма НДС по импорту была уплачена в бюджет своевременно и в полном объеме. Данные запчасти были экспортированы в страны ЕАЭС, что создало оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке.

По мнению Компании, основанием для невозврата суммы НДС в размере 17385,2 тыс.тенге явилось нарушение Правил заполнения декларации по НДС, где по строке 300.00.016II указанная сумма 15816,2 тыс.тенге по мнению налогового органа не соответствует ставке 12% с оборота 209471,1 тыс.тенге.

Так, в жалобе отмечено, что облагаемый оборот в декларации по НДС за 3 квартал 2016г. в сумме 209471,1 тыс.тенге указан бухгалтером ошибочно (вместо суммы 131801,7 тыс.тенге), тогда как сумма НДС 15803,2 тыс.тенге определена правомерно.

Данное расхождение, по утверждению Компании, не является нарушением налогового законодательства, не является фактором, влияющим на сумму начисленного НДС, и не является основанием для отказа в возврате НДС.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость является, в том числе, облагаемый импорт.

Согласно статье 246 Налогового кодекса, облагаемым импортом являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию Таможенного союза (за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

При этом, в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также суммы налогов и таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в Республику Казахстан, за исключением налога на добавленную стоимость на импорт.

Подпунктом 6) пункта 1 статьи 255 Налогового кодекса определено, что освобождению от налога на добавленную стоимость подлежит импорт следующих товаров, в том числе товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан в таможенных процедурах, устанавливающих освобождение от уплаты налогов.

Согласно пунктам 6), 8) Правил составления декларации по НДС раздела «сумма НДС, относимого в зачет» в строке 300.00.016IА указывается размер облагаемого импорта по товарам, ввезенным из государств, не являющихся членами Таможенного союза, за исключением отражаемого в строках 300.00.017, 300.00.018, 300.00.019, 300.00.020, 300.00.026. Размер облагаемого импорта определяется в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса. Данная строка заполняется на основании сведений, указанных в декларации (-ях) на товары.

В строке 300.00.016IВ указывается сумма НДС на импорт, уплаченная по товарам, ввезенным из государств, не являющихся членами Таможенного союза. При применении пропорционального метода отнесения в зачет в данной строке указывается сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного по импортируемым товарам, согласно декларации (-ий) на товары. При применении раздельного метода отнесения в зачет в данной строке указывается сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного по импортируемым товарам, используемым для целей облагаемого оборота.

В рассматриваемом случае, сумма, подлежащая возврату в размере 17 385,2 тыс.тенге сложилась из сумм: 15 792,0 тыс.тенге, которая указана в декларации по НДС за 3 квартал 2016 года и 1 593,2 тыс.тенге, отраженная в том числе в декларации за 1 квартал 2017 года.

Относительно неподтвержденной суммы за 3 квартал 2016г.

В ходе рассмотрения жалобы, проверяющим специалистом представлена информация с приложением лицевого счета Компании по КБК 105102, где за период с 12.07.2016г. по 31.08.2016г. Компанией уплачена в бюджет по импорту сумма 15 816,2 тыс.тенге, в том числе 15 803,2 тыс.тенге, которая указана в декларации по НДС за 3 квартал 2016 года по строке «товары, приобретенные по импорту с уплатой НДС при таможенном оформлении». При этом, отражение суммы в декларации соответствует Правилам составления декларации по НДС, где в строке 300.00.016IВ указывается сумма НДС на импорт, уплаченная по товарам, ввезенным из государств, не являющихся членами Таможенного союза.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также суммы налогов и таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в Республику Казахстан, за исключением налога на добавленную стоимость на импорт.

Согласно данным лицевого счета по КБК 105102 за 3 квартал 2016 года уплачен НДС на общую сумму 15816,2 тыс.тенге по платежным квитанциям:

№000297841 в сумме 3 765,2 тыс.тенге;

№000526558 в сумме 5 740,2 тыс.тенге;

№000445174 в сумме 1 394,8 тыс.тенге;

№000444960 в сумме 2 237,3 тыс.тенге;

№000513629  в сумме 2 678,7 тыс.тенге.

Так, из анализа выгруженных данных аналитического отчета информационной системы Конструктор аналитических отчетов (далее-ИС КАО) оборот по импорту в Декларациях на товары за 3 квартал 2016 года (50624/120716/0006676; 50624/140716/0006779; 50624/230816/0008000; 50624/230816/0008002; 50624/310816/0008204) составил 131 600,7 тыс.тенге, НДС составил 15 792,0 тыс.тенге.

Соответственно, результаты налоговой проверки по отказу в возврате НДС за 3 квартал 2016г. в сумме 15792,0 тыс.тенге, являются необоснованными.

Относительно неподтвержденной суммы за 1 квартал 2017г.

В соответствии со статьей 136 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).

Таким образом, налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), результаты которого налоговые органы используют для целей подтверждения достоверности сумм превышения НДС.

В данном случае, согласно данным ИС СОНО к заявлениям № 7451200120170008 от 20.01.2017 года, № 7451070320170002 от 7 марта 2017 года согласно приложению 26 к Приказу Министра финансов «О некоторых вопросах налогового и таможенного администрирования» от 8 февраля 2018 года №146 представлены также уведомления о получении органом государственных доходов сведений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, поступившего от налоговых органов государств-членов Евразийского экономического союза.

При этом номера и даты счетов-фактур, а также суммы НДС, указанные в Заявлениях о ввозе товаров, соответствуют данным, указанными в приложении 300.09 к ФНО 300.00 за 1 квартал 2017г.

Соответственно, отказ в возврате НДС в сумме 1 593,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки произведен необоснованно.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление в части суммы, неподтвержденной к возврату в размере 17 385,2 тыс.тенге (15 792,0 + 1 593,2), в остальной части оставить без изменения.