Начисление КПН от выбытия фиксированных активов и НДC при списании долга. Решение апелляционной комиссии от 19 июля 2019 года

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Начисление КПН от выбытия фиксированных активов и НДC при списании долга. Решение апелляционной комиссии от 19 июля 2019 года

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Ликвидационной комиссии Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «Е» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 06.11.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 19 354,5 тыс.тенге, пени 897,6 тыс.тенге, НДС в сумме 7 691,7 тыс.тенге, пени 4 301,3 тыс.тенге и о сумме уменьшенного убытка, неподлежащего уплате в бюджет в размере 3 594,0 тыс.тенге.

Ликвидационная комиссия Компании «Е», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Относительно начисления КПН

Из жалобы следует, что Компанией «Е» в декларации по КПН за 2018г. (ликвидационная) по строке 100.00.004 «Прочие доходы» отражены доходы от выбытия фиксированных активов в сумме 80 412,5 тыс.тенге, при этом, строка 100.02.004 приложения 100.02 «Вычеты по фиксированным активам» к Декларации по КПН (ф.100.00) не заполнена.

Также в жалобе указано, что Компанией «Е» в адрес ДГД было представлено письмо с подтверждающими документами на увеличение стоимости здания, в связи с проведением капитального ремонта, на сумму 90 271,5 тыс.тенге (бухгалтерская справка, счет-фактуры, акты выполненных работ).

При этом, Компания «Е» отмечает, что вышеуказанные документы не были учтены в ходе налоговой проверки, соответственно, по результатам налоговой проверки необоснованно увеличен доход от выбытия фиксированных активов и начислен КПН в указанной части.

Кроме того, Компания «Е» отмечает, что постановлением акима области от 24.04.2014г. Общество «Е» со 100% государственным участием было реорганизовано путем преобразования в Компанию «Е». В последующем, доля участия в уставном капитале Компании «Е» актом приема-передачи от 23.11.2016г. был передан в АО НК «СПК «P». 

Проверив доводы Компании «E», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом, пунктом 5 данной статьи Налогового кодекса от 25.12.2017г. определено, что к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

В рассматриваемом случае, в нарушение вышеуказанных норм Налогового кодекса от 25.12.2017г. в жалобе не указаны обстоятельства, на которых Компания «E» основывает свои требования и не приложены документы, подтверждающие необоснованность начислений КПН за 2014-2017гг., по указанным в акте налоговой проверки причинам произведенных начислений, также по начислению КПН за 2018г. в результате исключения из вычетов расходов по фиксированным активам.

Следовательно, начисление КПН по результатам налоговой проверки за 2014-2017гг. по вопросам, отраженным в акте налоговой проверки и причинам произведенных начислений, являются обоснованными.

Относительно доводов Компании «E» по вопросу определения дохода от выбытия фиксированных активов за 2018г. следует отметить, что согласно подпункту 9) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в СГД включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы НДС и акциза, в том числе доход от выбытия фиксированных активов.

Статьей 234 Налогового кодекса от 25.12.2017г. определено, что если стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам), определенная в соответствии со статьей 270 настоящего Кодекса, превышает стоимостный баланс подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налоговом периоде, а также последующих расходов, произведенных в налоговом периоде и учитываемых в соответствии с пунктом 2 статьи 272 настоящего Кодекса, величина превышения подлежит включению в совокупный годовой доход. Стоимостный баланс данной подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на конец налогового периода становится равным нулю.

Доход от выбытия фиксированных активов признается в налоговом периоде, в котором произошло выбытие таких активов в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса от 25.12.2017г. если иное не установлено настоящей статьей, выбытием фиксированных активов являются прекращение признания данных активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 270 Налогового кодекса от 25.12.2017г. если иное не установлено настоящей статьей, стоимостный баланс подгруппы (группы) уменьшается на определенную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности на дату выбытия балансовую стоимость выбывающих фиксированных активов.

В рассматриваемом случае, Компанией «E» (Поставщик) заключен Договор о государственных закупках товаров №41 от 05.06.2018г. (далее-Договор) с ГУ «Управление финансов области» (Заказчик) на основании итогов государственных закупок способом «Из одного источника по несостоявшимся закупкам» от 06.04.2018г.

Пунктом 1.1 Договора предусмотрено, что Поставщик обязуется поставить Товар согласно условиям, требованиям и по ценам, указанным в приложениях к настоящему Договору, являющихся неотъемлемой его частью, а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить за него на условиях настоящего Договора при условии надлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по Договору по специфике 028-412 «Приобретение имущества в коммунальную собственность (здание)».

Согласно пункту 2.1 Договора общая сумма Договора определяется Приложением №1 «Перечень закупаемых товаров, работ, услуг», в соответствии с которым наименование - здание офисное, нежилое (1 штука) по цене 297 150,0 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно ответу банка на запрос от 08.01.2019г. о движении сумм за период 18.03.2013г. по 06.11.2018г., произведенного в ходе налоговой проверки, 26.06.2018г. на счет Компании «E» поступило денежных средств в сумме 297 150,0 тыс.тенге (приобретение имущества в коммунальную собственность согласно акту-приемки от 15.06.2018г. №180045/00/1).

Таким образом, Компанией «E», административное здание реализовано ГУ «Управление финансов» за 297 150,0 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что согласно подпункту 4) пункта 26 Правил составления налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00), утвержденных приказом №166 Министра финансов РК от 12.02.2018г. в строке 100.02.004 I указывается общая сумма последующих расходов, относимых на увеличение стоимостных балансов групп (подгрупп) в соответствии с пунктом 2 статьи 272 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В рассматриваемом случае, согласно данным декларации по КПН за 2018г. стоимостный баланс подгруппы (по I группе) (строка 100.02.001 I) составляет 129 773,8 тыс.тенге, при этом, Компанией «E» в строке 100.02.004 I не были отражены суммовые показатели по последующим расходам по фиксированным активам, относимых на увеличение стоимостных балансов групп (подгрупп).

Вместе с тем, Компания «E» утверждает, что проведен капитальный ремонт вышеуказанного административного здания, что привело к увеличению балансовой стоимости здания на сумму 90 271,5 тыс.тенге, соответственно, необходимо увеличить последующие расходы, относимые на увеличение стоимостных балансов групп (подгрупп) на указанную сумму. При этом, в качестве доказательства Компания «E» к жалобе приложены копии счетов – фактур, актов выполненных работ.

Следует указать, что согласно копий счетов – фактур, актов выполненных работ контрагентами «S», «F» и «K» в адрес Компании «E» были оказаны работы и услуги (экспертиза проекта, разработка эскиза, общестроительные работы, освещение, текущий ремонт и т.д.) с учетом НДС на общую сумму 79 872,9 тыс.тенге, в том числе расходы на ремонт здания за 2018г. составили 16 979,9 тыс.тенге.

При этом, согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2018г., заверенного печатью Компании «E», по счету 2931 «Незавершенное производство» оборот по дебету составил 90 271,5 тыс.тенге, тогда как согласно представленным копиям первичных бухгалтерских документов затраты по ремонту за 2018г. составили 16 979,9 тыс.тенге.

Согласно счет-фактуре от 14.02.2018г., выставленной контрагентом «S» в адрес Компании «E» на сумму 16379,9 тыс.тенге и акту выполненных работ (оказанных услуг) в разделе «Наименование товаров (работ, услуг) (в разрезе их подвидов в соответствии с технической спецификацией, заданием, графиком выполнения работ (услуг) при их наличии)» указано «Текущий ремонт нежилых помещений», соответственно, данные затраты не подлежат отнесению к расходам, увеличивающим стоимостной баланс групп (подгрупп) в налоговом учете в соответствии со статьей 272 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Далее, следует отметить, что согласно приказу Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства №170 от 02.05.2012г. при расчетах между заказчиком и подрядчиком за выполненные строительно-монтажные работы следует применять следующие формы: акт приемки выполненных объемов работ; акт приемки выполненных работ; справки о стоимости выполненных работ и затрат.

При отсутствии утвержденных приказом форм, в том числе акта выполненных работ (СМР), документальным свидетельством факта выполненных работ в строительстве могут служить первичные документы, составленные предприятием самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 7 Закона РК от 28.02.2007 года №234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон).

Следовательно, при отсутствии утвержденных Приказом форм, в том числе Акта сдачи-приемки строительно-монтажных работ, документальным свидетельством факта совершения выполненных строительно-монтажных работ могут служить первичные документы, составленные организацией самостоятельно, в соответствии с вышеуказанной нормой Закона.

При этом акты выполненных работ (оказанных услуг) должны содержать наименование работ (услуг) в разрезе их подвидов в соответствии с технической спецификацией, заданием, графиком выполнения работ (услуг) при их наличии и прочее. Акты приемки выполненных работ (СМР) подписывают соответствующие лица (в частности, начальник участка, прораб, мастер, бригадир, экономист/инженер ОТиЗ, отдел технического надзора, начальник СМУ, начальник ПТО, инженер НТО).

Таким образом, вышеуказанная утвержденная форма акта выполненных работ предусматривает обязательное наличие отражения реквизитов, подтверждающих факт оказания данных работ, соответственно, на основании которого возможно подтверждение связанности данных расходов с выполнением работ, оказанием услуг, согласно требованиям статьи 100 Налогового кодекса и статьи 242 Налогового кодекса от 25.12.2017г. при отнесении расходов на вычеты по КПН.

В рассматриваемом случае, в качестве подтверждения Компанией «E» представлены справки о стоимости выполненных работ, акты приемки выполненных работ за сентябрь-ноябрь 2017г. на общую сумму 67 195,9 тыс.тенге, в том числе НДС 7 200,0 тыс.тенге, подписанного Компанией «E» и контрагентом «S», а также в качестве технадзора – Компанией «У» и заверены печатью указанных предприятий.

Как следует из указанных документов, контрагент «S» строительно-монтажные работы на вышеуказанную сумму были проведены в 2017г., тогда как согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2018г. по счету 2931 «Незавершенное производство» оборот по дебету составил 90 271,5 тыс.тенге, то есть строительно-монтажные работы были проведены в 2018г. В этой связи, представленные Компанией «E» документы за сентябрь-ноябрь 2017г. не могут быть приняты в качестве подтверждающих для увеличения стоимостного баланса I группы за 2018г. на сумму 90 271,5 тыс.тенге.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно Акту приема – передачи долгосрочных активов от 15.06.2018г. из баланса Компании «E» на баланс ГУ «Управление финансов области» передано административное здание. При этом, в данном акте приема – передачи указано, что балансовая стоимость административного здания составляет 154 370,4 тыс.тенге и амортизация в сумме 68 234,6 тыс.тенге.

Тогда как, согласно данным приложений №7 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» к Декларации по КПН за 2018г. (ф.100.00) на начало отчетного периода инвестиционная недвижимость составляет 66 167,3 тыс.тенге и основных средств на сумму 73 580,4 тыс.тенге, всего на сумму 139 747,7 тыс.тенге, при этом, на конец отчетного периода данные показатели составляют 0 тенге.

При этом по данным оборотно-сальдовой ведомости Компании «E» за 2018г. сумма основных средств по счету 2400 «Основные средства» на начало отчетного периода составляет - 66 455,3 тыс.тенге (206 823,9 - (счет 2410 «Основные средства») - 64 500,9 тыс.тенге (счет 2420 «Амортизация основных средств») – 75 867,7 тыс.тенге (счет 2430 «Убыток от обесценения основных средств»)), при этом, на конец отчетного периода данные показатели составляют 0 тенге.

Следовательно, данные, отраженные в Сведениях о компонентах годовой финансовой отчетности по инвестиционной недвижимости и основным средствам на начало отчетного периода не соответствуют данным оборотно - сальдовой ведомости Компании «E» за 2018г.

Учитывая вышеизложенные факты, увеличение СГД на сумму дохода от выбытия фиксированных активов в размере 89 990,0 тыс.тенге (297 150,0 - 129 773,8 – 77 386,2) и начисление КПН в указанной части по результатам налоговой проверки, являются обоснованными.

Относительно начисления НДС

Из жалобы Компании «E» следует, что 31.03.2016г. при снятии с учета по НДС была подана ликвидационная отчетность, соответственно, все налоговые обязательства по НДС были исполнены.

Проверив доводы Компании «E», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия, в том числе составляет и представляет, за исключением налоговых регистров, налоговые формы налоговым органам в установленном порядке и исчисляет, исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговых ставок, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним в соответствии с особенной частью Налогового кодекса.

Аналогичные нормы предусмотрены Налоговым кодексом от 25.12.2017г.

Необходимо отметить, что согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 18 Налогового кодекса от 25.12.2017г. налоговые органы являются органом государственных доходов и выполняют задачи, в том числе по обеспечению соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Налогового кодекса от 25.12.2017г. налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением, которого возложен на налоговые органы, за исключением исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду (кроме налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников).

Пунктом 1 статьи 159 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусмотрено, что по завершении налоговой проверки в случае выявления нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, уменьшение убытков, к неподтверждению к возврату сумм превышения налога на добавленную стоимость и (или) корпоративного (индивидуального) подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты с доходов нерезидента, налоговым органом выносится уведомление о результатах проверки, которое направляется (вручается) налогоплательщику (налоговому агенту) в порядке и сроки, которые установлены в соответствии со статьями 114 и 115 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

 Следовательно, налоговые органы осуществляют налоговую проверку по исполнению налоговых обязательств в соответствии с нормами налогового законодательства Республики Казахстан, и в случае выявления нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, выносят уведомление о результатах проверки.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки Компанией «E» в нарушение статей 231, 238, 268 Налогового кодекса допущено занижение облагаемого оборота от реализации товаров (работ, услуг) на сумму 15 528,5 тыс.тенге в том числе за:

- 2 квартал 2014г. на сумму 519,5 тыс.тенге;

- 4 квартал 2014г. на сумму 2079,1 тыс.тенге;

- 1 квартал 2015 на сумму 1145,0 тыс.тенге;

- 2 квартал 2015г. на сумму 2469,1 тыс.тенге;

- 3 квартал 2015г. на сумму 6718,9 тыс.тенге;

- 4 квартал 2015г. на сумму 2359,2 тыс.тенге;

- 1 квартал 2016г. на сумму 237,7 тыс.тенге, в результате которого произведено начисление НДС за указанные периоды в сумме 1863,4 тыс.тенге.

Также, по результатам налоговой проверки установлено, что Компанией «E» получен доход от списания долгов от контрагента «S» по Договору от 28.11.2013г. на сумму 1 887,6 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 202,2 тыс.тенге, что подтверждается данными оборотно-сальдовой ведомости за 2014г. и бухгалтерской справкой №12 от 31.12.2014г.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1 статьи 259 Налогового кодекса от 10.12.2008г. Компанией «E» не произведена корректировка суммы НДС, относимого в зачет за 4 квартал 2014г. на указанную сумму НДС, в этой связи по результатам налоговой проверки произведено начисление НДС на сумму 202,2 тыс.тенге.

Кроме того, Компанией «E» в нарушение Правил составления налоговой отчетности за 1 и 3 кварталы 2014г. неверно заполнены Декларации по НДС (ф.300.00). Так, в Декларации по НДС за 1 квартал 2014г. начисленная сумма НДС отражена в размере 3 076,4 тыс.тенге, сумма НДС, относимая в зачет в размере 804,8 тыс.тенге, при этом исчисленная сумма НДС, подлежащая к уплате в размере 2 271,5 тыс.тенге вместо строки 300.00.027 I «Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет» отражена в строке 300.00.027 II «Превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога».

При этом по результатам налоговой проверки фактическая сумма НДС, подлежащая уплате за данный налоговый период, составила 1 245,3 тыс.тенге, соответственно за 1 квартал 2014г. с учетом вышеуказанных нарушений, допущенных Компанией «E», начисление НДС произведено в сумме 3516,8 тыс.тенге (2271,5+1245,3).

Аналогичное нарушение по результатам налоговой проверки было установлено за 3 квартал 2014г., в результате которого произведено начисление НДС в сумме 2109,2 тыс.тенге.

Как было указано в акте налоговой проверки Компанией «E» за 1-4 кварталы 2015г. и 1 квартал 2016г. были получены доходы от реализации товаров, работ, услуг, однако в облагаемый оборот по НДС данные доходы не были включены, следовательно, за указанный период не был исчислен НДС (журналы регистраций счет-фактур, оборотно-сальдовые ведомости, декларации по КПН (ф.100.00) за 2015г.).

Следовательно, доводы Компании «E» об исполнении налоговых обязательств по НДС, являются некорректными, соответственно начисление НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Рассказать друзьям:

Возврат к списку