Начисление НДС на товары, работы и услуги на территории РК, и импортированные с территории ЕАЭС. Решение апелляционной комиссии от 24 января 2019 года

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Начисление НДС на товары, работы и услуги на территории РК, и импортированные с территории ЕАЭС. Решение апелляционной комиссии от 24 января 2019 года

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС), НДС на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС, индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН), об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «К» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, поступлений в пенсионный фонд, социальных отчислений за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 29.09.2017г. о начислении НДС в сумме 60 571,7 тыс.тенге и пени 5 528,1 тыс.тенге, НДС на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС в сумме 487,9 тыс.тенге и пени 123,9 тыс.тенге, ИПН в сумме 14,7 тыс.тенге и пени 9,7 тыс.тенге, об уменьшении убытка, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 84 736,7 тыс.тенге.

Компания «K», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления НДС в сумме 60 571,7 тыс.тенге, об уменьшении убытка на сумму 84 736,7 тыс.тенге и при этом приводит следующие доводы.

1. Относительно увеличения облагаемого оборота и уменьшения совокупного годового дохода по спонсорской помощи

В жалобе указано, что Компания «K» в 2012, 2014, 2016 годах от Организации «NFG» по договорам оказания благотворительной помощи получало денежные средства, которые направлялись на проведение Международных гольф-турниров, проводимых в целях развития гольфа как спорта, включенного в список олимпийских игр.

При проведении данных мероприятий Компания «K» обязана отражать информацию о своих спонсорах. Гольф-поля содержатся за счет ежегодных взносов членов клуба и финансовой поддержки частных компаний.

Компания «K» считает, что в ходе налоговой проверки при признании полученных денежных средств облагаемым оборотом от услуг по проведению турнира по гольфу не учены требования статей 393, 683 Гражданского кодекса РК (далее - ГК РК). Поступившие денежных средств по указанным договорам Компанией «K» отражены в налоговой отчетности по КПН в качестве прочего дохода.

Как следует из акта налоговой проверки, в нарушении статей 12, 86, 230, 231 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) Компанией «K» не включены в облагаемый оборот суммы полученных денежных средств в виде спонсорской помощи, полученные от Организации «NFG», рассмотренные, как услуги по проведению турнира. В связи с чем, по результатам налоговой проверки за проверяемый налоговый период начислен НДС, а также на сумму начисленного НДС в указанной части уменьшен совокупный годовой доход (далее - СГД) по налоговым периодам.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС:

1) по реализации товаров, работ, услуг в РК, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса;

2) по приобретению работ, услуг от нерезидента в случае, установленном статьей 241 Налогового кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 231 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара, в том числе, указанные в подпунктах 1) - 6) данного пункта.

При этом пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса определено, что размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них НДС, если иное не предусмотрено настоящей статьей и законодательством РК о трансфертном ценообразовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящей статьей, ставка НДС составляет 12 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта.

Таким образом, облагаемым оборотом является, в частности, оборот по реализации услуг в РК, размер которого определяется на основе стоимости реализуемых услуг в соответствии с пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса.

При этом, пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса определено, что доходом от реализации является стоимость реализованных товаров, работ, услуг. В стоимость реализованных товаров, работ, услуг не включаются суммы НДС и акциза.

В рассматриваемом случае, согласно приложенным к жалобе документам, следует, что между Организацией «NFG» и Компанией «К» заключены Договоры об оказании спонсорской помощи (от 07.08.2012г., 14.07.2014г., 19.08.2016г.), по условиям которых Организация «NFG» выдает Компании «К» в качестве спонсорской помощи денежные средства для проведения турнира по гольфу. Компания «К» подтверждает и соглашается использовать спонсорскую помощь исключительно по назначению и обязуется предоставить отчет о надлежащем и целевом использовании выделенной спонсорской помощи.

Организация «NFG» вправе требовать возврата средств спонсорской помощи, в случае использования не по целевому назначению. В случае образования экономии денежных средств полученной спонсорской помощи, возвратить сумму образовавшейся экономии в установленные сроки.

Согласно информации работников, проводивших налоговую проверку, следует, что Организацией «NFG» определен список участников и бюджет данного турнира. При этом Компания «К», являющаяся владельцем Гольф-курорта, расходы по проведению турнира относило на вычеты и НДС в зачет.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 13) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса спонсорская помощь - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе с целью распространения информации о лице, оказывающем данную помощь:

физическим лицам в виде финансовой (кроме социальной) поддержки для участия в соревнованиях, конкурсах, выставках, смотрах и развития творческой, научной, научно-технической, изобретательской деятельности, повышения уровня образования и спортивного мастерства;

некоммерческим организациям для реализации их уставных целей.

Соответственно, исходя из понятия, определенного в пункте 1 статьи 12 Налогового кодекса, Компания «К» не подлежит отнесению ни к одной из категорий лиц, которым может быть оказана спонсорская помощь.

Наряду с изложенным, в соответствии с пунктом 1 статьи 683 ГК РК по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В рассматриваемом случае, в качестве спонсорской помощи в адрес Компании «К» были перечислены денежные средства для проведения турнира по гольфу.

То есть Компания «К» (Исполнитель) обязана была по заданию Организации «NFG» (Заказчик) совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, тем самым оказать услуги по проведению турнира по гольфу.

Исходя из изложенного, следует, что денежные средства для проведения турнира по гольфу, полученные Компанией «К» в качестве спонсорской помощи, подлежат рассмотрению как стоимость услуг по проведению турнира и, соответственно, должны признаваться облагаемым оборотом по НДС и доходом от реализации услуг.

Таким образом, результаты налоговой проверки по признанию полученных сумм денежных средств в качестве стоимости услуг по проведению турнира, являются обоснованными. Соответственно начисление НДС в обжалуемой сумме, является обоснованным.

Вместе с тем, необходимо указать, что в сумме полученной спонсорской помощи не предусматривался НДС, в связи с чем, по результатам налоговой проверки при начислении НДС была занижен размер облагаемого оборота, а также необоснованно уменьшен СГД на суммы начисленного НДС в указанной части.

2. Относительно уменьшения сумм вычетов по налогам

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки необоснованно уменьшена сумма налогов, отнесенных на вычеты за 2012-2015 годы.

Компания «К» считает, что правомерно относило на вычеты суммы налогов, что подтверждается данными налоговых регистров.

Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «К» в нарушение пункта 1 статьи 114 Налогового кодекса завышены суммы вычетов по налогам за 2012-2015 годы.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящей статьей, в отчетном налоговом периоде вычету подлежат налоги и другие обязательные платежи в бюджет, уплаченные в бюджет РК или иного государства:

1) в отчетном налоговом периоде, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;

2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период.

При этом уплаченные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет определяются с учетом проведения зачетов в порядке, установленном статьями 599 и 601 Налогового кодекса.

Исчисление и начисление налогов и других обязательных платежей в бюджет производятся в соответствии с налоговым законодательством РК или иного государства (для налогов и других обязательных платежей, уплаченных в бюджет иного государства).

Таким образом, отнесение сумм налогов на вычеты производится с соблюдением требований, установленных нормами статьи 114 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, Компанией «К» на вычеты отнесены следующие налоги и платежи: социальный налог, земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, плата за эмиссии, плата за пользование земельными участками, плата за использование радиочастотного спектра.

Сумма, отнесенных Компанией «К» на вычеты налогов и платежей составила: за 2012 год - 119 023,7 тыс.тенге, за 2013 год - 115 511,4 тыс.тенге, за 2014 год - 111 300,1 тыс.тенге, за 2015 год - 106 482,5 тыс.тенге. При этом по результатам налоговой проверки вычеты по налогам определены за 2012 год в сумме 105 080,1 тыс.тенге, за 2013 год в сумме 104 797,2 тыс.тенге, за 2014 год в сумме 106 055,4 тыс.тенге, за 2015 год в сумме 97 227,8 тыс.тенге.

Следует указать, что суммы налогов, отнесенных на вычеты по данным Налоговых регистров по расшифровке строки «Налоги и другие обязательные платежи в бюджет» Деклараций по КПН за 2012-2015 годы, приложенных Товариществом к жалобе:

- за 2012 год составили 105 080,1 тыс.тенге, что также подтверждается также данными акта налоговой проверки, лицевых счетов и налоговой отчетности налогоплательщика по соответствующим видам налогов и платежей в бюджет. Следовательно, результаты налоговой проверки по уменьшению вычетов по налогам за 2012 год на сумму 13 943,6 тыс.тенге (119 023,7-105 080,1), являются обоснованными;

- за 2013 год составили 115 511,4 тыс.тенге, что также подтверждается данными лицевых счетов и налоговой отчетности налогоплательщика. Соответственно, результаты налоговой проверки по уменьшению вычетов по налогам за 2013 год на сумму 10 714,2 тыс.тенге (115 511,4-104 797,2), являются необоснованными;

- за 2014 год составили 111 300,1 тыс.тенге, что также подтверждается данными лицевых счетов и налоговой отчетности налогоплательщика. Следовательно, результаты налоговой проверки по уменьшению вычетов по налогам за 2014 год на сумму 5 244,7 тыс.тенге (111 300,1-106 055,4), являются необоснованными;

- за 2015 год составили 106 482,5 тыс.тенге, что также подтверждается данными лицевых счетов и налоговой отчетности налогоплательщика. Следовательно, результаты налоговой проверки по уменьшению вычетов по налогам за 2015 год на сумму 9 254,7 тыс.тенге (106 482,5-97 227,8), являются необоснованными.

Более того, факт необоснованного уменьшения по результатам налоговой проверки сумм вычетов по налогам за 2013-2015 годы также подтверждается и по информации налогового органа, полученной в ходе рассмотрения жалобы, в которой указано, что в ходе налоговой проверки при определении вычетов по налогам не учтены суммы переплаты по налогам и платежам на начало соответствующего отчетного налогового периода.

Исходя из изложенного, следует, что результаты налоговой проверки по уменьшению вычетов по налогам за 2013 - 2015 годы на сумму 25 213,6 тыс.тенге (10 714,2+5 244,7+9 254,7), являются необоснованными.

3. Относительно исключения расходов по взаиморасчетам с поставщиками товаров (работ, услуг) из вычетов и НДС из зачета

В ходе рассмотрения жалобы в целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) уполномоченным органом письмом от 06.02.2018г. назначено проведение тематической проверки Компании «К» по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г. в части обоснованности исключения из вычетов и НДС из зачета расходов по взаиморасчетам с поставщиками.

Во исполнение данного письма, Комитетом государственных доходов МФ РК вынесено предписание от 21.02.2018г. на проведение тематической проверки Компании «К», по результатам которой составлен акт от 05.11.2018г. тематической проверки.

Согласно акту от 05.11.2018г. тематической проверки установлено, что в соответствии со статьями 100, 256 Налогового кодекса в связи с наличием подтверждающих документов по расходам, понесенным в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода и использованием в целях облагаемого оборота, расходы по взаимоотношениям с ТОО «B», ТОО «BMTS», ТОО «А», ТОО «C», ТОО «DT», ТОО «АBP» (в части), ТОО «PG», ТОО «EG», ТОО «КS», ТОО «АКS», ТОО «SS», ТОО «FLAА», ТОО «NECA», ТОО «АТ», ТОО «OS» подлежат отнесению на вычеты за 2012-2016 годы на сумму 14 111,1 тыс.тенге, НДС в зачет на сумму 1 657,8 тыс.тенге.

При этом по результатам тематической проверки (акт от 05.11.2018г.) расходы по взаиморасчетам с ТОО «ПS», ТОО «S», ТОО «CАRК», ТОО «SR», ТОО «АBР» (в части) исключены из вычетов и НДС из зачета в связи с отсутствием соответствующих документов, подтверждающих обоснованность отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет.

Таким образом, согласно акту от 05.11.2018г. тематической проверки, назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты налоговой проверки (акт от 29.09.2017г.) по начислению НДС в сумме 1 657,8 тыс.тенге и уменьшению убытка на сумму 14 111,1 тыс.тенге уменьшены.

Исходя из изложенного, следует, что в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой налоговой проверки за проверяемый налоговый период по исключению расходов по взаимоотношениям с вышеуказанными поставщиками Компании «К» в сумме 14 111,1 тыс.тенге из вычетов и НДС в сумме 1 657,8 тыс.тенге из зачета, являются необоснованными.

Наряду с изложенным необходимо указать, что согласно информации работников, проводивших налоговую проверку, по результатам обжалуемой налоговой проверки необоснованно исключен из зачета за 3 квартал 2012 года НДС в сумме 31,7 тыс.тенге в связи с допущенной арифметической ошибкой.

Кроме того, по результатам обжалуемой налоговой проверки необоснованно уменьшены вычеты за 2014 год на сумму 57,6 тыс.тенге в части расходов по взаимоотношениям с ТОО «OS» на сумму 57,3 тыс.тенге и ТОО «КS» на сумму 0,3 тыс.тенге. В ходе проведенной тематической проверки (акт от 05.11.2018г.) установлено наличие соответствующих подтверждающих документов по данным расходам, понесенных в связи с получением дохода, то есть расходы в сумме 57,6 тыс.тенге по взаимоотношениям с ТОО «OS», ТОО «КS» подлежат отнесению на вычеты.

Учитывая изложенное, следует, что результаты обжалуемой налоговой проверки по исключению из вычетов за 2014 год расходов по ТОО «OS», ТОО «КS» на сумму 57,6 тыс.тенге, а также по исключению из зачета за 3 квартал 2012 года НДС в сумме 31,7 тыс.тенге, являются необоснованными.

Таким образом, результаты налоговой проверки по уменьшению сумм вычетов в части расходов по товарам (работам, услугам) на 14 168,7 тыс.тенге (14 111,1+57,6), а также по исключению из зачета НДС на сумму 1 689,5 тыс.тенге (1 657,8+31,7), являются необоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления НДС и уменьшения убытка, в остальной части обжалуемое уведомление оставить без изменения.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку