Учёт

Отмена льгот по дивидендам, ограничение выписки ЭСФ, остановка грузовых автотранспортных средств (АТС)

880

Письмо Министерства Национальной экономики РК от 17.05.2022 года № 02-19/ЗТ-Н-722  на запрос:
В Парламент Республики Казахстан подготовлен на рассмотрение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».
ПОБ «Учёт» не поддерживает ряд вносимых изменений и поправок поскольку они влекут ухудшение существующего положения предпринимателей.
Вносятся поправки в подпункт 8) пункт 1 статьи 341 Налогового кодекса, а именно исключается освобождение от налогообложения доходов в виде дивидендов учредителей, участников, акционеров (физических лиц), полученных в результате предпринимательской деятельности субъектов среднего и крупного предпринимательства.

Также вносится поправка в подпункт 2) пункта 6 статьи 96 Налогового кодекса «признание счет-фактур, выписанных в электронной форме по истечении срока исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи, неподтвержденными в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.»

Введение такой нормы означает, что признание выписанного счет-фактуры будет признаваться неподтвержденным/недействительным только по усмотрению налоговых органов и, как следствие, введение новых способов обеспечения исполнения налогового обязательства (расширение функционала Комитета государственных доходов при проведении камерального контроля) не предусмотрено Концепцией Закона.
ЭСФ является учетным документом для целей ведения налогового учета по НДС, но не является сделкой. В этой связи, для подтверждения или не подтверждения оборота статьёй 403 Налогового кодекса предусмотрено, что исключение НДС из зачета по сделке осуществляется только по решению суда. При наличии сомнений в фиктивности сделки налоговым органам подпунктом 10) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса предоставлено право подавать в суд иски о признании сделок недействительными.
В данном случае, процедура исключения НДС из зачета по неподтвержденным ЭСФ будет производится налоговыми органами во внесудебном порядке.
Камеральный контроль является инструментом добровольного исполнения обязательства, тогда как предлагаемые поправки по сути направлены на то, чтобы лишить налогоплательщика права на судебную защиту. Вследствие принятия данной поправки, камеральный контроль становится инструментом административного принуждения налогоплательщика к выполнению требований налоговых органов.
Связанное с этим изменение вносится поправка и в статью 116 Налогового кодекса, а именно вводится новый способ обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства в виде «признания счет-фактур, выписанных в электронной форме, неподтвержденными в информационной системе электронных счетов-фактур».
Считаем, что введение дополнительных способов обеспечения исполнения налоговых обязательств по своей сути является еще одним административным рычагом давления на бизнес, так как, существующие способы всегда были достаточными и действенными для обеспечения исполнения налоговых обязательств и не требовали новых форм, это подтверждается многолетней правоприменительной практикой.  

Кроме того, предложены поправки в подпункт 11) пункт 1 статьи 19 Налогового кодекса:
«производить остановку на территории Республики Казахстан грузовых автотранспортных средств с разрешенной максимальной массой более трех с половиной тонн, в целях проведения тематической проверки по вопросам, указанным в подпунктах 15) и 18) пункта 1 статьи 142 настоящего Кодекса:
•    при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза;
•    при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза;
•    при перемещении товаров через территорию Республики Казахстан в рамках взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза.
Для целей настоящего подпункта остановке подлежат грузовые автотранспортные средства, определенные на основании применения системы управления рисками уполномоченного органа и в соответствии с порядком, утвержденным, уполномоченным органом.»

Считаем, что вышеуказанные изменения влекут расширение полномочий органов государственных доходов и выходит за рамки их компетентности, учитывая, что в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 13 Таможенного кодекса РК правом останавливать транспортные средства наделены таможенные органы. К тому же в настоящее время органами государственных доходов на границе со странами ЕАЭС осуществляется контроль, в рамках которого имеются полномочия по остановке грузовых автотранспортных средств (АТС) на автомобильных пунктах совместно с органами внутренних дел и транспортной полицией. Обоснование введения поправок в виду возникающих проблем по обеспечению присутствия должностных лиц органов внутренних дел и транспортной полиции для остановки АТС является не аргументированным для расширения функционала органов государственных доходов в виде «Налоговая служба на колесах», а соответственно предполагает финансово-экономические последствия принятия предлагаемых поправок. Более того, ссылку на опыт РФ в качестве дополнительного обоснования, считаем несостоятельной ввиду того, что такими функциями наделена Федеративная таможенная служба РФ (ФТС).
Предложенная поправка еще не рассмотрена Мажилисом РК, тем не менее Приказом Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 4 апреля 2022 года № 197 внесено дополнение в приказ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2016 года № 522 «Об утверждении положений Департаментов государственных доходов Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по областям, городам республиканского значения и столицы и их территориальных органов», согласно которому уже создано Главное диспетчерское управление Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - ГДУ), которое уполномочено на выполнение функций государственного управления и контроля в сфере таможенного дела.
Создание ГДУ с наделением полномочий таможенных органов идет в разрез с поручением Главы Государства о сокращении штатной численности в государственных органах. Во исполнения данного поручения Премьер – министром Казахстана Аскаром Маминым было подписано Постановление №874 от 9 декабря 2021 года согласно которому центральным и местным исполнительным органам «в срок с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года провести работу по сокращению штатной численности в соответствии с лимитами штатной численности, указанными в приложениях 2 и 4 к настоящему постановлению, согласно законодательству Республики Казахстан».
Кроме того, создание дополнительного регуляторного государственного органа противоречит принципам предпринимательства, презумпции добросовестности субъектов предпринимательства и взаимной ответственности государства и субъектов предпринимательства, регламентированной положениями Предпринимательского кодекса РК, а также поручениям Президента «о необходимости реформ регуляторной системы, которая по-прежнему остается громоздкой».
Считаем, что указанные правки: исключение освобождения дивидендов от налогообложения, признание счетов-фактур неподтвержденными, а также наделение налоговых органов правами остановки грузовых автотранспортных средств противоречат Посланию Главы государства народу Казахстана 1 сентября 2020 года: «Любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов должны восприниматься как тягчайшее преступление против государства».

Профессиональная организация бухгалтеров «Учет»

 

К обращению от 21 апреля 2022 года № 38

                             

Министерство национальной экономики Республики Казахстан, рассмотрев ваше обращение касательно поправок...

Авторизация
Пожалуйста, авторизуйтесь:

Документ показан не полностью!

Для продолжения просмотра Вы должны быть авторизованы с действующей подпиской по тарифам: ЭКСПЕРТ, МАСТЕР, ПРОФ, ЭКОНОМ, Всеобщее декларирование, ДЕМО ДОСТУП. Информация о тарифах
А так же Вы можете оформить подписку (или перейти на тариф выше) сейчас или запросить Демо-доступ.